дело №
УИД 26RS0№-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2020 года <адрес>
Изобильненский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Луценко Е.Ю.,
с участием истца ФИО5, представителя ответчика ФИО9,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к «Управлению труда и социальной защиты населения Изобильненского городского округа <адрес> о признании права на меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в связи с рождением ребенка, об установлении факта постоянного проживания обязании ответчика назначить единовременную денежную выплату в связи с рождением ребенка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес> о признании права на меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в связи с рождением ребенка, об установлении факта постоянного проживания обязании ответчика назначить единовременную денежную выплату в связи с рождением ребенка, мотивируя свои требования тем, что истец является матерью троих детей ФИО1 родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец постоянно проживает на территории <адрес>. В июле 2020 года ФИО5 обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес> с заявлением о назначении и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес>, однако ДД.ММ.ГГГГ истцу в этом было отказано по тому основанию, отсутствие у детей регистрации на территории <адрес> на дату рождения 3 или последующего ребенка. На момент рождения третьего ребенка истец с мужем проживали и были зарегистрированы в гт.Солнечнодольск. Муж-отец ребенка зарегистрирован пгт. <адрес> Пионерный, <адрес> истец пгт.Солнечнодольск Молодежная 5 <адрес>. Вместе с ними на тот момент проживали и проживают в настоящее время по адресу пгт.Солнечнодольск <адрес> несовершеннолетние дети ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то есть, на момент рождения третьего ребенка, дети не были зарегистрированы в органах миграционной службы по месту проживания, так как истец и её супруг не знали, что для не совершеннолетних детей требуется регистрация по месту жительства, полагали, что место жительства детей, не достигших 14 лет, определяется местом жительства их родителей, как это предусматривает ст. 20 ГК РФ.
В судебном заседании истец ФИО5 исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объёме.
Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес> ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала ранее предоставленный отзыв на исковое заявление, согласно которого пояснила, что истец обращалась в Управление по вопросу назначения указанной выше ежемесячной денежной выплаты ДД.ММ.ГГГГ При обращении истцом не были представлены документы, подтверждающие постоянное проживание истца и ее детей ФИО4 и ФИО2 на территории <адрес> на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, как того требует действующая редакция постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». На обращение истца ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ исх. №, в котором подробно разъяснялись условия назначения указанной выплаты и был указан перечень документов, которые, согласно подпункту 5 пункта 7 Порядка осуществления назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 498-п. требуются для подтверждения факта постоянного проживания на территории <адрес>. Считает что действия Управления не нарушали действовавшего правового регулирования. В удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объёме.
Выслушав мнение истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 524 установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории <адрес>, назначаемая в случае рождения у них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Денежная выплата установлена в размере величины прожиточного минимума для детей в <адрес>, устанавливаемой нормативным правовым актом <адрес>.
Абзацем четвертым пункта 2 этого постановления одним из условий предоставления ежемесячной денежной выплаты предусмотрено наличие регистрации по месту жительства на территории <адрес> у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 5 Постановления, оно вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор, граждане обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных выше абзаца четвертого пункта 2 и пункта 5 названного постановления <адрес>, считая, что данное правовое регулирование противоречит статьям 7 и 39 Конституции Российской Федерации, статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", нарушает права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства, права на социальное обеспечение, в том числе на предоставление в полном объеме мер социальной поддержки семьям с детьми, также не соответствует критериям формальной определенности, чем допускается их неоднозначное понимание правоприменителем.
Апелляционным определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 19-АПГ17-12 решение <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в части признания недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 606, в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 524 - изменено, признав оспариваемый абзац не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории <адрес> иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.
Это же решение суда в части признания недействующим пункта 5 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 571 в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 524 - отменено с принятием в этой части нового решения, которым отказать в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим этого пункта постановления (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 19-АПГ17-12).
Судом установлено, что ФИО5 является матерью троих детей ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ и являющейся гражданином РФ, что подтверждается свидетельством о её рождении I-ДН №, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и являющейся гражданкой РФ, что подтверждается свидетельством о её рождении II-ДН №, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и являющегося гражданином РФ, что подтверждается свидетельством о его рождении III-ДН №.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" <адрес> постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес>. Указанный порядок определяет механизм назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории <адрес>, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес>. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается семьям независимо от наличия у родителей или детей права на иные меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации или законодательством <адрес>. В соответствии с п.4. Порядка-выплата ежемесячной денежной выплаты осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в области социальной защиты населения или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> в случае наделения их отдельными государственными полномочиями <адрес> по назначению и выплате семьям ежемесячной денежной выплаты (далее - уполномоченной орган).
В июле 2020 года истец обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес> с заявлением о назначении и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес>, однако ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано по тому основанию, отсутствие у детей регистрации на территории <адрес> на дату рождения 3 или последующего ребенка согласно пп.2 п.12. (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ).
Право на меру социальной поддержки в виде назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес> подлежит признанию за истцом по следующим основаниям:
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" <адрес> постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес>. Указанный порядок определяет механизм назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории <адрес>, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в <адрес>. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается семьям независимо от наличия у родителей или детей права на иные меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации или законодательством <адрес>. В соответствии с п.4. Порядка-выплата ежемесячной денежной выплаты осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в области социальной защиты населения или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> в случае наделения их отдельными государственными полномочиями <адрес> по назначению и выплате семьям ежемесячной денежной выплаты (далее - уполномоченный орган).
Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается одному из родителей (одинокому родителю) при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей (одинокого родителя) и детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; наличие регистрации по месту жительства на территории <адрес> у родителей (одинокого родителя) и детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; совместное проживание одного из родителей или одинокого родителя с детьми, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату; среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в <адрес> по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой.
Ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения ребенка, если обращение одного из родителей (одинокого родителя) последовало не позднее шести месяцев от указанной даты.
Таким образом, рождение третьего ребенка, которое последовало ДД.ММ.ГГГГ, явилось основанием для назначение истцу ежемесячной денежной выплаты, за которой она обратилась в Управление. При этом отец ФИО2 и ФИО2 ФИО3, был прописан на территории <адрес> с 1997 года, в связи с чем были соблюдены все условия, перечисленные в п.5 Порядка, необходимые для назначения выплаты.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в постановление № были внесены изменения, предусматривающие дополнительное условие, при соблюдении которого гарантировалось назначение ежемесячной денежной выплаты - наличие регистрации по месту жительства на территории <адрес> у родителей несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола №), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Принятый для обеспечения осуществления данного права Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и мест)" жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, принятым во исполнение предписания названного Закона.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона и статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьи 2 и 3 названного Федерального закона устанавливают, что регистрация осуществляется, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
На момент рождения третьего ребенка истец с мужем ФИО2 проживали и были зарегистрированы в гт.Солнечнодольск. ФИО2 - отец ребенка, зарегистрирован по адресу: пгт. <адрес> Пионерный, <адрес>, истец по адресу: пгт.Солнечнодольск Молодежная 5 <адрес>. Вместе с ними на тот момент проживали и проживают в настоящее время по адресу пгт.Солнечнодольск <адрес> несовершеннолетние дети ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Фактическое проживание несовершеннолетних детей по сегодняшний момент подтверждается следующими доказательствами.
ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> обучалась в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №" Изобильненского городского округа <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ обучается в ГБПОУ НСХТ <адрес> по специальности Механизация сельского хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ 9пр. №-), а также выпиской из медицинской карты.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. родилась в <адрес> с 2017 была зачислена в МБДОУ "Детский сад №" ИГО СК ДД.ММ.ГГГГ пр. №, окончила ДД.ММ.ГГГГ (пр. №от ДД.ММ.ГГГГ)) и по настоящее время обучается во 2-А классе МБОУ "COШ №" ИГОСК, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, а также выпиской из медицинской карты наблюдается с 2012 года
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ родился в <адрес> на учете в больнице наблюдается с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает выписка из медицинской карты амбулаторного.
Также факт их постоянного проживания на территории <адрес> подтверждается выписками из ГБУЗ СК, о том что согласно данным медицинской документации, они наблюдаются в районной поликлинике по настоящее время, а также справкой о снятия с учета на "Д" учете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Дети не были зарегистрированы по указанному адресу, но постоянно проживали с истцом, что подтверждают следующие документы: справка о составе семьи, справка из поликлиники, справки с детского сада, школы, техникума.
Обстоятельств, вызывающих сомнение в достоверности указанных истцом фактов, судом не установлено.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 93-Г05-7 установлено, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность определения места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Кроме того, Конституционный суд РФ в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, указал, что регистрация является лишь способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина в месте пребывания или жительства.
Таким образом, судом достоверно установлено то обстоятельство, что семья ФИО10, включая несовершеннолетних детей, постоянно проживают на территории <адрес> Российской Федерации, а также учитывая, что Постановление <адрес> N 571 от ДД.ММ.ГГГГ принято во исполнение Указа президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 606 "О мерах по реализации демографической политики РФ" и направлено на оказание помощи нуждающимся в поддержке семьям, родившим после ДД.ММ.ГГГГ третьего или последующих детей, - семья истца, как постоянно проживающая на территории <адрес>, имеющая гражданство РФ, и родившая третьего ребенка после ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на получение указанной меры поддержки.
Конституцией Российской Федерации гарантируется в Российской Федерации государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства путем установления государственных пенсий, пособий и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 39).
Отказом в назначении ежемесячной выплаты нарушены права истца, права её детей, отказ препятствует в осуществлении гражданских прав и защите их интересов.
Установив, что истец имеет право получать соответствующую денежную выплату, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность производить выплату с даты рождения третьего ребенка ФИО2, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199, 264 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к «Управлению труда и социальной защиты населения Изобильненского городского округа <адрес> о признании права на меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в связи с рождением ребенка, об установлении факта постоянного проживания обязании ответчика назначить единовременную денежную выплату в связи с рождением ребенка - удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение Управления труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес> об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в <адрес>.
Признать за ФИО5 право на получение ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес> назначить и ФИО5 ежемесячную денежную выплату в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в связи с рождением у нее третьего ребенка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Изобильненский районный суд, <адрес> в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Ю. Луценко