Дело № 3а-630/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2016 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южные горки» об оспаривании решения Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Южные горки» обратилось в Московский областной суд с административным заявлением о признании незаконным отказа Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее-Комиссия) в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельных участков выраженного в уведомлении о возврате заявления.
В обоснование заявленных требований общество указало, что является собственником трех земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0070106:1541, 50:21:0070106:1542, 50:21:0070106:1543, расположенных в Ленинском районе Московской области пос. Мещерино, категория земель земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Министерством экологии и природопользования Московской области утверждены результаты государственной оценки земель, в том числе и земельного участка Общества.
Полагая, что кадастровая стоимость участков, содержащаяся в ГКН на момент ее оспаривания необоснованно завышена, ООО «Южные горки» 22 декабря 2015 года, соблюдая предусмотренный законодательством досудебный порядок урегулирования спора, обратилось в Комиссию, однако уведомлением от 30 декабря 2015 года Комиссией к рассмотрению принято не было. Основанием для непринятия к рассмотрению заявления и его возврата явилось указание секретаря Комиссии, на несоответствие даты определения рыночной стоимости участка в представленном отчете об оценке рыночной стоимости дате по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости. Полагая, что в рассмотрении заявления по существу Комиссией отказано не обоснованно административный истец просит признать незаконным решение Комиссии выраженное в уведомлении, обязать принять документы и рассмотреть вопрос по существу.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявление, указала, оснований, по которым Комиссия пришла к выводу о несоответствии даты в уведомлении не указано, полагает, что дата по стоянию на которую определена рыночная стоимость 18 января 2013 года является актуальной датой.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО по доверенности Сорокин А.А. возражал против удовлетворения требований, указа, что секретарь Комиссии не является членом Комиссии, но в силу пункта 15 Положения о создании Комиссии имел возможность возврата документов по основанию пропуска срока. Полагает, что поскольку ГКН дату определения кадастровой стоимости не содержит, от отчет, должен был быть составлен на дату внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости, то есть 21.01.2014 года.
Судом к участию в деле привечен филиал Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области. Представитель филиала по доверенности Ластовская М.Е. пояснила, что кадастровая стоимость объектов недвижимости Общества содержащаяся в Государственном кадастре объектов недвижимости с которой не согласен административный истец, определена филиалом по состоянию на 18 января 2013 года. Отчет представленный истцом в Комиссию составлен на дату определения кадастровой стоимости, то есть на актуальную дату.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что при рассмотрении по существу дела об оспаривании решений государственных органов, их должностных лиц, суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Южные горки» является собственником трех земельных участков категория земель земли населенных пунктов, разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства с кадастровыми номерами 50:21:0070106:1541, 50:21:0070106:1542, 50:21:0070106:1543, расположенных в Ленинском районе Московской области пос. Мещерино.
В отношении объектов недвижимости установлена кадастровая стоимость, которая по данным федерального информационного ресурса по состоянию на 17 февраля 2015 года составила 2 242 984.64 рублей, 53 538 620.16 рублей и 32 517 885.49 рублей (л.д.81-83). Стоимость утверждена Распоряжением №564-РМ от 26 ноября 2013 года. Данную стоимость административный истец посчитал завышенной, не соответствующей рыночной стоимости.
Соблюдая установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц досудебный порядок урегулирования спора ООО «Южные горки» 22 декабря 2015 г. обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости участков по основанию установления в отношении объектов рыночной стоимости (вх. номер 50-01-01-23119/15) (л.д.28). К заявлению приложен, в том числе оригинал отчета об оценке №ФН-1509077-2 подготовленный оценщиком.
Какого-либо решения Комиссией вынесено не было, заявление общества по существу рассмотрено не было, уведомлением от 30 декабря 2015 года №50-10а-10-11009/15 заявление о пересмотре кадастровой стоимости фактически было возвращено с указанием на несоответствие даты определения рыночной стоимости участков в отчете дате по состоянию, на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости. Данное несоответствие установлено в ходе анализа содержания заявления и приложенных к нему документов секретарем Комиссии.
Обстоятельство, что заявление административного истца Комиссией не рассматривалось, не оспаривалось представителем Управления Росреестра.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также, органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Московский области создана на основании приказа от 24 октября 2012 года №П/452 при территориальном органе в Московской области.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок).
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости с приложением следующих документов: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Из материалов дела усматривается, что обращаясь в Комиссию за пересмотром кадастровой стоимости по основанию установления в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости, общество представило все документы, предусмотренные п. 13 Порядка, а именно: кадастровую справку о кадастровой стоимости, нотариально заверенную копию правоустанавливающего документа, кадастровый паспорт объекта, отчет об определении рыночной стоимости, положительное экспертное заключение, в том числе и на электронном носителе, учредительные документы, доверенность.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено право Комиссии на возврат документов без рассмотрения в случае, если заявление подано без приложения необходимых документов, а также в случае подачи заявления с нарушением сроков.
В ходе рассмотрения дела установлено, что приведенных выше оснований не имелось: заявление ООО «Южные горки» было подано в срок и были приложены все поименованные в ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, документы.
Принимая во внимание, что перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, а полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными, и на данной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, коллегия приходит к выводу о том, что указанный Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка).
Несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям, может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Судом в ходе рассмотрения дела проверено соответствие даты определения рыночной стоимости участков истца дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлено, что по данным кадастрового паспорта участки являются вновь образованными, о чем сведения органом кадастрового учета внесены в реестр 18 января 2013 года.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков истца в силу действующего законодательства и в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 определена органом кадастрового учета по состоянию на 18 января 2013 года. Актуальность даты определения стоимости 18 января 2013 года в ходе рассмотрения дела подтверждена представителем кадастровой палаты и прямо следует из ответа данного суду филиалом ФГБУ «ФКП ФСГРКиК» по МО.
Как следует из документов административным истцом в Комиссию был представлен отчет об оценке земельных участков №ФН-1509077-2 подготовленный ООО «Агентство финансовых консультаций «Экспертиза» согласно которого рыночная объектов стоимость определена по состоянию на 18 января 2013 года (л.д.90).
Таким образом, судом установлено, что административным истцом в Комиссию представлен отчет об оценке участков на дату определения кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, Комиссии следовало принять заявление и рассмотреть его по существу. В отсутствие правовых оснований этого сделано не было, в связи с чем, решение Комиссии, выразившееся в не рассмотрении заявления административного истца, подлежит признанию незаконным.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии, в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления.
Удовлетворяя требования общества, суд обязывает Комиссию устранить допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем возложения на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области повторно рассмотреть по существу ранее поданное (22 декабря 2015 года) заявление ООО «Южные горки» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 50:21:0070106:1541, 50:21:0070106:1542, 50:21:0070106:1543, расположенных в Ленинском районе Московской области пос. Мещерино.
На основании изложенного и руководствуясь 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,
РЕШИЛ:
требования общества с ограниченной ответственностью «Южные горки» - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области № 50-10а-10-11009/15 от 30 декабря 2015 года выраженный в уведомлении о непринятии к рассмотрению комиссией заявления ООО «Южные горки» об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0070106:1541, 50:21:0070106:1542, 50:21:0070106:1543 поданного 22 декабря 2015 года и зарегистрированного за №50-01-01-23119/15.
Обязать Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области принять ранее поданное обществом заявление и рассмотреть вопрос по существу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова