Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1417/2013 от 26.08.2013

Дело № 2-1417/2013

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тейково Ивановской области 08 октября 2013 года

Тейковский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Алешиной О.А.,

при секретаре Шиловой Н.А.,

с участием истца ФИО3 и его представителя по доверенности ФИО6, представителя третьего лица войсковой части 34148 ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Тейково гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства, признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с указанным иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ДЖО МО РФ) признании за ним и членами его семьи права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства, признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, включении в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства, к командиру в/ч 34048-И, командиру в/ч 34048 о признании бездействия по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства <адрес> незаконным. Исковые требования обоснованы тем, что истец проходил военную службу по контракту в в/ч 34048 в должности заместителя начальника штаба по учебной работе дивизиона. Приказом командира в/ч 43176 по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, приказом командира в/ч 34048-И от ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава войсковой части. На момент увольнения его календарная выслуга составила 25 лет 27 дней. На время прохождения военной службы ему и членам его семьи была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, согласно ордеру серии 02 от ДД.ММ.ГГГГ года, которая на момент его увольнения находилась на территории закрытого военного городка. На основании распоряжения Правительства РФ № 752-р от ДД.ММ.ГГГГ военный городок <адрес> был включен в перечень закрытых военных городков. Считает, что в соответствие со ст. 15 п. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на обеспечение жильём по избранному постоянному месту жительства. В своем рапорте на увольнение от ДД.ММ.ГГГГ он указал, что жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения в <адрес> не обеспечен, что также указано в листе беседы от ДД.ММ.ГГГГ года. О желании отселиться в <адрес> командование в/ч 34048 – И знало, но никаких действии для решения вопроса о признании его и членов его семьи нуждающимися в предоставлении жилого помещения не предприняло.

Основания для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства изложены в ст. 51 ЖК РФ и постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг., к одним из которых относится проживание на территории закрытого военного городка и избрание места постоянного жительства после увольнения с военной службы. С учётом проживания на территории закрытого военного городка, отсутствия у него и членов его семьи жилых помещений в собственности или по договору социального найма и избрания им постоянного места жительства считает возможным признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес>.

Просит признать за ним и членами его семьи - ФИО1, ФИО2 - право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в <адрес> за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащий»; признать бездействие командиров в/ч 34048 и в/ч 34048-И по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», незаконным; признать его и членов его семьи по фактическим обстоятельствам дела, в виду отсутствия в законодательстве нормативных правовых актов, определяющих порядок и орган, наделенный такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

    Определением Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части в части признания бездействия командиров в/ч 34048 и в\ч 34048 по вопросу признания ФИО3 и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», незаконным, прекращено в связи с отказом представителя истца ФИО6 от части исковых требований.

В ходе судебного разбирательства представителем истца по доверенности ФИО6 частично изменен предмет иска: просит признать за истцом и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в <адрес> за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны РФ, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащий»; обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в <адрес> по нормам предоставления площади жилого помещения, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В остальном исковые требования оставлены без изменений.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований, привлечены ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и войсковая часть 34048.

В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель ФИО6 поддержали заявленные исковые требования в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ ФИО7, действующая на основании доверенности, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а так же письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что заявленные требования не признает, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. ФИО3 проходил военную службу в войсковой части 34048, был уволен с военной службы в связи с проведением оргштатных мероприятий, исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ “О статусе военнослужащих” установлен порядок принятия на учет и обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и совместно проживающих с ними членов их семей. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, необходимые для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Положения Приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений», которым утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, не могут быть применены к истцу, поскольку данный нормативно-правовой акт вступил в законную силу позднее даты его увольнения. Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N512), а именно п.3 определено: для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются соответствующие документы. Данные положения закона также не могут быть применены к истцу, поскольку данный нормативно-правовой акт вступил в законную силу позднее даты его увольнения. Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы …» военнослужащие подают рапорт по команде не более за 3 года до увольнения с военной службы, в том числе в связи с организацонно-штатными мероприятиями, просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий с приложением соответствующих документов. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления, включения в список очередников и т.д. Рапорт на увольнение не является документом о волеизъявлении о разрешении жилищного вопроса и не может его собой подменять. Лист беседы с военнослужащим хранится в его личном деле. Истец знал о предстоящем увольнении и имел возможность направить заявление и пакет документов для рассмотрения вопроса о признании нуждающимся в установленные законом сроки. Доводы истца о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по фактическим обстоятельствам дела, в виду отсутствия в законодательстве нормативно-правового акта, определяющего порядок и орган, наделенный такими полномочиями, считает несостоятельными и надуманными. Данный порядок был регламентирован для действующих военнослужащих и истцу, при желании разрешить данный вопрос, не имелось препятствий для обращения с рапортом о разрешении жилищного вопроса. В рапорте на увольнение истец указал о желании получить ГЖС, соответственно с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения намерения обращаться не имел. Порядок обращения военнослужащего в уполномоченный орган носит заявительный характер и подразумевает волеизъявление военнослужащего. Органы МО РФ не препятствовали истцу в реализации его прав, в виду чего отсутствует спор о праве. Согласно доводам истца, перед увольнением до последнего не был доведен порядок о его праве на получение жилого помещения в избранном месте жительства. Однако, согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответственно, военнослужащий обязан был знать действующие нормы законодательства РФ. Согласно действующей в Российской Федерации презумпции знания Закона, и тому, что вышеуказанная информация и нормативные акты, регулирующие жилищные правоотношения, не являются секретными и доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц, считает, что истец знал или должен был знать о порядке реализации права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ.

    Считает, что ФИО3 обеспечен жилым помещением для постоянного проживания в виде двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение не является служебным и никогда таковым не признавалось. В отношении требований, где заявитель просит Суд обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить его и совместно проживающих с ним членов семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, считает, что функция по признанию гражданина нуждающимся в обеспечении жилым помещением и последующему включению в реестр военнослужащих-граждан, а также граждан уволенных с военной службы относится к исключительной компетенции уполномоченных органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и нормами ЖК РФ. Судебные органы при рассмотрении жилищных правоотношений принимают меры к восстановлению нарушенного права и обязывают сторону, допустившую нарушение совершить действия по восстановлению нарушенного права. Права заявителя ответчиком не нарушались. Право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ ФИО3 реализовано. Просила суд применить срок исковой давности, который, по ее мнению, следует исчислять с момента исключения истца из списков личного состава войсковой части, при этом указала, что отсутствуют уважительные причины для его восстановления.

Третьи лица ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании не участвовали, в представленном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме и просят их удовлетворить.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, войсковой части 34048 возражений против удовлетворения заявленных исковых требований не представил.

Представитель третьего лица ФКУ УФО МО РФ по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.

Суд считает возможным рассмотрение данного дела в порядке заочного производства.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Истец со своей семьёй, состоящей из супруги ФИО1 и дочери ФИО2, проживает в предоставленной по ордеру серии 02 от ДД.ММ.ГГГГ двухкомнатной квартире жилой площадью 27,33 кв.м. по адресу <адрес> (л.д. 13-15), находящейся на территории закрытого военного городка «Красные Сосенки» (распоряжение Правительства РФ № 752-р от ДД.ММ.ГГГГг.).

ДД.ММ.ГГГГ приказом командира в/ч 43176 истец ФИО3 - заместитель начальника штаба по учебной работе учебного дивизиона в/ч 34048 уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д.9), приказом командира в/ч 34048-И от ДД.ММ.ГГГГ – исключён из списков личного состава войсковой части и направлен на учет в ОГВК <адрес> до получения жилищного сертификата (л.д.9,10).

В рапорте на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 высказал просьбу о направлении его личного дела для постановки на учет в военный комиссариат <адрес>, указав, что на момент увольнения обеспечен жилым помещением по адресу: <адрес>. По избранному месту жительства в <адрес> жилой площадью не обеспечен, данный вопрос намерен решать через получение Государственного жилищного сертификата (л.д.11). Аналогичные сведения содержатся в листе беседы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

Согласно сообщению ФГ КЭУ «43 ЭТК» (войсковая часть 62681) ФИО3 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не состоял на учете нуждающихся в получении жилой площади, являлся участником подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Заявление на участие в программе ГЖС подано ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года, дело передано в территориальный отдел Департамента жилищного обеспечения МО РФ <адрес>. Заявление на отселение из закрытого военного городка им подано ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, Рязань, Липецк, Иваново (л.д. 89).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (п. 2 ст. 3 закона).

В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

Действующая на момент увольнения ФИО3 из рядов Вооружённых Сил РФ редакция ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Согласно действующей на момент увольнения истца редакции п. 14 ст. 15 закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В настоящее время обеспечение указанных военнослужащих жилыми помещениями по избранному месту жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В соответствие с п. 1 ст. 23 указанного закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Таким образом, положения п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» запрещают увольнение военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жилым помещением по установленным нормам, распространяются на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении условий по нормам, установленным федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предусмотренную п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту жительства органами местного самоуправления, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте в порядке, установленном пп. 13 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с п. 26 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшей в период спорных правоотношений, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учёта жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Основанием для внесения военнослужащего в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения. Порядок такого признания содержится в п.п. 27-28 Инструкции. Согласно данной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.

Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади, избрание иного места жительства. При этом, подп. «и» п. 7 Правил предусмотрено, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2011 года). Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении.

Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствие с действовавшим на тот период приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», изданным во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг., командиры соединений, воинских частей обязаны организовать проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятым органами местного самоуправления и других полномочия.

Указанные выше нормы являются законодательными гарантиями того, что военнослужащий, прослуживший определённый срок и подлежащий увольнению по льготному основанию, будет обеспечен жильём перед увольнением с военной службы за счёт того ведомства, где он проходит военную службу, в данном случае - Министерства обороны РФ, которое по различным причинам не предоставило ему и членам его семьи жилое помещение ранее. ФИО3 имел право как на увольнение с военной службы, так и на предоставление жилого помещения за счёт Министерства обороны РФ.

Все предусмотренные правовые основания, в том числе указанные в ст. 51 ЖК РФ, для такого признания в отношении ФИО3 имели место: он уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет продолжительность военной службы более 10 лет, другого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма ни он, ни члены его семьи не имеют, что подтверждается выписками из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и справками ФГУП «Ростехинтвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д. 16,16,18,19,20), проживал на момент увольнения на территории закрытого военного городка. То есть, на момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением ни по месту прохождения военной службы, ни по избранному месту жительства.

Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО7 ссылается на отсутствие обращения ФИО3 в орган, уполномоченный (на момент его увольнения с военной службы) принимать заявления и выносить решение о признании (об отказе в признании) нуждающимися в получении жилого помещения. В связи с чем, полагает отсутствие у ФИО3 на момент увольнения волеизъявления в получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Однако данная позиция представителя ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ является необоснованной, свидетельствует о формальном подходе к разрешению жилищного вопроса военнослужащего, уволенного с военной службы по «льготному» основанию, а также противоречит материалам дела и установленным в ходе судебного заседания обстоятельствам.

Во время прохождения военной службы, перед увольнением, ФИО3 обращался с рапортом на увольнение, в котором указал, что просит направить личное дело для постановки на воинский учет в военный комиссариат <адрес>ю по избранному месту жительства <адрес> не обеспечен (л.д.11).

Желание ФИО3 получить жилое помещение в избранном месте жительства <адрес> нашло свое отражение и в приказе на увольнение (л.д.9).

Как пояснил в судебном заседании истец, а также следует из материалов дела, после увольнения с военной службы в августе 2005 года ФИО3 подавались заявления на имя начальника Тейковского гарнизона на отселение из закрытого военного городка <адрес> в <адрес>, Рязань, Липецк, Иваново (л.д.90).

На обращения ФИО3 по вопросу обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства ему сообщалось, что обеспечение жилой площадью за пределами закрытого военного городка будет производиться за счет централизованно передаваемого на эти цели гарнизону жилищного фонда, исходя из сложившейся очередности (л.д.98).

Согласно сообщению ФГКЭУ «43 ЭТК» (войсковая часть 62681) от ДД.ММ.ГГГГ года, все имеющиеся в учреждении учетные документы лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, и лиц, признанных участниками подпрограммы «Выполнение…», переданы в территориальное представительство ДЖО МО РФ – ТО ФГУ «Западрегионжилье» МО РФ <адрес> (л.д. 89).

Согласно справке военного комиссариата <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, майор запаса ФИО3 в отделе военного комиссариата <адрес> и <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время субсидию на жилищное строительство и покупку жилья после увольнения из ВС РФ на оформлял (л.д.100).

В соответствии с п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ к приказу МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Инструкции), военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями, без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.

Пунктом 13 указанной Инструкции определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», социальная защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

В соответствии со ст. 78 Устава внутренней службы ВС РФ, командир обязан проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, а также принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.

На момент увольнения ФИО3 проживал в жилом помещении, расположенном на территории закрытого военного городка, до настоящего времени не обеспечен жильём по избранному постоянному месту жительства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что на момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, не обеспечен он им и до настоящего времени.

Такое длительное затягивание решения жилищного вопроса ФИО3 является нарушением его жилищных прав, предоставленных ему федеральным законодательством.

При этом суд учитывает, что предоставив истцу жилое помещение на территории закрытого военного городка, Министерство Обороны РФ выполнило лишь свои обязательства по обеспечению жильём военнослужащего на период военной службы, что не исключает права истца на обеспечение жильём по избранному после увольнения постоянному месту жительства.

Квартира, в которой с 1992 года проживает истец, с учётом нахождения её на момент увольнения на территории закрытого военного городка и невозможности её приватизировать, не может быть признана жильём для постоянного проживания. Этот вывод следует и из абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим, что на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с ДД.ММ.ГГГГ начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках. Таким образом, в закрытых военных городках подразумевается наличие только служебного жилого фонда. По причине того, что военный городок «Красные Сосны» стал закрытым только в 2000г., истцу соответственно указанное жилое помещение в ноябре 2002 года было предоставлено в качестве служебного жилого помещения на основании обменного ордера серии 02 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). Предоставление семьям военнослужащих - контрактников служебных жилых помещений не влияет на их права на обеспечение жильём по избранному месту жительства при наличии к тому правовых оснований. При этом при получении жилого помещения по избранному месту жительства занимаемая им квартира в закрытом военном городке сдаётся Министерству Обороны РФ и включается в разряд служебных.

ФИО3 не желал после своего увольнения остаться проживать в <адрес>, а высказал желание об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес>.

При этом как установлено в судебном заседании ФИО3 в своем рапорте на увольнение по «льготному основанию», как и в листе беседы при предстоящем увольнении выразил свое желание на обеспечение его жилым помещением по избранному постоянному месту жительства <адрес>.

Заявление на участие в программе ГЖС подано ФИО3 до даты его увольнения и исключения их списков войсковой части. В настоящее время ни одна из форм, предусмотренных законодательством РФ обеспечения жилым помещением, истцом так и не реализована, в том числе, и его право как военнослужащего уволенного по льготному основанию с выслугой более 10 лет на получение жилья по избранному постоянному месту жительства, из чего следует, что срок на обращение в суд за защитой нарушенного права им не пропущен.

Суд не принимает доводы представителя ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ о том, что поскольку в настоящее время военный городок утратил статус закрытого истец не относится к категориям военнослужащих обеспечиваемых жилым помещением по избранному месту жительства, исходя из следующего.

"Открытие" закрытых военных городков - это одно из направлений сокращения общего количества военных городков, связанного с передислокацией и расформированием (ликвидацией) воинских частей, дислоцировавшихся ранее на территориях этих военных городков.

Так, в соответствии с подп. "г" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее - Правила) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках является самостоятельным основанием признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства.

Также в соответствии с п. 4 ранее действовавших Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 522, право на получение сертификата имели граждане (независимо от их правового статуса), подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Аналогичная норма предусмотрена и подп. "б" п. 5 ныне действующих Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153.

По общему принципу действия закона во времени закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие лишь на правоотношения, возникшие после введения его в действие, следовательно, исключение соответствующего военного городка из перечня закрытых исключает возможность реализации права на получение ГЖС в порядке отселения из закрытого военного городка лишь теми гражданами, которые до этого момента не были признаны нуждающимися в получении ГЖС, либо подлежащими переселению по избранному месту жительства на указанных условиях. Те граждане, которые ранее были признаны нуждающимися в получении ГЖС, как лица, подлежащие отселению из закрытого военного городка, либо, как лица, подлежащие переселению по избранному месту жительства, в случае их согласия, должны сохранять право на получение ГЖС, либо отселение по избранному месту жительства, так как такие граждане имели право на получение ГЖС, либо на отселение по избранному месту жительства и, по не зависящим от них причинам, не смогли реализовать указанное право.

По смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В части, касающейся жилищного законодательства, следует отметить, что в соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

По существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 18, 54 (ч. 1), ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) и ст. 57 Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы (пункт 3 статьи 6).

Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

Граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством в установленном порядке были признаны нуждающимися в получении ГЖС в порядке переселения из закрытого военного городка и включались в сводный список граждан - участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы" (форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 522) и (или) в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечении жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (форма определена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153), но по независящим от них причинам (небольшое количество ГЖС для данной категории граждан) не были обеспечены жилищными сертификатами до исключения указанных военных городков из перечня закрытых, безусловно должны реализовать свое право на получение ГЖС, либо отселение по избранному месту жительства.

Пунктами 28, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 80, (действовавшей в спорный период времени - до ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.

С учетом вышеназванного законодательства, последнее не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу. При этом, по смыслу вышеуказанного законодательства, если не было реализовано право на переселение из закрытого военного городка сразу при увольнении с военной службы, то такое право сохраняется и после того, как городок сделают открытым.

ФИО3 изъявил желание участвовать в программе получения государственного жилищного сертификата, как проживающий в закрытом военном городке, то есть до издания распоряжения Правительства РФ №487-р от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку истцом не было реализовано право на переселение из закрытого военного городка сразу при увольнении с военной службы, то такое право сохраняется за военнослужащим и после того, как городок стал открытым.

Суд приходит к таким выводам с учетом практики Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в соответствии с которой под категорией «собственность» понимается не только «существующая собственность», но и активы, включая требования, в отношении которых заявитель может утверждать, что у него имеются «правомерные ожидания» осуществления своего имущественного права (п.53 решения ЕСПЧ по делу «Булвес против Болгарии» (жалоба №3991/03), решение по делу «Енерйилдиз против Турции» (№48939/99). С учетом данной практики суд также находит, что военнослужащие, принятые на учет и не совершившие при этом каких-либо неправомерных действий, правомерно ожидали, что их право на жилище будет реализовано.

В настоящее время функции по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства по договору социального найма возложена на уполномоченный Министерством Обороны РФ орган – Департамент жилищного обеспечения МО РФ в соответствие с Положением, утверждённым приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг., и соответствующей Инструкцией «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил РФ жилых помещений по договору социального найма», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> положения данной Инструкции распространяются только на действующих военнослужащих.

Согласно Приказу Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в составе региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ были созданы территориальные отделения, осуществляющие функции, согласно приложению к указанному приказу. Из приложения к приказу Министерства обороны РФ следует, что был определен перечень территориальных отделений региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны РФ: Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ – <адрес>, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. В соответствии с Уставом ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, утвержденным Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ года, данное учреждение находиться в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения МО РФ. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, выступает истцом, ответчиком (п.12). В соответствии с главой второй, определяющей предмет, цели, задачи и виду деятельности учреждения, определено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда РФ, в том числе, принимает решения о признании военнослужащих нуждающимися распределение жилых помещений, принятие решений о распределении жилых помещений, ведением автоматизированного учета военнослужащих и т.д..

Таким образом, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, ведётся в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что он является надлежащим ответчиком по делу.

Учитывая, что право ФИО3 на признание его нуждающимся в получении жилого помещения за счёт средств МО РФ по договору социального найма во время прохождения им военной службы не было реализовано, и реализовать его в настоящее время другим путём, кроме судебного, не представляется возможным, суд считает необходимым признать истца по составу семьи нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес>, поскольку на момент его увольнения с военной службы имелись правовые основания для такого признания: истец уволен с военной службы по «льготному» основанию при общей продолжительности военной службы более 10 лет, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, проживал с семьёй на территории закрытого военного городка, другого жилья не имеет, избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы вне закрытого военного городка, что соответствует положениям ст.51 ЖК РФ, Правилам признания нуждающимися от ДД.ММ.ГГГГг.

Представителем третьего лица на стороне ответчика заявлено о пропуске ФИО3 срока исковой давности для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, однако суд не принимает данный довод, поскольку как пояснил в ходе судебного заседания представитель истца ФИО6 ФИО3 не знал о нарушенном праве, так как считал, что со своей стороны он выполнил все возможные действия, необходимые для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по постоянному избранному месту жительства и получении жилого помещения, в связи с чем, о нарушенном праве узнал только в 2012 году при обращении к нему за юридической консультацией. При этом суд так же принимает во внимание, что право на жилище гарантировано Конституцией РФ, исковые требования направлены на устранение имеющих место нарушений жилищных прав, в связи с чем, носят длящийся характер.

Часть 3 статьи 40 Конституции РФ говорит о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище".

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ряда других нормативных правовых актов, устанавливающих конкретные формы реализации таких гарантий.

При таких обстоятельствах исковые требования суд находит подлежащими полному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 15, 23 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Признать за ФИО3 и членами его семьи – ФИО1, ФИО2 право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, за счет средств федерального бюджета, выделяемых для этих целей Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Признать ФИО3 и членов его семьи – ФИО1, ФИО2 нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства – <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить ФИО3 и членов его семьи – ФИО1, ФИО2 в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства <адрес> по договору социального найма, в соответствии с нормами предоставления жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в его удовлетворении.

Судья Алешина О.А.

2-1417/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хохлов Александр Павлович
Ответчики
ДЖО МО
в/ч 34048
Другие
Хохлова Татьяна Васильевна
УФО МО РФ
Хохлова Наталья Александровна
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Алешина Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
teikovsky--iwn.sudrf.ru
26.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.08.2013Передача материалов судье
27.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2013Судебное заседание
08.10.2013Судебное заседание
14.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2013Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2014Дело оформлено
07.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее