Решение по делу № 2-5554/2017 ~ М-3148/2017 от 23.05.2017

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2017 года

Красногорский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Аникеевой Е.Д.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Красногорский городской суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Красногорск МО о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды земельного участка.

В обоснование исковых требований указал, что в 2014 года, она обратилась в Администрацию Красногорского муниципального района М.О. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Красногорск, участок, прилегающий к участку СНТ «Ягодка».

Постановлением Администрации Красногорского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за «Об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории и установлении местоположения земельного участка, площадью 1524 кв.м, расположенного на кадастровом плане территории, восточная кадастрового квартала 50:11:0040201» была утверждена схема расположения земельного участка площадью 1524 кв.м. на кадастровом плане территории, восточная кадастрового квартала 50:11:0040201, расположенного в <адрес>, Красногорский муниципальный район МО, городское поселение Красногорск, участок прилегающий к участку СНТ «Ягодка».

ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> испрашиваемый ею в аренду земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый .

В августе 2014 года она обратилась в Администрацию Красногорского муниципального района М.О. с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1524 кв.м с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Красногорского муниципального района в газете «Красногорские вести» была произведена публикация о том, что Администрация Красногорского муниципального района М.О. доводит до сведения жителей и общественных объединений района, что предполагается к предоставлению в долгосрочную аренду на 49 лет земельный участок, площадью 1524 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес>, Красногорский муниципальный район МО, городское поселение Красногорск, участок прилегающий к участку СНТ «Ягодка».

Поскольку иные лица не проявили интерес в приобретении испрашиваемого ею, в аренду земельного участка, указанного в публикации от ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась в Администрацию Красногорского муниципального района <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Красногорского муниципального района МО отказала ей в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку на заседании МВК по вопросам земельно-имущественных отношений Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проект договора о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) согласован не был, основанием отказа явилось нарушение процедуры, установленной ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Считает отказ Администрация Красногорского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду земельного участка незаконным и необоснованным.

Просит признать незаконным отказ Администрации Красногорского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1524 кв.м. с кадастровым номером , с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район МО, городское поселение Красногорск, участок прилегающий к участку СНТ «Ягодка» и обязать Администрацию городского округа Красногорск МО заключить с ней договор аренды вышеуказанного земельного участка.

В судебное заседание истица не явилась, извещена должным образом, ходатайств об отложении дела не заявляла.

Ответчик – Администрация городского округа <адрес> – о дне слушания дела извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила, в отзыве, представленном суду, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации и вынести решение в соответствии с действующим законодательством (л.д.29-30).

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, считает, что исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статья 13 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.3 ст. 34 Федерального закона №171-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ДД.ММ.ГГГГ) органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В силу норм ст. 34 Земельного кодекса РФ № 136-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ):

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», действовавшего на момент обращения ФИО3 за предоставлением земельного участка в аренду, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 3.3 данного Закона, введенному в действие с ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.

Пунктом 6 вышеуказанного Постановления разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В данном случае Администрация Красногорского муниципального района <адрес> имела полномочия на распоряжение земельным участком, испрашиваемым истцом в аренду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Согласно пункту 4 статьи 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Однако новая редакция ЗК РФ вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому действие ст. 39.15 ЗК РФ не распространяется на правоотношения, возникшие до ее введения в действие.

Из материалов дела следует, что истица обратилась в Администрацию Красногорского муниципального района М.О. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, городское поселение Красногорск, участок, прилегающий к участку СНТ «Ягодка».

Постановлением Администрации Красногорского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за «Об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории и установлении местоположения земельного участка, площадью 1524 кв.м, расположенного на кадастровом плане территории, восточная кадастрового квартала 50:11:0040101» была утверждена схема расположения земельного участка площадью 1524 кв.м. на кадастровом плане территории, восточная кадастрового квартала 50:11:0040101, расположенного в <адрес>, Красногорский муниципальный район МО, городское поселение Красногорск, участок прилегающий к участку СНТ «Ягодка» (л.д.15).

ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> испрашиваемый ею в аренду земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый (л.д.21-23).

В августе 2014 года она обратилась в Администрацию Красногорского муниципального района М.О. с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1524 кв.м с кадастровым номером (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Красногорского муниципального района в газете «Красногорские вести» была произведена публикация о том, что Администрация Красногорского муниципального района М.О. доводит до сведения жителей и общественных объединений района, что предполагается к предоставлению в долгосрочную аренду на 49 лет земельный участок, площадью 1524 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес>, Красногорский муниципальный район МО, городское поселение Красногорск, участок прилегающий к участку СНТ «Ягодка» (л.д.18-19).

После выхода публикации было выдержано достаточно времени для обращения третьих лиц с заявлением о предоставлении земельного участка на заявленных правах и условиях, однако иных обращений, кроме как от истца в Администрацию Красногорского муниципального района М.О. (Администрацию городского округа Красногорск МО) не поступало. Доказательств обратного суду не представлено.

Несмотря на перечисленные обстоятельства, в октябре 2016 года Администрацией Красногорского муниципального района МО истцу было отказано в передаче в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку решением межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> при Министерстве имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не согласован проект договора аренды земельного участка, основанием отказа явилось нарушение процедуры, установленной ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (л.д.12).

Суд считает, что истицей выполнены все требования, установленные ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) и Порядка предоставления в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Главы Красногорского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за

Испрашиваемый истцом в аренду земельный участок сформирован как объект права, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:11:0040201:740, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок отнесен к категории земель –– земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный <адрес>, Красногорский муниципальный район МО, городское поселение Красногорск, участок прилегающий к участку СНТ «Ягодка».

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Красногорские вести» размещено объявление о предоставлении спорного земельного участка в аренду (л.д.18-19).

Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд приходит к выводу, что договор аренды спорного земельного участка не был заключен из-за нарушения органом местного самоуправления, предусмотренных Земельным законодательством сроков заключения договора аренды, в связи с чем, решение Администрации Красногорского муниципального района <адрес> об отказе в предоставлении истцу в аренду земельного участка является незаконным.

В силу п.4 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Проанализировав представленные доказательства, суд считает необходимым признать незаконным отказ Администрации Красногорского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1, в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) земельного участка площадью 1524 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район МО, городское поселение Красногорск, участок прилегающий к участку СНТ «Ягодка» и обязать Администрацию городского округа <адрес> заключить с ФИО1, долгосрочный договор аренды земельного участка, площадью 1524 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район МО, городское поселение Красногорск, участок прилегающий к участку СНТ «Ягодка» сроком на 49 лет.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Красногорского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1, в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) земельного участка площадью 1524 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район МО, городское поселение Красногорск, участок прилегающий к участку СНТ «Ягодка».

Обязать Администрацию городского округа <адрес> заключить с ФИО1, долгосрочный договор аренды земельного участка, площадью 1524 кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Красногорский муниципальный район МО, городское поселение Красногорск, участок прилегающий к участку СНТ «Ягодка» сроком на 49 лет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца.

Судья Аникеева Е.Д.

2-5554/2017 ~ М-3148/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Полякова Наталья Валерьевна
Ответчики
Администрация городского округа Красногорск Московской области
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Аникеева Елена Дмитриевна
Дело на странице суда
krasnogorsk--mo.sudrf.ru
23.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2017Передача материалов судье
25.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2017Подготовка дела (собеседование)
13.07.2017Подготовка дела (собеседование)
13.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2017Судебное заседание
14.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2019Дело оформлено
27.02.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее