ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 мая 2023 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Чернякова Н.Н., с участием:
административного истца – представителя прокуратуры Куйбышевского района г.Самары Митина Е.А.,
представителя Департамента охоты и рыболовства Самарской области Новиковой Т.Б.,
с участием административного ответчика Назинкина С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Рагулиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1030/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Куйбышевского района г.Самары к Назинкину Сергею Владимировичу о прекращении права на охоту и добычу охотничьих ресурсов, возложении обязанность сдать охотничьи билет,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Назинкину С.В., в котором просил прекратить право административного ответчика на осуществление охоты в охотничьих угодьях до снятия или погашения судимости, возложить обязанность сдать охотничий билет Прокурор указал, что имеются основания для аннулирования охотничьего билета, предусмотренные частью 8 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), поскольку Филимонов Е.Н. не соответствует требованиям части 1 статьи 21 указанного Федерального закона ввиду наличия непогашенной и неснятой судимости.
В судебном заседании судом поставлен вопрос о прекращении производства по делу, ввиду отсутствия оснований для рассмотрения административного спора судом.
Прокурор в судебном заседании просил рассмотреть дело по существу, так как в порядке административной процедуры аннулирования охотничьего билета не предусмотрено принудительное исполнение.
Административный ответчик указал, что по первому требованию самостоятельно сдаст охотничий билет. Оружие он сдал сразу, а про охотничий билет ему не сказали.
Представитель Департамента охоты и рыболовства Самарской области пояснила, что Департамент может аннулировать охотничий билет после поступления сведения из прокуратуры о судимости лица за умышленное преступление. При этом, поддержала позицию прокурора.
Представитель заинтересованного лица ОЛРР по г.Самаре и Волжскому району Управления Росгвардии по Самарской области предоставил отзыв о том, что административный ответчик владельцем оружия не является, в компетенцию ОЛРР вопросы разрешений на охоту не входят.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит различные понятия охотничьего билета и разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Так, согласно п.4, 5, 16 ст.1 указанного Федерального закона «охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; добыча охотничьих ресурсов - отлов или отстрел охотничьих ресурсов; разрешения на добычу охотничьих ресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.
В силу ст.8 Федерального закона право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц с момента выдачи разрешения на их добычу. Прекращение права на добычу охотничьих ресурсов осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и настоящим Федеральным законом.
Статья 21 Федерального закона определяет, что охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
Анализ указанных норм показывает, что заявленное прокурором административное исковое требование относится к прекращению действия охотничьего билета административного ответчика, так как материалы дела не содержат сведений о выдаче ему разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Требования прокурора о прекращении права Филимонова на осуществление охоты в охотничьих угодьях до снятия или погашения судимости являются производными от требований об аннулировании охотничьего билета, поскольку аннулирование охотничьего билета влечет прекращение права лица на осуществление охоты, а в соответствии с пунктами 25, 25.1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года N 13, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган.
Согласно п.8-12 ст.21 Федерального закона охотничий билет аннулируется на основании: несоответствия физического лица требованиям части 1 настоящей статьи; подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; судебного решения. Охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования. В течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета уведомление об этом направляется физическому лицу, охотничий билет которого аннулирован, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра. Охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в реестр. Физическое лицо, охотничий билет которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании охотничьего билета в судебном порядке.
Аналогичный порядок аннулирования охотничьего билета закреплен в пп.17-25 Приказа Минприроды России от 20.01.2011 N 13 "Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета" (далее - Приказ).
Так, согласно п.17 Приказа охотничий билет аннулируется на основании: а) несоответствия физического лица требованиям пункта 1 настоящего Порядка; б) подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; в) судебного решения.
При этом, п. 18-19 Приказа предусматривают, что охотничий билет аннулируется уполномоченным органом, в случае наличия у лица судимости за умышленное преступление, в течение пяти рабочих дней со дня выявления обстоятельства, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как в Федеральном законе, так и изданном в его исполнении ведомственном нормативном акте предусмотрена административная процедура аннулирования охотничьего билета, то есть прекращения права на охоту, в случае наличия у лица судимости за умышленное преступление.
Таким образом, заявленное прокурором основанием для прекращения права охоты, а именно несоответствие Филимонова требованиям ч.1 ст.21 Федерального закона, является достаточным для рассмотрения Департаментом охоты и рыболовства вопроса об аннулировании охотничьего билета. Для принятия такого решения судебный акт не требуется.
Предусмотренное п.17 Приказа основание для аннулирования охотничьего билета «на основании решения суда» относится к случаям применения судом административного и уголовного наказания, связанных с лишением права заниматься определенной деятельностью.
Федеральным законом предусмотрена административная процедура аннулирования органом исполнительной власти ранее выданных охотничьих билетов, в связи с чем заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу указанной нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, суд не вправе подменять органы исполнительной власти, а следовательно, не может принимать решение по вопросу аннулирования охотничьего билета, так как в соответствии с вышеприведенными нормами аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ссылки прокурора на несоответствие административного ответчика требованиям, предъявляемым ст.13 ФЗ РФ «Об оружии», к владельцам оружия, правого значения не имеют, так как предметом настоящего административного искового заявления право на оружие не является.
Требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанности сдать аннулированный охотничьи билет является производным от требования о прекращении действия охотничьего билета, в связи с чем, прекращение производства по основному требованию влечет невозможность рассмотрения производных.
Суд с учетом позиции административного ответчика отмечает, что по делу вообще отсутствует административный спор, так как последний не оспаривает прекращение действия охотничьего билета. Вместе с тем, рассмотрение дела по существу повлечет возложение на административного ответчика судебных издержек в виде государственной пошлины.
В соответствии со ст.194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса, согласно которой судья отказывает в принятии административного искового заявления, если заявление не подлежит рассмотрению в судах.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по административному делу №2а-1030/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Куйбышевского района г.Самары к Назинкину Сергею Владимировичу о прекращении права на охоту и добычу охотничьих ресурсов, возложении обязанность сдать охотничьи билет, в связи с тем, что административное исковое заявление не подлежит рассмотрению в судах.
Разъяснить административному истцу, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение 15 суток со дня его вынесения.
Судья Н.Н. Черняков