Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4283/2018 ~ М-4375/2018 от 28.08.2018

Дело № 2-4283/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск                                                                                  10октября 2018 года

    Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Фролова В.В.,

при секретаре Чугуновой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Кузнецовой И.С. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов

У С Т А Н О В И Л :

исполняющий обязанности прокурора Заволжского района г. Ульяновска (Иопрокурора Заволжского района г. Ульяновска) обратился в Ленинский районный суд г. Ульяновска с иском, в интересах Кузнецовой И.С. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Кузнецовой И.С., в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.Как показала проверка, права Кузнецовой И.С. на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами ответчиком нарушены. Установлено, что Кузнецова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения«Городская больница » с диагнозом: <данные изъяты>. В связи с данным заболеванием Кузнецовой И.С.назначено медицинское изделие«<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ годаКузнецовой И.С. был выписан рецепты на получение медицинского изделия–«<данные изъяты>) в объеме <данные изъяты> в количестве <данные изъяты> единицы. Выдача Кузнецовой И.С. указанного препарата по данному рецепту в аптечном пункте АО «УльяновскФармация», расположенном по адресу: <адрес> не произведена, в связи с его отсутствием. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ, Кузнецова И.С. приобрела указанный медицинский препарат стоимостью 51 000 рублей 00 копеек за свой счет. Вместе с тем, отсутствие данного медицинского препарата в аптечной сети не может быть основанием для отказа Кузнецовой И.С. в ее законном праве на льготное лекарственное обеспечение. Подача прокурором данного искового заявления обусловлена тем, что Кузнецова И.С. в силу своего состояния здоровья не может защищать свои законные права и интересы, в связи с чем нуждается в защите со стороны государства. Просят суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области выплатить Кузнецовой И.С.расходы на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> в размере 51 000 рублей 00 копеек.

Истец – Кузнецова И.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, поддержав доводы и факты искового заявления. Дополнила, что данный лекарственный препарат по рецептам от июля и августа она получила, однако по рецепту от июня так и не была обеспечена.

Ответчик – Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, в лице представителя в судебном заседании не присутствовали будучи извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Представлен отзыв, содержащий ходатайство о рассмотрении данного дела в их отсутствие. В удовлетворении иска просят отказать.

Привлеченные судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора –АО «УльяновскФармация», в лице представителя, Государственное учреждение здравоохранения «Городская больница »в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным рассмотреть данное дело при данной явке.

    Выслушав истца, исследовав материалы дела, медицинские карта Кузнецовой И.С., суд приходит к следующему.

Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).

Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.

    Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

    Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41, часть 1).

В развитие указанных положений, ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п.п.3, 5, 14 ч.1 ст.16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

    Статьей 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное, наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»,в том числе – злокачественные новообразования, включен в перечень социально значимых заболеваний.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении: которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. <данные изъяты> отнесены к данному перечню, как заболевания, при которых все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным, предоставляются бесплатно.

Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 №2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на ДД.ММ.ГГГГ, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» лекарственный препарат «<данные изъяты>) включен в данный перечень.

В соответствии с со ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

           В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п.2.1 Приказа Минздравсоцразвития России №328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

Согласно п.4 ч.2 ст.73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

          В силу п.2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 №785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п.1.11 Инструкции и приложении №1 к Инструкции.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

В силу п.2.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п.2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Согласно п.2.2.19 Положения получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.

В соответствии с п.2.2.21 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.

Судом установлено, что Кузнецова И.С.наблюдается в Государственном учрежденииздравоохранения «Городская поликлиника », с диагнозом: <данные изъяты>.Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела медицинской документацией, в том числе картой амбулаторного больного . Данное лицо является <данные изъяты>, что подтверждается материалами представленного дела освидетельствования в МСЭ, а также справкой об инвалидности серия .

По сообщению Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Кузнецова И.С. имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет федерального и регионального бюджета, в том числе лекарственным препаратом: «<данные изъяты>

Как усматривается из материалов дела врачом Государственного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника » Кузнецовой И.С. был выписан рецепт на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «<данные изъяты>) – <данные изъяты>., в количестве <данные изъяты> единицы –ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным региональной информационной системы Кузнецова И.С.данным лекарственным препаратомпо указанному рецепту не обеспечена. Доказательств обратного суду не представлено.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость и важность в своевременном потреблении данного лекарственного препарата, Кузнецова И.С. была вынуждена приобрести его самостоятельно, что подтверждается представленными платежными документами – товарным чеком и кассовой квитанцией на сумму 51 000 рублей 00 копеек.

Как следует из содержания норм ст.ст.15, 393 ГК РФ, для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения своего субъективного права лицом, к которому предъявлены требования о возмещении убытков; наличие причинной связи между допущенным нарушением (неисполнением обязанности) и возникшими убытками; размер заявленных убытков.

Как уже отмечалось на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Кузнецову И.С. указанными лекарственным препаратом, однако поскольку данная обязанность стороной ответчика не исполнена Кузнецова И.С. была вынуждена приобретать данный лекарственный препарат самостоятельно, за счет собственных денежных средств, что является ее убытками. Нуждаемость в данном случае обусловлена необходимостью своевременного потребления прописанного ей лекарственного препарата. Следовательно, исковые требования о взыскании данных убытков обоснованы.

Доводы представителя Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что не обеспечение Кузнецову И.С. указанным лекарственным препаратомпроизошло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило обязательство по контракту, суд считает несостоятельными, поскольку действующим законодательством именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов. При этом ответчик – Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не представил суду доказательств того, что невыдача указанного лекарства истцу по предъявленному рецепту произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Таким образом, иск Ио прокурора Заволжского района г. Ульяновска, в интересах Кузнецовой И.С. подлежит удовлетворению.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

Суд исходил из представленных сторонами доказательств. Иных доказательств суду не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования исполняющего обязанности прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Кузнецовой И.С. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов удовлетворить.

    Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской областивыплатитьКузнецовой И.С. расходы на приобретение лекарственного препарата«<данные изъяты>) в размере 51 000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                            В.В. Фролов

2-4283/2018 ~ М-4375/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора Заволжского района г. Ульяновска Иглин С.А. в интересах Кузнецовой И.С.
Кузнецова И.С.
Ответчики
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
Другие
ГУЗ Городская поликлиника № 3
АО "УльяновскФармация"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Фролов В. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
28.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2018Передача материалов судье
30.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2018Подготовка дела (собеседование)
12.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2018Судебное заседание
10.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Дело оформлено
29.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее