Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-934/2021 ~ М-78/2021 от 15.01.2021

                             Р Е Ш Е Н И Е            № 2-934/2021

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24RS0028-01-2021-000254-49

14 апреля 2021 года                                                г. Красноярск

Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего     Посновой Л.А.

помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Шляховой О.С.

при секретаре             Возмищевой И.Ю.

с участием:

представителя истца, третьего лица Сидоровой К.А.

представителя ответчика Жуйкова В.Б. – Павловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска к Жуйкова В.Б. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, к Рукосуеву И.Г. о выселении,

                    у с т а н о в и л :

    Муниципальное образование город г.Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска, обратилось в суд с иском к Жуйковой В.Б. с требованиями об изъятии для муниципальных нужд у ответчика жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ком. 3, определив размер возмещения в сумме 350000 рублей, прекращении права собственности ответчика Жуйковой В.Б. на вышеуказанное жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение за     Муниципальным образованием город г. Красноярск, после выплаты истцом возмещения ответчику, выселении и снятии с регистрационного учета ответчика Рукосуева И.Г., после выплаты истцом возмещения.

В обоснование иска истец указывает на то, что ответчица Жуйкова В.Б. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ком. 3, в котором фактически проживает и состоит на регистрационном учете Рукосуев И.Г. Заключением межведомственной комиссии от 10.12.2014 № 258 указанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. В рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению, которая утверждена постановлением администрации города от 29.03.2019 № 144-п. При осуществлении изъятия спорного жилого помещения – комнаты <адрес> для муниципальных нужд и последующего сноса аварийного дома истцом была определена его выкупная цена в размере 350 000 рублей, однако ответчик с условиями выкупа и размером выкупной цены не согласилась.

В судебном заседании представитель истца МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, также являющаяся представителем третьего лица МКУ «Управление капитального строительства» - Сидорова К.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, уточнении к нему.

Ответчики Жуйковой В.Б., Рукосуев И.Г. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Ответчик Жуйкова В.Б. направила в суд представителя Павлову О.А., выдав ей нотариальную доверенность.

Представитель ответчика Жуйковой В.Б. – Павлова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против стоимости выкупной цены жилого помещения, полагая, что данная стоимость занижена.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Росреестра по Красноярскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили письменные пояснения по делу, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав мнения участников процесса, заключение прокурора, полагавшую исковые требования, подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Статьей 35 Конституции РФ установлено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

На основании п. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

На основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Положениями п. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с приведенными выше положениями закона в их совокупности, собственник изымаемого жилого помещения вправе получить возмещение, определяемое по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включающее в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Исключение составляют граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право на выплату возмещения, размер которого ограничен стоимостью жилого помещения приобретенного ими ранее.

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из материалов дела следует, что спорное имущество представляет собой комнату в квартире, расположенную по адресу: <адрес>, ком. 3, кадастровый , общей площадью 13,4 кв.м. Данное жилое помещение с 03.11.2020 принадлежит на праве собственности Жуйковой В.Б. на основании договора купли-продажи от 08.10.2020, что также следует из выписки из ЕГРН (л.д. 23, 17-21).

В спорной квартире зарегистрирован и фактически проживает ответчик Рукосуев И.Г. с 11.11.2020, что следует из выписки из домовой книги (л.д. 63) и договора безвозмездной аренды помещения от 08.10.2020, пояснений представителя ответчика.

Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровом номером 24:50:0600093:34, площадью 1199 кв.м., право собственности на который, зарегистрировано в установленном порядке за Жуйковой В.Б. пропорционально размеру общей площади помещения.

Многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 10.12.2014 № 258.

25 октября 2015 года Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска ответчику Рукосуеву И.Г., в тот период как собственнику жилого помещения, было направлено требование о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до 01.02.2020.

Поскольку данные требование оставлено без удовлетворения, дом не снесен, распоряжением администрации г. Красноярска от 22.06.2020 № 68-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок с кадастровым номером и комната <адрес>, включены в перечень объектов, подлежащих изъятию аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п.

30 июня 2020 года Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска в адрес ответчика Рукосуева И.Г. направлено уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.

Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения от 25 ноября 2020 года сторонами – муниципальным образованием город Красноярск и Жуйковой В.Б. не подписано. При этом, как указано в тексте проекта соглашения от 25 ноября 2020 года, так и подтверждено в судебном заседании, Жуйкова В.Б. отказалась от подписания данного соглашения (л.д. 24).

Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).

Поскольку жилой дом по <адрес> в г. Красноярске признан                аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке,                                   а собственники жилых помещений в разумный срок не приняли мер к его сносу, суд находит правомерным решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен вышеуказанный дом вместе с находящимися в нём помещениями. При этом процедура изъятия, регламентированная положениями ст. 32 ЖК РФ была полностью соблюдена.

Так как стороны не смогли достигнуть соглашения, суд приходит к выводу, что квартира, принадлежащая на праве собственности Жуйковой В.Б. подлежит принудительному изъятию для муниципальных нужд, после выплаты возмещения.

Изъятие влечёт прекращение права собственности ответчика на изымаемое жилое помещение с последующим признанием права собственности на него за муниципальным образованием г.Красноярск.

Разрешая вопрос о размере возмещения, подлежащего выплате за изымаемое жилое помещение, суд исходит из следующего.

Как следует из отчета № 1041.52-КВ/20 от 21.10.2020, выполненном ООО «Оценочная компания «ПаритетЪ»», рыночная стоимость комнаты <адрес> <адрес> определена в сумме 408 000 рублей, а стоимость убытков, понесённых собственником при изъятии жилого помещения в сумме 122 000 рублей (т. 27-28).

Вместе с тем, из договора купли-продажи комнаты <адрес> от 08.10.2020 следует, что указанное жилое помещение Жуйкова В.Б. приобрела за 350 000 рублей.

Пунктом 8.2 статьи 32 ЖК РФ установлено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых, в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого, не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. 8 и ч. 8.1 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.

Таким образом, с учетом положений п. 8.2. ст. 32 ЖК РФ суд приходит к выводу, что Жуйкова В.Б. приобретя в собственность комнату <адрес>, который признан аварийным и подлежащим сносу 10.12.2014, имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого, не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения. Учитывая, что спорное жилое помещение было Жуйковой В.Б. приобретено за 350 000 рублей, то и размер возмещения не может превышать указанную сумму, в связи с чем, суд полагает требование истца определившего размер возмещения в размере 350 000 рублей является обоснованным.

С учетом изложенного, удовлетворение исковых требований МО г. Красноярск, в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности Жуйковой В.Б. в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении ответчика Рукосуева И.Г. и, как следствие, регистрации перехода права собственности на Муниципальное образование город Красноярск после выплаты истцом возмещения ответчику в размере 350 000 рублей.

Разрешая требование истца о снятии Рукосуева И.Г. с регистрационного учёта в спорном жилом помещении, суд исходит из следующего.

Согласно подп. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17.07.1995 г.), снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Названные положения закона свидетельствуют о том, что настоящее решение о выселении будет являться основанием для прекращения регистрации Рукосуева И.Г. по месту жительства в спорной квартире, а потому требование о снятии с регистрационного учёта следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                             Р Е Ш И Л :

Исковые требования Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации города Красноярска удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд у Жуйкова В.Б. принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> ком. 3, площадью 13,4 кв.м., определив размер возмещения в размере 350 000 рублей.

Прекратить право собственности Жуйкова В.Б., на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> ком. 3 и признать право собственности муниципального образования <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> ком. 3, после выплаты Жуйкова В.Б. возмещения в размере 350 000 рублей.

Выселить Рукосуеву И.Г. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ком. 3.

Решение суда является основанием для снятия Рукосуеву И.Г. с регистрационного учёта в комнате <адрес>.

В удовлетворении исковых требований департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Рукосуеву И.Г. о снятии с регистрационного учёта – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г.Красноярска в месячный срок с даты изготовления полного текста решения.

Председательствующий                    Л.А.Поснова

2-934/2021 ~ М-78/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МО город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Рукосуев Игорь Георгиевич
Жуйкова Валентина Бимбаевна
Другие
Прокуратура Железнодорожного района г. Красноярска
Павлова Ольга Александровна
МКУ города Красноярска "УКС"
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Поснова Л.А.
Дело на сайте суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
15.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2021Передача материалов судье
19.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.02.2021Предварительное судебное заседание
02.03.2021Предварительное судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее