Мотивированное решение от 21.10.2022 по делу № 02а-1764/2022 от 19.09.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

14 октября 2022 года адрес суд адрес в составе председательствующего судьи Хайретдиновой Н.Г., при секретаре фио, с участием представителя административного истца – адвоката фио, представителей административного ответчика – фио, фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1764/2022 по административному иску Лазаревой Татьяны Юрьевны к Министерству юстиции Российской Федерации о  признании бездействия в части не направления уведомления и распоряжение о признании физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента – незаконным, обязании исключить сведения из реестра,

УСТАНОВИЛ:

Лазарева Т.Ю. обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции РФ о  признании бездействия в части не направления уведомления и распоряжение о признании физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента – незаконными, обязании исключить сведения из реестра.

В обоснование своих требований административный истец указал, что она является общественным деятелем, актрисой и телеведущей, вместе с тем, 22.07.2022 административным ответчиком принято решение о признании ее физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, и она внесена в соответствующий реестр. Вместе с тем, для принятия такого решения необходимо наличие обязательной связи между финансированием, полученным физическим лицом от иностранных источников, и деятельностью, относимой к сбору сведений  в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности РФ (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и ст. 276 УК РФ), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в его интересах российскими гражданами и организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности, однако вышеуказанных обстоятельств в отношении Лазаревой Т.Ю. не имеется. Кроме того, Лазарева Т.Ю. не получала решение Минюста РФ о включении ее в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Также полагает, что распоряжением на нее возложены дополнительные обязанности, в том числе  по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств, в то время как не имелось никакой необходимости для возложения такой обязанности. Решением нарушено право на осуществление профессиональной деятельности, так как она обязана маркировать свои сообщения и материалы, обязана раскрывать сведения обо всех финансовых операциях, а также обо всех мероприятиях. Считает, что вмешательство явно не преследует законные цели, которые могут оправдать посягательство на права, защищенные ст. 19 и 29 Конституции РФ на равенство, права на свободу слова и распространение информации, а также ст. 8,10 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее-Конвенция), не является адекватным. Распоряжением не соблюден баланс публичных интересов. В данном случае имеется место быть нарушение профессиональных прав и невозможность осуществления профессиональной деятельности. Вынесение такого распоряжения является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и ст. 8, 10, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Минюст России обязан привести законные основаниям для принятия решения. Решение должно отвечать принципам разумности и соразмерности. Принятия такого распоряжения является вмешательством в право на свободу выражения мнения.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель административного истца адвокат Соловьев Л.А. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме.

Представители административного ответчика по доверенности фио, фио в судебном заседании возражали против удовлетворения административного истца по доводам письменных возражений.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Минюст России ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

 В пункте 9 Порядка ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 28.06.2021 № 106, предусмотрено, что основанием для включения физического лица, выполняющего функции иностранного агента, в список является распоряжение Минюста России, издаваемое на основании (помимо добровольного), в том числе документа, подтверждающего осуществление деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление, поступившего от государственных органов.

В силу п. 15 порядка от 22.07.2022 № 10-84370/22, уведомление о включении физического лица в список направляется Минюстом России данному лицу не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения.

Как установлено в судебном заседании, распоряжением Минюста России от 22.07.2022 N 939-р Лазарева Татьяна Юрьевна включена в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 272-ФЗ), физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на адрес в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 статьи 2.1 Закона N 272-ФЗ, Минюст России включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

Как установлено в судебном заседании, 16.06.2022 из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Министерство Юстиции РФ поступила информация, согласно которой Лазарева Т.Ю. является - актрисой, телеведущей, общественным деятелем, а также из представленной информации следует, что с июня 2020 года Лазарева Т.Ю. запустила на You.Tube собственный канал под названием «Lazarcvatut», в котором проводит интервью с приглашенными гостями. В апреле 2022 года Лазарева Т.Ю. стала актрисой украинского шоу «Байрактар News», которое выпускает «Студия квартал-95», в котором Лазарева Т.Ю. распространяет/распространяла сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах: «Facebook»— около 207 тыс. подписчиков; «Instagram» - около 291 тыс. подписчиков; «YouTube» - - около 114 тыс. подписчиков; «Telegram» - около 25,5 тыс. подписчиков; «TikTok» - около 75 тыс.подписчиков;        «Telegram» - около 230 подписчиков, последняя публикация от 03.02.2021; «Livejoumal» https://lazareva-tatka.livejoumal.com/ - около 350 подписчиков, последняя публикация от 02.01.2016.

За период с мая 2021 по май 2022 выявлены факты распространения Лазаревой Т.Ю. сообщений и материалов иностранного средства массовой информации ООО «Телеканал Дождь», выполняющего функции иностранного агента, а также сообщений и материалов фио, включенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, расположенных на 4-х интернет ссылках.

За период с мая 2021 года по май 2022 года выявлены факты участия Лазаревой Т.Ю. в создании сообщений и материалов иностранных средств массовой информации SIA «Medusa Project», ООО «Телеканал Дождь», «Телеканал Настоящее Время», выполняющих функции иностранного агента, расположенных на 13 интернет-страницах.

25.05.2022 по сведениям Росфинмониторинга, поступившим в Министерство Юстиции РФ, в декабре 2021 года Лазарева Т.Ю. получила сумма от АНО «Центр развития социально-культурных инициатив и благотворительности «Благосфера» (ИНН: 7702397279), имеющей поступления от иностранных источников, за организацию мероприятия. Впоследствии стало известно, что АНО «Центр развития социально-культурных инициатив и благотворительности «Благосфера», в свою очередь, в ноябре 2021 года получило сумма от Филиала зарегистрированного союза Фонда имени фио в РФ  (ИНН: 9909006380), в качестве оплаты услуг по организации и проведению мероприятия, а страной плательщика является Германия. Кроме того, АНО «Благосфера» в августе 2021 г, получило сумма от European Foundation Centre (зарегистрировано в Бельгии), в примечании к платежу указано: «agreement».

Таким образом, из вышеуказанных документов, Роскомнадзором и Министерством Юстиции РФ, достоверно был установлен факт работы Лазаревой Т.Ю. на украинскую «Студию квартал-95», а также зафиксированы факты поддержки осуществляемой ей политической деятельности иностранными источниками («Deutsche Welle», адрес IChannel9») и иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, выражающейся в предоставлении Лазаревой Т.Ю. площадки для продвижения антироссийских взглядов.

21.07.2022 из Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации поступили материалы, в которых зафиксированы факты систематического распространения Лазаревой Т.Ю. мнений антироссийской направленности, непосредственно связанных с тематикой специальной военной операции.

По мнению суда, у Минюста России имелись основания для принятия Решения, поскольку представленными доказательствами подтверждается осуществление Истцом на адрес в интересах иностранного государства политической деятельности, действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

Согласно пункту 15 Порядка уведомление о включении физического лица в список направляется Министерством юстиции Российской Федерации (его территориальным органом) данному физическому лицу не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения.

После принятия решения 22.07.2022 г. о включении Лазаревой Т.Ю. в список Минюстом России Истцу с учетом требований пункта 15 Порядка направлено уведомление о включении в список, которым она проинформирован о принятом Минюстом России решении с разъяснением установленных законодательством требований. Направление Минюстом России распоряжения Порядком не предусмотрено.

Принимая решение о включении Лазаревой Т.Ю. в список, Минюст России действовал в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке.

Физические лица, включенные в список, обязаны в соответствии с действующим законодательством: представлять в Минюст России, либо его территориальный орган отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании (не реже одного раза в шесть месяцев); указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации; сопровождать издаваемые и (или) распространяемые материалы, информацию, касающуюся деятельности данного физического лица в связи с выполнением им функций иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, указанием на то, что эти материалы (информация) изданы и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности данного физического лица.

Иных обязанностей на Истца не возлагается.

Таким образом, действия Минюста России по включению Истца в список, а также оспариваемое Истцом распоряжение соответствуют федеральному законодательству. С учетом изложенного, суд считает распоряжение от 22.07.2022 N 939-р законным, а доводы административного искового заявления – несостоятельными, включение административного истца в реестр не нарушает и не ограничивает ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Суд не усматривает какой-либо дискриминации, что распоряжение представляет собой вмешательство в право на уважение частной жизни, в праве на свободу выражения мнения, на свободу слова и распространение информации, так как административный истец вправе далее осуществлять профессиональную деятельность при соблюдении требований, установленных законом.

Административный истец утверждает, что без установления двух кумулятивных элементов (а именно наличие обязательной связи между финансированием, полученным от иностранных источников, и деятельностью, относимой к созданию и (или) распространению сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента) признание средства массовой информации выполняющим функции иностранного агента, неправомерно с точки зрения федерального законодательства о средствах массовой информации.

Однако, законодательством Российской Федерации не предусмотрена необходимость наличия обязательной связи между получением иностранного финансирования и распространением сообщений и материалов. Для возможного включения в реестр у физического лица достаточно наличия двух этих признаков.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд, -

 

 

РЕШИЛ:

 

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░  ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

 

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░        ░.░. ░░░░░░░░░░░░ 

 

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.10.2022 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-1764/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 14.10.2022
Истцы
Лазарева Т.Ю.
Ответчики
Министерство юстиции РФ
Суд
Замоскворецкий районный суд
Судья
Хайретдинова Н.Г.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
21.10.2022
Мотивированное решение
13.07.2023
Определение суда апелляционной инстанции
14.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее