Дело №2-2133/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«16» августа 2016 года город Орел
Заводской районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Щербакова А.В.,
при секретаре Григорьевой Е.В.,
с участием истца Воронецкого А.Н., представителя ответчика Ковалевой Н.Л. /доверенность (номер обезличен) от (дата обезличена)./,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воронецким А.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии,
установил:
Истец Воронецкий А.Н. обратился в суд с иском к ответчику, заявив требования о признании права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения установленного пенсионного возраста на три года в связи с работой на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом и назначении ему пенсии с момента достижения необходимого возраста – 57 лет, в обоснование указал, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) он работал в Государственном Орловском теплоэнергетическом предприятии, расположенном на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, которая относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Однако, при обращении в ГУ УПФ РФ в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области по вопросу назначения пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста, был получил отказ, по тем основаниям, что документально не подтвержден факт работы на загрязненной территории. Полагает, что имеет право на досрочную пенсию, так как свою трудовую деятельность он осуществлял в организации, расположенной на загрязненной территории.
В судебном заседании истец Воронецкий А.Н. заявленные требования поддержал на доводах, изложенных в иске, просил суд признать за ним право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года в соответствии со ст. 34 Закона РФ №-1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии ему с момента возникновения права на нее, то есть по достижении возраста 57 лет, с (дата обезличена), поскольку к ответчику с заявлением он обращался досрочно, суду пояснил, что Государственное Орловское теплоэнергетическое предприятие располагалось на территории Платоновского сельского поселения между населенными пунктами Коневка и ФИО1 Орловского района, Орловской области и находилось в границах зоны радиоактивного загрязнения, в связи с чем за ним должно быть признано право на получение льготной пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года, за работу на загрязненной территории в указанный период ему производилась ежемесячная доплата.
Оспаривая обоснованность предъявленных требований, представитель ГУ УПФ РФ по доверенности Ковалева Н.Л. в судебном заседании указала на то, что документально не подтверждена работа истца на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем, права на уменьшение общеустановленного возраста на 3 года для назначении пенсии досрочно он не имеет.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Воронецкого А.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от (дата обезличена), вступившим в действие с (дата обезличена), предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч.2 ст.8).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии с указанным Законом гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
На основании ст. 34 данного Закона гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечаний к статье 35 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. № 237-р, действовавшем до 01.02.1998 г., в перечне, установленном Постановлением Правительством РФ от 18.12.1997г. №1582, действующем с 01.02.1998 г., а также в перечне, действующем с 21.10.2015 г., утвержденным Постановлением Правительства РФ №1074 от 08.10.2015 г., указаны населенные пункты – (адрес обезличен) и д. ФИО1 (адрес обезличен)а, (адрес обезличен) как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
При разрешении спора судом было установлено, что письмом (номер обезличен) от (дата обезличена) УПФ РФ в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области Воронецкому А.Н. было отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия документов, подтверждающих осуществление трудовой деятельности на загрязненной территории (л.д. 20).
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки Воронецкого А.Н., (дата обезличена) года рождения, следует, что (дата обезличена) он был принят машинистом (кочегаром) промкотлов 4 разряда в Теплоэнергетическое предприятие «Орелоблколхозстрой», в последствии реорганизованное в Государственное Орловское теплоэнергетическое предприятие, где проработал до (дата обезличена) (л.д. 6-11).
Согласно справок Платоновского сельского совета Орловского района Орловской области от 09.10.92г., от (дата обезличена) и Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Орловского района (номер обезличен) от (дата обезличена), данное предприятие расположено на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, на земельном участке, площадь которого по фактическому пользованию составляет 1,36 га (л.д. 12, 13, 23).
На основании схемы утвержденных адресов и постановления Главы администрации (адрес обезличен)а (номер обезличен) от (дата обезличена) «Об утверждении протокола (номер обезличен) от (дата обезличена) территориальной адресной комиссии Орловского района в связи с присвоением новых наименований улиц администрацией (адрес обезличен)», старым адресом Орловского теплоэнергетического предприятия являлся Северный парк, 23, утвержденным адресом - (адрес обезличен), Платоновский сельский совет, (адрес обезличен) (л.д. 34-39).
Государственное Орловское теплоэнергетическое предприятие, расположено в районе населенных пунктов Коневка Платоновского сельского совета и ФИО1 сельского поселения Орловского района Орловской области, отнесенных распоряжением Правительства РСФСР (номер обезличен)-Р от (дата обезличена) и постановлениями Правительства РФ (номер обезличен) от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена) к территориям радиоактивного загрязнения.
Несмотря на то, что юридический адрес предприятия неоднократно менялся ((адрес обезличен), а позднее Орловская область, Орловский район, Платоновский сельский совет, (адрес обезличен)), территориально оно всегда находилось в районе вышеуказанных населенных пунктов.
В силу ст. 11 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с льготно-экономическим статусом - часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 кл/кв.км. Дополнительные критерии, по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-13 7) долгоживущими радионуклидами устанавливаются правительством РФ.
По результатам проведенного (дата обезличена) Центром санэпиднадзора Орловской области радиационно-дозиметрического обследования территории Орловского теплоэнергетического предприятия, которая в соответствии с Законом РФ от 18.06.92г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с плотностью выпадения радионуклидов цезия - 137 от 1-го до 5 Кюри на квадратный километр, в связи с чем, работники данного предприятия имеют право на компенсации и льготы, установленные указанным законом (л.д. 14-19).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО5, ФИО6 также подтвердил факт работы истца на загрязненной территории в спорный период, суду пояснили, что работали в Орловском теплоэнергетического предприятии вместе с Воронецким А.Н., которое располагалось на территории Платоновской сельской администрации, на загрязненной территории, в связи с чем работники предприятия получали компенсационные выплаты, им по решению суда досрочно назначена пенсия по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Не доверять показаниям вышеназванного свидетеля у суда оснований не имеется, их показания суд счел правдивыми и согласованными как с материалами дела, так и с пояснениями самого истица в судебном заседании.
На основании ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В Определении Верховного Суда РФ от (дата обезличена) указано, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей. (Бюллетень Верховного Суда РФ (номер обезличен), июль 2005 г.)
Вступившим в законную силу решением Заводского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) за ФИО6 признано право на досрочную пенсию с учетом снижения пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и назначена досрочно пенсия по старости.
Как установлено в судебном заседании истец Воронецкий А.Н. работал в спорный период с ФИО6 в одной организации – Орловском теплоэнергетическом предприятии.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание, что вступившим в законную силу решением суда разрешены сходные правоотношения, поскольку истец ФИО6 являлась работником Орловского теплоэнергетического предприятия и признавала право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, данное решение имеет преюдициальное значение для суда, рассматривающего спор между Воронецким А.Н. и ГУ УПФ РФ в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области.
Анализируя собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Государственное Орловское теплоэнергетическое предприятие находилось в границах зоны радиоактивного загрязнения. Доводы представителя ответчика о том, что данное предприятие имеет юридический адрес, не относящийся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, согласно утвержденных Правительством Перечней, не могут служить основанием к отказу истцу в признании за ним права на получение досрочной пенсии в связи с работой на загрязненной территории.
Исходя из смысла указанных нормативных актов следует, что утвержден Перечень населенных пунктов, находившихся и находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но не определены непосредственно границы таковых. Граница же зоны радиоактивного загрязнения, в свою очередь, не может абсолютно совпадать с административной границей того или иного населенного пункта, включенного в Перечень.
Учитывая, что истец с (дата обезличена) по (дата обезличена) постоянно работал на предприятии, расположенном на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд считает, что он имеет право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.е. на 3 года, и пенсия Воронецкому А.Н. должна быть назначена с момента возникновения права на нее, то есть по достижении возраста 57 лет, с (дата обезличена), так как к ответчику с заявлением он обратился досрочно, (дата обезличена) (л.д. 30), а в соответствии с ч.1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на нее.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в суд с настоящим иском Воронецким А.Н. оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Воронецким А.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии - удовлетворить.
Признать за Воронецким А.Н. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Воронецким А.Н. с (дата обезличена).
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в (адрес обезличен) и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Воронецким А.Н. 300 (триста) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд (адрес обезличен) в течение месяца со дня составления его полного текста.
Судья А.В. Щербаков