Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Черных О. Г.
с участием:
заявителя Тюркина С.Н.
представителя администрации г. Томска Осипова А.О., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на ...;
при секретаре Юриной И.А.
рассмотрев 14 февраля 2013 года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Тюркина С.Н. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Тюркин С.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявления указал, что обратился в администрацию города Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер №. К заявлению были приложены все необходимые документы. Ранее постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № в его интересах данный земельный участок был образован путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Во исполнение данного постановления заявитель провел работы по межеванию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет.
Письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № заявителю было сообщено, что проект постановления о передаче ему в собственность земельного участка подготовлен, направлен на согласование в Департамент правового обеспечения администрации города Томска, однако, последним был отклонен от согласования в связи с наличием замечаний, указав, что границы земельного участка установлены с нарушением требований п.5.7* СНиП 30-02-97, таблицы 8* СНиП 20.07.01-89*, поскольку приводят к уменьшению ширины <адрес> до значений менее минимальных и нуждаются в изменении, для чего, необходимо предусмотреть утверждение новой схемы расположения земельного участка, учитывающей нормативные требования о ширине улиц (проездов).
Просит признать незаконным отказ администрации г. Томска в предоставлении в собственность Тюркина С.Н. земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер № для садоводства, обязать принять решение о передаче указанного земельного участка в собственность.
Заявитель в процессе доводы заявления поддержал. Дополнительно пояснил, что в ответе нет ссылок на основания отказа в предоставлении земельного участка.
Представитель администрации города Томска просил в удовлетворении заявления отказать, пояснил, что письмо в адрес заявителя от ДД.ММ.ГГГГ является отказом в предоставлении земельного участка в собственность. Указал, что оспариваемый отказ не нарушает прав заявителя, поскольку ему дополнительно было отказано в ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктами 2 - 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации города Томска был постановлено образовать земельный участок по адресу <адрес>, площадью ... кв.м. (учетный номер №) для садоводства, утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте территории. В пункте 2 постановления Тюркин С.Н. уполномочен провести комплекс работ по межеванию земельного участка по указанному адресу, а также обратиться в орган кадастрового учета для государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Из данного постановления также следует, что земельный участок располагается в зоне садоводств и дачных участков (Ж-4).
Тюркин С.Н. провел комплекс работ по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет, что следует и из предоставленного кадастрового паспорта земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель Тюркин С.Н. обратился с заявлением в администрацию города Томска с просьбой предоставить ему в собственность земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер № для садоводства. К данному заявлению был приложен и кадастровый паспорт земельного участка.
В силу п. 5 ст. 34 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствие с положениями ст. 7 Закона Томской области от 04.10.2002 №74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» (ред 13.08.12) предоставление в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения Администрации Томской области или органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Письмо от ДД.ММ.ГГГГ № администрация города Томска в лице председателя правового комитета ... отказала предоставить заявителю земельный участок в собственность.
Суду не представлено доказательств того, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка подписан уполномоченным лицом.
На этом основании суд делает вывод о том, что отказ от ДД.ММ.ГГГГ № подписан неуполномоченным лицом, соответственно, является незаконным.
В соответствие со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствие с п.24. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Отказ датирован ДД.ММ.ГГГГ, конверт в суд с заявлением направлен ДД.ММ.ГГГГ– в предусмотренный законом срок.
Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно пп. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска Администрация города Томска является органом местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска, Администрация г.Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку решение данного вопроса относится к исключительной компетенции Администрации г.Томска, суд полагает, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на Администрацию г.Томска рассмотреть заявление в установленном ч.5 ст. 34 ЗК РФ порядке в ... срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Тюркина С.Н. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Томска в предоставлении в собственность Тюркина С.Н. земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер №, для садоводства, выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ №
Обязать администрацию г. Томска рассмотреть заявление Тюркина С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в ... срок с даты вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке в соответствие с положениями ч. 5 ст. 34 ЗК РФ.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца через Советский районный суд г.Томска.
Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Опубликовать в сети Интернет.
«___» ___________________ 20___г.
Судья: О.Г. Черных