Дело № 2-1419/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 2 июля 2020 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Лисничей А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мхитаряна Ашота Аркадиевича к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о возложении обязанности внести изменения в документацию по планировке территории,
У С Т А Н О В И Л:
Мхитарян А.А. предъявил иск ответчику, указав, что 19.12.2018 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ему отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку он пересекается с красными линиями улично-дорожной сети, разъяснено, что он имеет право обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, который может внести изменения в документацию по планировке территории. На испрашиваемом земельном участке по <адрес> находится принадлежащий истцу объект недвижимости – нежилое здание, сданное в эксплуатацию в 2007 году. После этого в 2018 году ответчиком были установлены красные линии улично-дорожной сети с наложение на существующий объект недвижимости. Поскольку ответчиком допущено некорректное составление градостроительной документации, что нарушает право собственности истца, препятствуя оформлению прав на земельный участок, ответчик обязан устранить допущенное нарушение. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя подготовить проект планировки и проект межевания территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 94,4 кв.м., на котором размещен объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером 91:02:001009:234, и принять решение о внесении соответствующих изменений в документацию по планировке территории.
В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Представитель истца Кирюников А.В. в судебном заседании требования истца поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Мхитарян А.А. является собственником объекта недвижимости – недостроенного нежилого помещения, степенью готовности 92%, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, на основании договора купли-продажи, заключенного 28.09.2018 с ФИО4 Право собственности продавца на объект недвижимости было зарегистрировано 21.08.2007.
Письмом от 19.12.2018 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 434 кв.м., на кадастровом плане территории, поскольку согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя земельный участок расположен в красных линиях улично-дорожной сети. Разъяснено, что Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя может принять решение о внесении изменений в документацию по планировке территории.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: необходимы установление, изменение или отмена красных линий.
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат: 1) карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры; 3) обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: 1) границы существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства.
Согласно статьям, 45, 46 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Постановлением Правительства Севастополя от 17.02015 № 888-ПП утверждена схема границ территории для подготовки градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» и техническое задание на разработку данного проекта. Органом, ответственным за выполнение проекта, определен Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП утвержден проект планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».
Как установлено в судебном заседании из пояснений представителя истца, письменных возражений, переписки истца и Департаментов, а также представленной истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, объект недвижимости по адресу: г. Севастополь, <адрес>, принадлежащий Мхитаряну А.А., после утверждения вышеуказанного проекта планировки и проекта межевания территории оказался в границах установленных красных линий улично-дорожной сети и территории общего пользования.
Как следует из положений статей 42, 43 ГрК РФ подготовка проекта планировки и межевания территории улично-дорожной сети и территорий общественного пользования осуществляется в отношении свободной территории, не занятой существующими объектами капитального строительства.
Поскольку принадлежащий истцу объект капитального строительства существует с 2007 года, когда на него было зарегистрировано в установленном порядке право собственности физического лица, включение данного объекта в границы красных линий улично-дорожной сети и территории общественного пользования, не отвечает требованиям закона и нарушает права его владельца.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Нахождение объекта недвижимости в зоне красных линий улично-дорожной сети и территории общего пользования влечет для его собственника ряд ограничений, связанных с особыми условиями разрешенного использования таких зон. В этой связи истец вправе требовать устранения нарушений своего права.
В соответствии с частями 5, 5.1 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения поселения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета поселения и размещение которого планируется на территориях двух и более поселений, имеющих общую границу, в границах муниципального района, осуществляются органом местного самоуправления поселения, за счет средств местного бюджета которого планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными поселениями, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта.
Согласно части 21 статьи 45 ГрК РФ внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
В соответствии с Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 № 1300-ПП, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который для реализации возложенных на него целей и задач наделяется следующими полномочиями в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации по планированию развития территории города Севастополя; принимает решения о подготовке и представлении на утверждение Правительства Севастополя документации по планировке территории города Севастополя, за исключением документации по планировке и (или) межеванию территории, предусматривающим размещение одного или нескольких линейных объектов, а также документации по планировке и (или) межеванию территории площадью до 3 гектаров включительно (пункт 3.10, 3.11).
Таким образом, внесение изменений в утвержденный проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования, связанных с исключением из утвержденной схемы границ красных линий и территории общественного пользования объекта капитального строительства, принадлежащего истцу, входит в компетенцию Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению. При этом у суда отсутствуют основания для возложения на Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обязанности подготовить проект планировки и проект межевания территории в отношении земельного участка, на котором расположен объект недвижимости истца, по адресу: г. Севастополь, <адрес>, поскольку это относится к правомочиям владельца такого объекта. Подлежат удовлетворению вторая часть требований истца о возложении на ответчика обязанности принять решение о внесении соответствующих изменений в утвержденную документацию по планировке территории.
На основании статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Мхитаряна Ашота Аркадиевича к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя удовлетворить частично.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя внести изменения в проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования в части расположения красной линии, пересекающей объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, принадлежащий Мхитаряну Ашоту Аркадиевичу.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу Мхитаряна Ашота Аркадиевича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено 08.07.2020
<данные изъяты>
Оригинал решения Гагаринского районного суда г. Севастополя подшит в дело № 2-1419/2020 и находится в отделе по обеспечению гражданского судопроизводства Гагаринского районного суда г. Севастополя.
Уникальный идентификатор дела 92RS0№-65.
Копия верна.
Судья И.В. Сомова