2а-1235/2019
10RS0№ ...-85
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2019 года |
........ |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Жучкова М. Д. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» об оспаривании решения призывной комиссии Кондопожского муниципального района об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с названным иском, обосновывая требования тем, что ХХ.ХХ.ХХ им подано заявление в военный комиссариат ........ о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. ХХ.ХХ.ХХ призывная комиссия Кондопожского муниципального района приняла решение об отказе. Считает данное решение незаконным и не обоснованным, поскольку медицинское обследование было проведено с грубыми нарушениями, без результатов обязательных диагностических исследований. Кроме того, призывная комиссия нарушила право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантированное ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», не приняла во внимание, что его пацифистские и морально-этические убеждения противоречат несению военной службы. Решение призывной комиссии не мотивировано, причины отказа не обоснованы и не доказаны; нарушена процедура принятия решения, в частности, на заседании призывной комиссии ее председатель в нарушение п. 6 Приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ не пребывающих в запасе, не довел до заявителя персональный состав комиссии. Просил признать решение призывной комиссии Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу и о призыве в вооруженные силы незаконным и отменить.
Административный истец в судебном заседании, поддержал требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что он имеет сложившиеся пацифистские убеждения, которые противоречат несению военной службы. Указал, что морально не готов к службе в армии, ссылался на то обстоятельство, что служба в армии нарушает его право на свободу мысли и слова; указывал на нежелание подчиняться приказам командира, не приемлет систему наказаний.
Административный ответчик (представитель заинтересованного лица) ФКУ «Военный комиссариат РК», Военный комиссариат г. Кондопога и Кондопожского района РК - Фокина Т.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве. Пояснила, что призывная комиссия не усмотрела в доводах истца наличия стойких убеждений, что позволило бы соотнести пропуск срока на подачу заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу с уважительными причинами, в связи с чем, просила отказать Жучкову М.Д. в удовлетворении исковых требований.
Представитель призывной комиссии МО «Кондопожский муниципальный район» выразил аналогичную представителю административного ответчика позицию, полагал решение призывной комиссии Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 1-2 ст. 59 Конституции). Также Конституция РФ, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст. 28, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).
Вместе с тем, по смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой. Из этого же в своей практике исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 "Свобода мысли, совести и религии" Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 № 1470-О).
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются ФЗ от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
В соответствии с положениями ст. 2 данного Федерального закона (далее – ФЗ № 113-ФЗ) гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в том числе, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 113-ФЗ граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года. Частью 2 данной статьи закона установлено, что в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой указываются причины и обстоятельства, побудившие гражданина ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы, а также указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Исчерпывающий перечень оснований к отказу в удовлетворении заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой содержится в п. 4 ст. 12 ФЗ № 113, среди которых также указано, что основаниями для отказа в удовлетворении заявлений является: нарушение срока и (или) порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 Закона, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; не соответствие характеризующих гражданина документов и других данных доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (ч. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности» от 28.03.1998 № 53 (далее ФЗ № 53-ФЗ)).
В статье 25 ФЗ № 53-ФЗ указано, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Из ч. 1 ст. 26 ФЗ № 53-ФЗ следует, что призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд (ч. 7 ст. 28 ФЗ № 53-ФЗ).
В ч. 11 ст. 226 КАС РФ конкретизируются отдельные требования к доказыванию обстоятельств дела. На административного истца возлагается обязанность доказать как нарушение своих прав, свобод и законных интересов, так и соблюдение сроков обращения в суд. Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлен трехмесячный срок подачи заявления в суд с момента, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Административный ответчик обязан доказать наличие у него полномочий на вынесение оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), соблюдение установленного законом порядка и наличие оснований для вынесения оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения.
Принимая во внимание дату вынесения оспариваемого решения и дату обращения в суд с настоящим административным иском, срок для обращения с административным иском административным истцом не пропущен.
Как следует из материалов дела, Жучков М.Д. состоит на воинском учете в военном комиссариате ........ и ........ РК с ХХ.ХХ.ХХ.
ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ Жучков М.Д. обращался в военный комиссариат ........ с заявлениями, аналогичными по содержанию, о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, заявления не рассмотрены по причине его неявки на заседания призывной комиссии.
С ХХ.ХХ.ХХ года Жучков М.Д. разыскивался военным комиссариатом ........, убыл в ........ без снятия с воинского учета, при проверке адреса местонахождение Жучкова М.Д. установлено не было.
ХХ.ХХ.ХХ в адрес военного комиссариата ........ и ........ РК поступило заявление Жучкова М.Д. (датированное ХХ.ХХ.ХХ) о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в котором указано, что он отказывается от несения военной службы из-за морально-этических убеждений, которые противоречат несению военной службы, в частности, не приемлет разрешение конфликтов путем силового давления; полагает, что военная служба ограничивает его права как гражданина на свободу и передвижение, гарантированные Конституцией РФ, вынужден исполнять приказы командира в случае несогласия с ними; против войны и насилия. Полагает, что альтернативная гражданская служба имеет более значимые социальные последствия для страны. Ссылается на то, что данные взгляды формировались на протяжении нескольких лет, но в заявлении о них указывает впервые. Окончательное формирование убеждений, противоречащих военной службе, произошло после окончания срока подачи заявления, предусмотренного в законе, в связи с чем, полагает причины пропуска подачи заявления уважительными.
Лица, которые могут подтвердить достоверность доводов Жучкова М.Д., в заявлении не указаны.
ХХ.ХХ.ХХ призывная комиссия Кондопожского муниципального района, рассмотрев заявление Жучкова М.Д. в его присутствии и изучив приложенные к заявлению документы, пришла к заключению, что характеризующие заявителя документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Жучкову М.Д. отказано в праве на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Согласно п. 7 ст. 12 ФЗ № 113-ФЗ он подлежит призыву на военную службу. С данным заключением Жучков М.Д. ознакомлен ХХ.ХХ.ХХ, о чем свидетельствует его подпись.
В представленной в призывную комиссию характеристике с места учебы сведения об изложенных административным истцом убеждениях отсутствуют.
Частью 1 (абз 4) ст. 11 ФЗ № 113-ФЗ на граждан, изъявивших желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, возложена обязанность обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Изучив приведенные нормы, приложенные к заявлению документы и проанализировав пояснения административного истца, изложенные в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о том, что утверждения Жучкова М.Д. о наличии у него убеждений, противоречащих несению военной службы, не нашли своего подтверждения, поскольку административный истец не доказал наличие у него обстоятельств, с которыми ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» связывает возможность замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В связи с изложенным, а также учитывая пропуск срока подачи заявления установленный ст. 11 ФЗ № 113-ФЗ, суд считает оспариваемое решение призывной комиссии (в виде заключения) об отказе административному истцу в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой законным.
Само по себе утверждение административного истца о формировании убеждений, препятствующих прохождению военной службы, по истечении срока, предоставленного законом для подачи такого заявления, в отсутствие доказательств действительного наличия таких убеждений у гражданина, не свидетельствует об уважительности причин пропуска установленного срока.
Утверждения истца сводятся к декларативному провозглашению гуманистических взглядов и размышлениям о специфике службы в армии. Кроме утверждения административного истца о наличии у него сложившихся пацифистских убеждений, иных доказательств этого не представлено. В составленной автобиографии отсутствуют сведения о том, что он вследствие убеждений, связанных с отрицанием насилия, исключает для себя возможность служить в армии. Не содержится сведений о таких убеждениях административного истца и в представленной в призывную комиссию характеристике с места работы.
Наличие ранее направленных в военный комиссариат обращений о замене военной службы альтернативной гражданской службой не свидетельствует о давности формирования пацифистских убеждений административного истца, их фундаментальности и определяющих его личность, поскольку на заседание комиссии он не являлся и доказательств в подтверждение своих доводов не представлял.
Утверждение административного истца о том, что оспариваемое решение призывной комиссии является немотивированным, не могут быть приняты во внимание, поскольку в оспариваемом решении приведено правильное основание к отказу в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, предусмотренное п. 4 ст. 12 ФЗ №113-ФЗ и такой отказ соответствует фактическим обстоятельствам дела. Отсутствие в оспариваемом решении указаний на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, указаний на то, какие именно документы и в какой части не соответствуют доводам призывника, о незаконности решения не свидетельствует.
В соответствии с п. 6 Приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не прибывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" (в ред. приказа Министра обороны РФ от 29.06.2012 N 1661), председатель призывной комиссии доводит до призывника персональный состав призывной комиссии; заместитель председателя призывной комиссии - военный комиссар докладывает членам призывной комиссии обоснованные предложения по решениям в отношении граждан, проходящих призывную комиссию, в отношении граждан, призываемых на военную службу, вносит в призывную комиссию предложения о предназначении их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам для подготовки и прохождения военной службы по соответствующим военно-учетным специальностям; члены призывной комиссии уточняют у гражданина состав семьи, материальное положение, жилищные условия, его заработок и заработок членов его семьи, образование, наличие военно-учетной специальности, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений и другие сведения, необходимые для принятия соответствующего решения, определенного Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Решение призывной комиссии принимается большинством голосов, о чем производится запись в протоколе заседания призывной комиссии. Гражданин обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии. Принятое в отношении его решение объявляется ему председателем призывной комиссии. По требованию гражданина (его законного представителя) ему выдается выписка из протокола заседания призывной комиссии, в которой вынесено указанное решение.
Ссылка административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения, в частности, не доведения до заявителя персонального состава комиссии, не нашла своего подтверждения. Кроме того, представитель административного ответчика и представитель призывной комиссии в суде пояснили, что информация о членах призывной комиссии размещена и находится в свободном доступе, а на заседании призывной комиссии сведения о членах комиссии изложены в табличках, стоящих перед ними.
Довод административного истца о наличии грубых нарушений при проведении медицинского освидетельствования без результатов диагностических исследований опровергается имеющимися в материалах личного дела призывника доказательствами.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Бахорина
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.