Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1235/2019 ~ М-1137/2019 от 28.10.2019

2а-1235/2019

10RS0№ ...-85

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2019 года

........

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи              Бахориной М.А.,

при секретаре                                  Бахаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Жучкова М. Д. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» об оспаривании решения призывной комиссии Кондопожского муниципального района об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с названным иском, обосновывая требования тем, что ХХ.ХХ.ХХ им подано заявление в военный комиссариат ........ о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям. ХХ.ХХ.ХХ призывная комиссия Кондопожского муниципального района приняла решение об отказе. Считает данное решение незаконным и не обоснованным, поскольку медицинское обследование было проведено с грубыми нарушениями, без результатов обязательных диагностических исследований. Кроме того, призывная комиссия нарушила право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантированное ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», не приняла во внимание, что его пацифистские и морально-этические убеждения противоречат несению военной службы. Решение призывной комиссии не мотивировано, причины отказа не обоснованы и не доказаны; нарушена процедура принятия решения, в частности, на заседании призывной комиссии ее председатель в нарушение п. 6 Приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ не пребывающих в запасе, не довел до заявителя персональный состав комиссии. Просил признать решение призывной комиссии Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу и о призыве в вооруженные силы незаконным и отменить.

Административный истец в судебном заседании, поддержал требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что он имеет сложившиеся пацифистские убеждения, которые противоречат несению военной службы. Указал, что морально не готов к службе в армии, ссылался на то обстоятельство, что служба в армии нарушает его право на свободу мысли и слова; указывал на нежелание подчиняться приказам командира, не приемлет систему наказаний.

Административный ответчик (представитель заинтересованного лица) ФКУ «Военный комиссариат РК», Военный комиссариат г. Кондопога и Кондопожского района РК - Фокина Т.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве. Пояснила, что призывная комиссия не усмотрела в доводах истца наличия стойких убеждений, что позволило бы соотнести пропуск срока на подачу заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу с уважительными причинами, в связи с чем, просила отказать Жучкову М.Д. в удовлетворении исковых требований.

Представитель призывной комиссии МО «Кондопожский муниципальный район» выразил аналогичную представителю административного ответчика позицию, полагал решение призывной комиссии Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 1-2 ст. 59 Конституции). Также Конституция РФ, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст. 28, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Вместе с тем, по смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой. Из этого же в своей практике исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 "Свобода мысли, совести и религии" Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 № 1470-О).

Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются ФЗ от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

В соответствии с положениями ст. 2 данного Федерального закона (далее – ФЗ № 113-ФЗ) гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в том числе, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 113-ФЗ граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года. Частью 2 данной статьи закона установлено, что в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой указываются причины и обстоятельства, побудившие гражданина ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы, а также указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Исчерпывающий перечень оснований к отказу в удовлетворении заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой содержится в п. 4 ст. 12 ФЗ № 113, среди которых также указано, что основаниями для отказа в удовлетворении заявлений является: нарушение срока и (или) порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 Закона, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; не соответствие характеризующих гражданина документов и других данных доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (ч. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности» от 28.03.1998 № 53 (далее ФЗ № 53-ФЗ)).

В статье 25 ФЗ № 53-ФЗ указано, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Из ч. 1 ст. 26 ФЗ № 53-ФЗ следует, что призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд (ч. 7 ст. 28 ФЗ № 53-ФЗ).

В ч. 11 ст. 226 КАС РФ конкретизируются отдельные требования к доказыванию обстоятельств дела. На административного истца возлагается обязанность доказать как нарушение своих прав, свобод и законных интересов, так и соблюдение сроков обращения в суд. Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлен трехмесячный срок подачи заявления в суд с момента, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Административный ответчик обязан доказать наличие у него полномочий на вынесение оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), соблюдение установленного законом порядка и наличие оснований для вынесения оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения.

Принимая во внимание дату вынесения оспариваемого решения и дату обращения в суд с настоящим административным иском, срок для обращения с административным иском административным истцом не пропущен.

Как следует из материалов дела, Жучков М.Д. состоит на воинском учете в военном комиссариате ........ и ........ РК с ХХ.ХХ.ХХ.

ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ Жучков М.Д. обращался в военный комиссариат ........ с заявлениями, аналогичными по содержанию, о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, заявления не рассмотрены по причине его неявки на заседания призывной комиссии.

С ХХ.ХХ.ХХ года Жучков М.Д. разыскивался военным комиссариатом ........, убыл в ........ без снятия с воинского учета, при проверке адреса местонахождение Жучкова М.Д. установлено не было.

ХХ.ХХ.ХХ в адрес военного комиссариата ........ и ........ РК поступило заявление Жучкова М.Д. (датированное ХХ.ХХ.ХХ) о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в котором указано, что он отказывается от несения военной службы из-за морально-этических убеждений, которые противоречат несению военной службы, в частности, не приемлет разрешение конфликтов путем силового давления; полагает, что военная служба ограничивает его права как гражданина на свободу и передвижение, гарантированные Конституцией РФ, вынужден исполнять приказы командира в случае несогласия с ними; против войны и насилия. Полагает, что альтернативная гражданская служба имеет более значимые социальные последствия для страны. Ссылается на то, что данные взгляды формировались на протяжении нескольких лет, но в заявлении о них указывает впервые. Окончательное формирование убеждений, противоречащих военной службе, произошло после окончания срока подачи заявления, предусмотренного в законе, в связи с чем, полагает причины пропуска подачи заявления уважительными.

Лица, которые могут подтвердить достоверность доводов Жучкова М.Д., в заявлении не указаны.

ХХ.ХХ.ХХ призывная комиссия Кондопожского муниципального района, рассмотрев заявление Жучкова М.Д. в его присутствии и изучив приложенные к заявлению документы, пришла к заключению, что характеризующие заявителя документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Жучкову М.Д. отказано в праве на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Согласно п. 7 ст. 12 ФЗ № 113-ФЗ он подлежит призыву на военную службу. С данным заключением Жучков М.Д. ознакомлен ХХ.ХХ.ХХ, о чем свидетельствует его подпись.

В представленной в призывную комиссию характеристике с места учебы сведения об изложенных административным истцом убеждениях отсутствуют.

Частью 1 (абз 4) ст. 11 ФЗ № 113-ФЗ на граждан, изъявивших желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, возложена обязанность обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Изучив приведенные нормы, приложенные к заявлению документы и проанализировав пояснения административного истца, изложенные в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о том, что утверждения Жучкова М.Д. о наличии у него убеждений, противоречащих несению военной службы, не нашли своего подтверждения, поскольку административный истец не доказал наличие у него обстоятельств, с которыми ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» связывает возможность замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

В связи с изложенным, а также учитывая пропуск срока подачи заявления установленный ст. 11 ФЗ № 113-ФЗ, суд считает оспариваемое решение призывной комиссии (в виде заключения) об отказе административному истцу в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой законным.

Само по себе утверждение административного истца о формировании убеждений, препятствующих прохождению военной службы, по истечении срока, предоставленного законом для подачи такого заявления, в отсутствие доказательств действительного наличия таких убеждений у гражданина, не свидетельствует об уважительности причин пропуска установленного срока.

Утверждения истца сводятся к декларативному провозглашению гуманистических взглядов и размышлениям о специфике службы в армии. Кроме утверждения административного истца о наличии у него сложившихся пацифистских убеждений, иных доказательств этого не представлено. В составленной автобиографии отсутствуют сведения о том, что он вследствие убеждений, связанных с отрицанием насилия, исключает для себя возможность служить в армии. Не содержится сведений о таких убеждениях административного истца и в представленной в призывную комиссию характеристике с места работы.

Наличие ранее направленных в военный комиссариат обращений о замене военной службы альтернативной гражданской службой не свидетельствует о давности формирования пацифистских убеждений административного истца, их фундаментальности и определяющих его личность, поскольку на заседание комиссии он не являлся и доказательств в подтверждение своих доводов не представлял.

Утверждение административного истца о том, что оспариваемое решение призывной комиссии является немотивированным, не могут быть приняты во внимание, поскольку в оспариваемом решении приведено правильное основание к отказу в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, предусмотренное п. 4 ст. 12 ФЗ №113-ФЗ и такой отказ соответствует фактическим обстоятельствам дела. Отсутствие в оспариваемом решении указаний на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, указаний на то, какие именно документы и в какой части не соответствуют доводам призывника, о незаконности решения не свидетельствует.

В соответствии с п. 6 Приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не прибывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" (в ред. приказа Министра обороны РФ от 29.06.2012 N 1661), председатель призывной комиссии доводит до призывника персональный состав призывной комиссии; заместитель председателя призывной комиссии - военный комиссар докладывает членам призывной комиссии обоснованные предложения по решениям в отношении граждан, проходящих призывную комиссию, в отношении граждан, призываемых на военную службу, вносит в призывную комиссию предложения о предназначении их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам для подготовки и прохождения военной службы по соответствующим военно-учетным специальностям; члены призывной комиссии уточняют у гражданина состав семьи, материальное положение, жилищные условия, его заработок и заработок членов его семьи, образование, наличие военно-учетной специальности, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений и другие сведения, необходимые для принятия соответствующего решения, определенного Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Решение призывной комиссии принимается большинством голосов, о чем производится запись в протоколе заседания призывной комиссии. Гражданин обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии. Принятое в отношении его решение объявляется ему председателем призывной комиссии. По требованию гражданина (его законного представителя) ему выдается выписка из протокола заседания призывной комиссии, в которой вынесено указанное решение.

Ссылка административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого решения, в частности, не доведения до заявителя персонального состава комиссии, не нашла своего подтверждения. Кроме того, представитель административного ответчика и представитель призывной комиссии в суде пояснили, что информация о членах призывной комиссии размещена и находится в свободном доступе, а на заседании призывной комиссии сведения о членах комиссии изложены в табличках, стоящих перед ними.

Довод административного истца о наличии грубых нарушений при проведении медицинского освидетельствования без результатов диагностических исследований опровергается имеющимися в материалах личного дела призывника доказательствами.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                          М.А. Бахорина

Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.

2а-1235/2019 ~ М-1137/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Жучков Михаил Дмитриевич
Ответчики
Военный комиссариат РК
Другие
Военный комиссариат Кондопожского района
представители призывной комиссии МО «Кондопожский муниципальный район»
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Бахорина М.А.
Дело на странице суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
28.10.2019Регистрация административного искового заявления
28.10.2019Передача материалов судье
30.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2019Судебное заседание
15.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее