№ 2-5743/2019
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
17 июля 2019 года г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шапошниковой И. А.,
с участием прокурора Поздняковой Г. Ш.,
при секретаре Ялаевой Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафронова Юрия Сергеевича к Заманову Алмазу Анваровичу о взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Сафронов Ю.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что 03 марта 2018 года в 09.00 часов в ... на перекрестке ... произошло ДТП с участием 4-х автомобилей, в результате которого истцу причинен легкий вред здоровью.
Заманов А.А. привлечен к административной ответственности.
В результате ДТП истец был направлен в ГКБ ... ..., потерял трудоспособность и был вынужден находиться на лечении с 18 марта 2018 года по 27 марта 2018 года.
Истец просит взыскать с ответчика моральный вред в размере 100000 рублей; расходы по оплате услуг адвоката – 15000 рублей, понесенные им для установления вины ответчика по делу об административном правонарушении; расходы по оплате услуг адвоката – 10000 рублей, понесенные по делу об административном правонарушении; расходы по оплате услуг представителя – 10000 рублей, по составлению заключения специалиста по делу об административном правонарушении – 10000 рублей.
В судебном заседании представитель истца адвокат Янгиров Р.Ф. просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще. Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, поскольку судом предприняты все возможные меры по надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, заключение прокурора, обсудив доводы иска и возражений на него, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Нормы ч. 1 ст. 1079 ГК РФ предусматривают, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как следует из разъяснений, данных в п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенностьчастной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Судом установлено, что 03 марта 2018 года в 08.40 часов, Заманов А.А., управляя автомашиной Киа гос. номер ... на ..., не соблюдал безопасную скорость движения, выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора, нарушив п.п. 10.1, 6.2, 6.13 ПДД РФ, в результате ДТП Сафронов Ю.С. получил легкий вред здоровью.
Постановлением Октябрьского районного суда г. Уфы от 06 августа 2018 года Заманов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением Верховного Суда РБ от 26 сентября 2018 года постановление Октябрьского районного суда г. Уфы от 06 августа 2018 года оставлено без изменения.
Данными судебными актами установлено, что по вине Заманова А.А. Сафронов Ю.С. получил телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга, ушиба мягких тканей грудной клетки, которые квалифицируются как повреждение легкого вреда здоровью.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 40000 рублей с учетом требований разумности и справедливости, а также приняв во внимание фактические обстоятельства дела, степень нравственных страданий истца в связи с причинением ему вреда здоровью.
Истцом также заявлены требования о взыскании расходов по оплате услуг адвоката в размере 15000 рублей, 10000 рублей, услуг специалиста – 10000 рублей, которые понесены им по делу об административном правонарушении для установления виновности Заманова А.А..
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении состоят из: сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных).
Согласно ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ суммы, израсходованные на оплату труда защитников и представителей по делам об административных правонарушениях, не входят в состав издержек по делу об административном правонарушении. В связи с этим они не могут быть взысканы по правилам частей 2 и 3 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются, в том числе расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Для применения ответственности в виде возмещения ущерба, предусмотренной ст. ст. 15 и 1064 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков, вины причинителя вреда.
Принимая во внимание, что истец в связи с необходимостью юридической защиты своих нарушенных прав в рамках административного производства понес убытки в размере 10000 рублей, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца убытки в размере 10000 рублей, в счет возмещения расходов понесенных в рамках рассмотрения административного дела, что не противоречит требованиям ст. 15 ГК РФ.
Требования истца о взыскании с ответчика убытков в размере 15000 рублей по оплате услуг адвоката в рамках производства по делу об административном правонарушении удовлетворению не подлежат, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ обоснованность несения указанных расходов истцом не подтверждена.
Определением Советского районного суда г. Уфы от 17 июля 2019 года производство по делу в части исковых требований Сафронова Ю.С. к Заманову А.А. о взыскании расходов по оплате услуг специалиста прекращено.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая данную норму закона, а также ст. ст. 333.19, 333.36 Налогового Кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 1 400 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сафронова Юрия Сергеевича к Заманову Алмазу Анваровичу о взыскании морального вреда удовлетворить частично,
взыскать с Заманова Алмаза Анваровича в пользу Сафронова Юрия Сергеевича моральный вред в размере 40000 рублей, убытки – 10000 рублей, расходы по оплате услуг представителя – 10000 рублей,
в остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Заманова Алмаза Анваровича в доход местного бюджета госпошлину в 1400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: И.А. Шапошникова