РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации\
26.11.2021 года адрес
Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-794/21 по административному иску Варгина Николая Анатольевича к Управлению Росреестра по адрес об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на вспомогательный объект
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать необоснованным отказ в государственной регистрации права собственности от 09.12.2020 на нежилое здание (баню) расположенную на земельном участке с К№ 77:17:0130204:559 по адресу: адрес, адрес, уч. 32д\1; обязании Управления Росреестра по адрес осуществить государственную регистрацию права собственности Варгина Н.А. на указанный объект.
Мотивируя свои требования тем, что отсутствие в настоящее время на принадлежащем ему земельном участке основного здания, явившегося причиной отказа, не препятствует проведению государственной регистрации права собственности на возведенную на участке баню. Поскольку основное строение, по отношению к которому баня является вспомогательным, фактически расположено на земельном участке с К№ 77:17:0130204:555, находящимся в непосредственной близости от земельного участка с К№ 77:17:0130204:559, фактически участки не изолированы друг от друга, заборами не огорожены.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В связи с надлежащим извещением стороны ответчика, мнения представителя истца, суд нашел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя истца, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 263 ГК РФ и ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить на принадлежащем ему земельном участке жилые, производственные и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из иска, на основании решения Видновского городского суда адрес от 17.06.2010 за Варгиным Н.А. было признано право собственности на земельный участок с К№ 77:17:0130204:559, земельный участок с К№ 77:17:0130204:555 по адресу: адрес, адрес уч. № 32д\1 и уч. № 32д\1-1, помещение с К№ 77:2160130204:2020 находящееся на земельном участке с К№ 77:17:0130204:555, указанное право истцом было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленными суду правоустанавливающими документами.
После оформления права собственности на земельном участке с К№ 77:17:0130204:559 истцом было возведено нежилое здание (баня), которое в соответствии с требованием действующего законодательства ( ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ) подлежит государственной регистрации.
28.08.2020 истцом было подано соответствующее заявление в Управление Росреестра по Москве о государственной регистрации права собственности на указанное строение расположенное на земельном участке с К№ 77:17:0130204:559, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
09.12.2020 административным ответчиком было принято решение об отказе в государственной регистрации права, что следует из уведомления от 09.12.2020 за № КУВД-001\2020-13098498\3.
Истец с данным отказом не согласен, ссылаясь на то, что отсутствие в настоящее время на принадлежащем ему земельном участке основного здания, послужившего причиной отказа, не препятствует проведению государственной регистрации права собственности на возведенную на участке баню. Поскольку основное строение, по отношению к которому баня является вспомогательным, фактически расположено на земельном участке с К№ 77:17:0130204:555, находящимся в непосредственной близости от земельного участка с К№ 77:17:0130204:559, фактически участки не изолированы друг от друга, заборами не огорожены.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вместе с тем суд с указанными доводами согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).
Статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
В соответствии с частью 1 статьи 26 названного выше Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
Статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 данного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно представленным документам заявленный объект, указанный как вспомогательный объект, расположен на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0130204:559 с разрешенным использованием - ведение личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 года N ВАС-15260/12, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, целевую, эксплуатационную и т.д.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 11 марта 2015 года N 308-ЭС15-1282) вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта.
Между тем по сведениям ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 77:17:0130204:559 отсутствует основное строение.
Также из оспариваемого отказа Росреестра по адрес следует, что в заключении кадастрового инженера помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, также не отражена информация о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем данная функция заключается.
Кроме того, по результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с Законом о регистрации Росреестром по адрес было выявлено, что представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует Приказу №953 от 18.12.2015 «Об утверждении формы технического плана и требования к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Раздел «План этажа (Этажей)» технического плана оформлен в нарушение п. 52 Требований - неверно применены специальные условные знаки (на плане второго этажа не все использованные специальные условные знаки указаны в условных обозначениях).
Согласно п. 51 Требований, в графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения выписки из ЕГРН о земельном участке, поэтажных планов здания, сооружения, являющихся частью проектной документации, а также указывается местоположение такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке, сведения о котором указаны в разделе "Исходные данные".
При отсутствии указанных документов, а также в случае изменения в установленном порядке проектной документации и не отражения таких изменений в поэтажных планах в целях оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений чернилами или пастой синего цвета изготавливается в соответствии с пунктами 57 - 66 Требований внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, объекта незавершенного строительства). Указанный чертеж подготавливается на бумажном носителе или в форме электронного образа бумажного документа в соответствии с требованиями пункта 21 Требований к объекту недвижимости и включается в состав Приложения.
Вместе с тем в составе технического плана, представленного истцом, вышеуказанный чертеж отсутствуют.
Также Росреестром по адрес были выявлены разночтения в части вида разрешенного использования созданного объекта недвижимости с видом разрешенного использования территориальной зоны, в которой расположен заявленный объект.
Таким образом, суд проанализировав представленные документы находит оспариваемый истцом отказ в государственной регистрации права правомерным, поскольку в ходе проведения правовой экспертизы Росреестром по адрес были выявлены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Доводы истца о том, что отсутствие в настоящее время на принадлежащем ему земельном участке основного здания не препятствует проведению государственной регистрации права собственности на вспомогательный объект суд находит несостоятельными, поскольку согласно требованиям действующего законодательства наличие вспомогательного объекта, на которое не требуется разрешение на строительство, обусловлено наличием основного здания по отношению к которому новое строение или сооружение имеет непосредственную связь и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию, тогда как такого объекта на земельном участке на котором расположен вспомогательный объект не имеется, а равно регистрация права на вспомогательный объект в отсутствие основного здания произведена быть не может.
Вопреки доводам истца, регистрация права собственности на объекты недвижимости осуществляется соответствующими органами на основании представленных необходимых документов, в том числе разрешения на строительство, которого как указывает истец у него на спорный объект не имеется, что в свою очередь препятствует осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Таким образом, поскольку возведенный административным истцом объект по своим характеристикам не может оцениваться в качестве строения вспомогательного использования в виду отсутствия основного строения, по отношению к которому оно выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию, оснований для признания оспариваемого решения административного ответчика незаконным у суда не имеется.
Суд отмечает, что сам по себе отказ в государственной регистрации права не препятствует при устранении недостатков, послуживших основанием для отказа, обратиться вновь с заявлением о государственной регистрации права.
Также суд отмечает, что помимо указанного основания, представленный истцом технический план не соответствовал Приказу №953 от 18.12.2015 «Об утверждении формы технического плана и требования к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», не был представлен чертеж плана здания, что также является правомерным основанием для отказа истцу в регистрации права на спорный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что доводы изложенные истцом в обоснование указанных требований не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу, административное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.12.2021