Дело № 2-911/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 11 сентября 2018 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Зейского района Евдокимова И.Н., представителя ответчика администрации Овсянковского сельсовета Зейского района – Перелыгиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Овсянковского сельсовета, неопределенного круга лиц – жителей села Овсянка Зейского района Амурской области к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района, обществу с ограниченной ответственностью «Овсянка» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельных «Агрофирма», «Школа», «Амбулатория», «Вечерняя школа», «Парковая», «Баня», «Больница»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в порядке, предусмотренном статьей 45 ГПК РФ, в интересах муниципального образования Овсянковский сельсовет, неопределенного круга лиц – жителей с. Овсянка Зейского района обратился в суд с названным иском с учетом уточнений, в котором просил обязать администрацию Овсянковского сельсовета, ООО «Овсянка» организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельных «Агрофирма», расположенной по адресу: <адрес>, «Школа», расположенной по адресу: <адрес>, «Амбулатория», расположенной по адресу: <адрес>, «Вечерняя школа», расположенной по адресу: <адрес>, «Парковая», расположенной по адресу: <адрес>, «Баня», расположенной по адресу: <адрес>, «Больница», расположенной по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Зейского района проведена проверка по вопросу обеспечения котельных, находящихся на поднадзорной территории, приборами учета вырабатываемой тепловой энергии. Проверкой установлено, что названные котельные не оборудованы прибором учета вырабатываемой тепловой энергии. В соответствии с концессионным соглашением от 17 января 2017 года названные котельные переданы ООО «Овсянка». В силу п. 1.1. названого концессионного соглашения концедент принял на себя обязанность выполнить мероприятия по реконструкции (модернизации) муниципального имущества. При этом, в перечень мероприятий включены работы по обеспечению коммерческого учета на котельных. Из акта проверки готовности Зейского района к отопительному периоду 2017-2018 г.г. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> специалистами Дальневосточного управления Ростехнадзора проведена проверка готовности Зейского района к отопительному периоду. В акте проверки Ростехнадзора от <Дата обезличена> в качестве недостатков по муниципальному образованию Овсянковский сельсовет указано отсутствие коммерческого учета реализуемой тепловой энергии. Отсутствие приборов учета тепловой энергии на котельных подрывает основы отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, принципы эффективности и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Определением суда от 02 августа 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Дальневосточное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, пояснив об обстоятельствах, указанных в иске.
Представитель ответчика ООО «Овсянка» Чернигов А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, в судебном заседании 20 августа 2018 года с исковыми требованиями не согласился, указав, что приборы учета не должно устанавливать ООО «Овсянка», поскольку предприятие и так находится на грани банкротства. Заключенное с администрацией Овсянковского сельсовета концессионное соглашение так и не было утверждено, хотя фактически Общество свою деятельность осуществляет на данных котельных. В настоящее время необходимо ремонтировать котлы, общество изыскивает денежные средства на эти цели.
Представитель ответчика администрации Овсянковского сельсовета Зейского района Перелыгина Н.М. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу должно являться ООО «Овсянка», поскольку указанные в иске котельные переданы во владение им, несмотря на то, что концессионное соглашение зарегистрировано не было, ООО «Овсянка» осуществляет свою деятельность на данных котельных и получает от этого прибыль.
Представитель третьего лица Дальневосточного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания просит дело рассматривать в свое отсутствие, согласно поступившему в суд заявлению заявленные исковые требования поддерживает.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 27 и 35 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Прокурор Зейского района обратился с названным иском в защиту прав неопределенного круга лиц – жителей с. Овсянка Зейского района, муниципального образования Овсянковский сельсовет.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать всех граждан, проживающих на территории с. Овсянка Зейского района (граждане свободны в выборе места жительства, проживать на территории поселка могут как постоянные жители <адрес>, так и приезжие граждане), действия прокурора Зейского района, который в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с целью защиты их прав, свобод и законных интересов, являются законными.
Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В соответствии с ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности: 1) требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час; 2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения; 3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем; 4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В п. 3 названных правил даны основные понятия, используемые в настоящих Правилах. Так, под прибором учета понимается средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; под узлом учета понимается техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
Согласно п. 4 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях: а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии; б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок; в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя; г) документирования параметров теплоносителя - массы (объема), температуры и давления.
В соответствии с п. 5 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
Согласно п. 20 названных Правил на источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети.
В судебном заседании установлено, что котельная общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый <Номер обезличен>, расположенная по адресу: <адрес> котельная общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв. <Номер обезличен>, с кадастровым (или условным) номером: <Номер обезличен>, расположенная по адресу: <адрес> котельная общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв. <Номер обезличен>, с кадастровым (или условным) номером <Номер обезличен>, расположенная по адресу: <адрес> 1;котельная общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв. <Номер обезличен>, с кадастровым (или условным) номером: <Номер обезличен>, расположенная по адресу: <адрес>; котельная общей площадью <данные изъяты> кв.м, инв. <Номер обезличен>, с кадастровым (или условным) номером <Номер обезличен>, расположенная по адресу: <адрес>; котельная общей площадью <данные изъяты> кв.м с инв. <Номер обезличен>, кадастровым (или условным) номером <Номер обезличен>, расположенная по адресу: <адрес>; котельная общей площадью <данные изъяты> кв.м. с инв. <Номер обезличен>, с кадастровым (или условным) номером <Номер обезличен>, расположенная по адресу: <адрес>, являются муниципальной собственностью Овсянковского сельсовета Зейского района, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Овсянка» зарегистрировано в качестве юридического лица с 08 мая 2008 года, основным видом деятельности которого является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. В качестве дополнительных видов деятельности также указаны: передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей.
17 января 2017 года между администрацией Овсянковского сельсовета Зейского района Амурской области (концедент) и ООО «Овсянка» (концессионер) было заключено концессионное соглашение, в соответствии с п. 1.1. которого концессионер принял на себя обязанность за свой счет выполнить мероприятия по реконструкции (модернизации) муниципального имущества, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту, и осуществлять эксплуатацию переданного имущества, а именно осуществлять производство, передачу и распределение тепловой энергии, а концедент принял на себя обязанность предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для указанной деятельности.
Пунктом 2 названного концессионного соглашения установлено, что объектом настоящего соглашения является муниципальное имущество Зейского района:
котельная «Агрофирма» назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>;
котельная «Школа» назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь <данные изъяты> кв.м, инв. <Номер обезличен>, лит. А, адрес: <адрес>. Кадастровый (условный) <Номер обезличен>, расположенная по адресу: <адрес>;
котельная «Амбулатория», назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь <данные изъяты> кв.м, инв. <Номер обезличен>, лит. А, адрес: <адрес>. Кадастровый (условный) <Номер обезличен>;
котельная «Вечерняя школа», назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь <данные изъяты> кв.м, инв. <Номер обезличен>, лит. А, адрес: <адрес>; кадастровый (условный) <Номер обезличен>;
котельная «Парковая», назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь <данные изъяты> кв.м, инв. <Номер обезличен>, лит. А, адрес: <адрес>. Кадастровый (условный) <Номер обезличен>;
котельная «Баня», назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь <данные изъяты> кв.м, инв. <Номер обезличен>, адрес: <адрес>. Кадастровый (условным) <Номер обезличен>;
котельная «Больница», назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь <данные изъяты> кв.м, инв. <Номер обезличен>, лит. А, адрес: <адрес>. Кадастровый (условный) <Номер обезличен>.
В соответствии с п. 7.1 концессионного соглашения настоящее соглашение заключено на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Как следует из акта <Номер обезличен> проверки готовности к отопительному периоду 2017/2018 годы от <Дата обезличена>, комиссией, образованной распоряжением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду от <Дата обезличена>, утвержденной руководителем Дальневосточного управления Ростехнадзора, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190 «О теплоснабжении» провела проверку готовности к отопительному периоду 2017/2018 годов поселений муниципального образования Амурской области муниципальный район. Проверка готовности к отопительному периоду проводилась, в том числе, и в отношении Овсянковского сельсовета. Из выводов комиссии по итогам проведения проверки готовности к отопительному периоду следует, что муниципальное образование Овсянковский сельсовет не готово к работе в отопительном периоде, будет готово к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией. В перечне замечаний к названному акту проверки указано замечание – отсутствует коммерческий учет реализуемой тепловой энергии в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Прокуратурой Зейского района в рамках осуществляемого надзора за неисполнением законодательства в сфере ТЭК и ЖКХ была проведена проверка по вопросу обеспечения котельных, находящихся на поднадзорной территории приборами учета вырабатываемой тепловой энергии. Проверкой было установлено, что котельные с. Овсянка не оборудованы приборами учета вырабатываемой тепловой энергии.
Таким образом, судом установлено, что на котельных «Агрофирма», расположенной по адресу: <адрес> «Школа», расположенной по адресу: <адрес>, «Амбулатория», расположенной по адресу: <адрес>, «Вечерняя школа», расположенной по адресу: <адрес>, «Парковая», расположенной по адресу: <адрес>, «Баня», расположенной по адресу: <адрес>, «Больница», расположенной по адресу: <адрес> до настоящего времени не установлены приборы учета.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115 котельной признается комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Как указывалось ранее, ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно данной норме, в частности, проводится оснащение котельных приборами учета, принимаются государственные и муниципальные программы, направленные на реализацию данного требования. То есть, обязанность по установлению приборов учета возложена законом, в том числе на владельцев источников тепловой энергии. Кроме того, часть 5 названной статьи содержит норму, отсылающую к законодательству об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Порядок и сроки исполнения названной обязанности содержатся именно в нем.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация – это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Поскольку доказательств, подтверждающих, что указанные в иске котельные оборудованы приборами учета тепловой энергии, либо такому оснащению не подлежат, поскольку являются ветхими, аварийными либо подлежащими сносу или капительному ремонту, не представлено, также как и доказательств того, что данные объекты имеют максимальный объем потребления тепловой энергии менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии), суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Зейского района в интересах муниципального образования Овсянковского сельсовета, неопределенного круга лиц – жителей села Овсянка Зейского района Амурской области к ООО «Овсянка» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной «Центральная», подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что фактически названными котельными владеет ООО «Овсянка», однако концессионное соглашение между ООО «Овсянка» и администрацией Овсянковского сельсовета до настоящего времени в установленном законом порядке не зарегистрировано. Собственником же указанных котельных является муниципальное образование – Овсянковский сельсовет.
Поскольку фактическим владельцем котельных является ООО «Овсянка», однако данное владение может быть в любое время прекращено в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных договорных отношений, суд считает необходимым возложить указанную обязанность как на фактического владельца ООО «Овсянка», так и на собственника указанных котельных администрацию Овсянковского сельсовета.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района Амурской области в интересах муниципального образования Овсянковского сельсовета, неопределенного круга лиц – жителей села Овсянка Зейского района Амурской области к администрации Овсянковского сельсовета Зейского района, обществу с ограниченной ответственностью «Овсянка» о возложении обязанности организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельных «Агрофирма», «Школа», «Амбулатория», «Вечерняя школа», «Парковая», «Баня», «Больница», удовлетворить.
Обязать администрацию Овсянковского сельсовета Зейского района, общество с ограниченной ответственностью «Овсянка» организовать коммерческий учет тепловой энергии с использованием приборов учета на котельной «Агрофирма», расположенной по адресу: <адрес> котельной «Амбулатория», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Школа», расположенной по адресу: <адрес> котельной «Вечерняя школа», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Парковая», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Баня», расположенной по адресу: <адрес>, котельной «Больница», расположенной по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Плешков
Мотивированное решение составлено 12 сентября 2018 года
Судья А.А. Плешков