№ 2-59/2022
УИД 04RS0010-01-2021-002132-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2022 года с. Иволгинск Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц., при секретаре Кельберг А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюБатуева Л.П. к администрации МО «Иволгинский район» о включении периода работы в стаж работы, дающий право на установление ежемесячной доплаты к пенсии и назначении доплаты к трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ИстецБатуева Л.П. обратилась в суд с иском к администрации МО «Иволгинский район» о включении в стаж муниципальной службы дающий право на пенсию по выслуге лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости Батуевой Л.П. период работы в должности главного бухгалтера Бамбуйского сельского совета в полуторном размере 4 года 7 месяцев, о возложении на ответчика обязанности установить Батуевой Л.П. ежемесячную доплату к страховой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Иволгинский район», возложении обязанности производить ежемесячную доплату к страховой пенсии в органах местного самоуправления и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Иволгинский район» Батуевой Л.П. с момента обращения с 15 октября 2021 г.
Судом приняты уточнения исковых требований, согласно которым истец Батуева Л.П. просила включить в стаж муниципальной службы дающей право на пенсию по выслуге лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости Батуева Л.П. периоды работы:
1. ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ должность главного бухгалтера в <данные изъяты> Всего 3 года 2 месяца 17 дней.
2. ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ должность заместителя главного бухгалтера в <данные изъяты>. Всего 1 год 1 мес 5 дней.
3. ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ должность ведущего специалиста <данные изъяты> Всего 1 год 3 мес. 12 дней.
4. ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ должность ведущего специалиста <данные изъяты> Всего 7 лет 4 месяца 20 дней.
Итого 12 лет 11 месяцев 24 дня.
Включить иные периоды работы, включаемые в стаж муниципальной службы.
1. ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ должность бухгалтера расчетчика в <данные изъяты>. Всего 1 год 8 мес. 29 дней.
2. ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ специалист <данные изъяты>». Всего 3 месяца 17 дней.
Итого иные периоды работы 2 года 16 дней. Всего в стаж муниципальной службы считать (12 лет 11 мес. 24 дня +2 года 16 дней) 15 лет 10 дней.
Исковые требования мотивированны следующим.15 октября 2021 г. истец обратилась в администрацию МО «Иволгинский район» с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, как муниципальному служащему, но получила отказ в связи с недостаточностью стажа. Истец не согласна с ответом, полагает, что ее стаж муниципальной службы более15 лет.
ИстецБатуева Л.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, также поданных уточнений исковых требований.
Представитель истцаБудаева Л.К., по устной доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, согласно доводов, изложенных в иске и уточнений исковых требований. Суду пояснила, что ответ администрации поселения об отказеБатуевой Л.П. в назначении доплаты к пенсии незаконен, поскольку истецдостигла пенсионного возраста, имеет стаж муниципальной службы более15 лет. Также полагает, что в стаж муниципальной службы дающий право на пенсию по выслуге лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости Батуевой Л.П. подлежит включению период работы истца в должности главного бухгалтера Бамбуйского сельского совета в полуторном размере 4 года 7 месяцев
Представитель ответчика администрацию МО «Иволгинский йрайон» Гармаева Д.А., по доверенности, возражала против иска. Суду пояснила, что требования истца необоснованные, поскольку стаж для назначения пенсии за выслугу лет в 2021 г. составляет 17 лет 6 месяцев). Комиссией по вопросам муниципальной службы 28.10.2021 г. Батуевой Л.П. установлен стаж муниципальной службы 14 лет 5 месяцев 23 дня, в связи с чем право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости у Батуевой Л.П. не возникло.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на обращение с заявлением от28.10.2021 Батуева получила ответ главы МО «Иволгинский район» об отказе в назначении доплаты к пенсии, в связи с отсутствием необходимого стажа муниципальной службы.
Комиссией МО «Иволгинский район» по установлению стажа лицам, замещающим (замещавшим) выборные муниципальные и муниципальные должности муниципальной службы по итогам рассмотрения заявленияБатуевой установлено, что стаж муниципальной службы истца составляет 14 лет 5 месяцев 23 дня, которого недостаточно для установления доплаты к пенсии.
Согласно трудовой книжки истца, а также представленным материалам личного дела Батуева Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности бухгалтера расчетчика в <данные изъяты> ( Всего 1 год 8 мес. 29 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера в <данные изъяты> ( Всего 3 года 2 месяца 17 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главного бухгалтера в Оронгойском <данные изъяты> (Всего 1 год 1 мес 5 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности специалиста <данные изъяты>» (Всего 3 месяца 17 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего специалиста <данные изъяты>» (Всего 1 год 3 мес. 12 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего специалиста <данные изъяты>» (Всего 7 лет 4 месяца 20 дней).
Из пояснений представителя истца следует и не оспаривается ответчиком, что истецБатуева Л.П. 31.05.2001 г. уволена в связи с сокращением штата с должности ведущего специалиста Комитета <данные изъяты> администрации местного самоуправления «Иволгинский район». 7.10.2011 г. достигла пенсионного возраста и вышла на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста.
Из оспариваемого протокола заседания комиссии по вопросам муниципальной службы МО «Иволгинский район» от28.10.2021 г. следует, что единственным основанием для отказа в назначении доплаты к пенсии истцу является недостаточность стажа по замещению муниципальной должности, иных основания для отказа не указано и в ходе судебного разбирательства стороной ответчика не названо. При рассмотрении заявленияБатуевой комиссией в стаж муниципальной службы был включен период работы: 1) сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего специалиста <данные изъяты> администрации местного самоуправления «Иволгинский район» (Всего 1 год 3 мес. 12 дней); 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего специалиста <данные изъяты> администрации МО «Иволгинский район» (Всего 7 лет 2 месяца 20 дней). А также включены в стаж муниципальной службы иные периоды работы: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности бухгалтера расчетчика в <данные изъяты>» ( Всего 1 год 8 мес. 29 дней); 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера в <данные изъяты> ( Всего 3 года 1 месяц 17 дней); ); 3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главного бухгалтера в <данные изъяты> (Всего 1 год 1 мес. 5 дней), что составило 14 лет 5 месяцев 23 дня.
Истец полагает, что в стаж муниципальной службы должен быть включен в том числе и период : 1) ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ должность главного бухгалтера в Бамбуйском сельском совете. Всего 3 года 2 месяца 17 дней; 2) ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ должность заместителя главного бухгалтера в Оронгойском сельском совете. Всего 1 год 1 мес 5 дней. Кроме того, включить иные периоды работы, включаемые в стаж муниципальной службы: 1) ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ должность бухгалтера расчетчика в совхозе «Цолгинский». Всего 1 год 8 мес. 29 дней; 2) ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ специалист фонда поддержки малого предпринимательства администрации местного самоуправления «<адрес>». Всего 3 месяца 17 дней.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Закон Республики Бурятия от 29.06.2000 N 446-II "О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в Республике Бурятия" определяет периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы государственных гражданских служащих Республики Бурятия, муниципальных служащих, дающий право на установление доплаты к страховой пенсии, пенсии за выслугу лет.
Согласно ч.4 ст. 1 Закон Республики Бурятия от 29.06.2000 N 446-II в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч1. ст.25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 5 Закон Республики Бурятия от 29.06.2000 N 446-II в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются периоды работы на должностях руководителей, специалистов и служащих, выборных должностях, замещаемых на постоянной основе, в краевых, областных Советах народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах по 31 декабря 1991 года.
В стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия до вступления в силу Реестра муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Бурятия (ст. 10 Закона Республики Бурятия от 29.06.2000 N 446-II).
Согласно ст. 5 Положению «О порядке установления и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы в Иволгинском районе», утвержденного Советом депутатов Мо «Иволгинский район» от 27.11.2007 г. (действующего на момент достижения истцом пенсионного возраста), ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Иволгинского района, кроме указанных в п. 4 настоящего Положения устанавливается при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет.
Данная ежемесячная доплата к пенсии устанавливается только после назначения трудовой пенсии (ст.3).
Стаж муниципальной службы, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, включает в себя периоды муниципальной службы на муниципальных должностях муниципальных служащих (в структуре управления) органов самоуправления Иволгинского района, их аппаратах, а также учитывает предшествующие муниципальной службе периоды муниципальной и государственной службы согласно Закону РБ «О стаже государственной, муниципальной службы в Республике Бурятия» Стаж работы для получения права на доплату к пенсии за выслугу лет определяется комиссией (ст.6).
Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее чем со дня увольнения с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии (ст.13).
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании ч. 8 ст. 37 названного Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
При этом ст. Закона Республики Бурятия от 29.06.2000 № 446-II «О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в Республике Бурятия» в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются периоды работы на должностях в краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных и городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах надолжностях, не связанных с техническим обслуживанием и обеспечением.
В связи с чем, в стаж муниципальной службы должен быть включен, в том числе и период работы: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного бухгалтера в <данные изъяты>. Всего 3 года 2 месяца 17 дней; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя главного бухгалтера в <данные изъяты>. Всего 1 год 1 мес. 5 дней.
Далее, согласно п. 2 ст. 15 вышеназванного закона включение в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы иных периодов времени (в редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.2006 г. № 1930-III). Так, в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются иные периоды времени: (в редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.2006 г. № 1930-III): время работы (службы) на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, не превышающее 5 лет. (в редакции Закона Республики Бурятия от 22.11.2006 г. № 1930-III).
До принятия Указа Президента Российской Федерации о порядке исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей, порядок включения иных периодов работы (службы) на отдельных должностях руководителей, специалистов предприятий, учреждений и организаций в стаж государственной гражданской службы устанавливается нормативным правовым актом Президента Республики Бурятия (в редакции Закона Республики Бурятия от 08.10.2007 г. № 2521-III, Дополнен – Закон Республики Бурятия от 22.11.2006 г. № 1930-III). Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности на отдельных должностях руководителей, специалистов предприятий, учреждений и организаций производится в порядке. Установленным приложением к настоящему Закону (Дополнена – Закона Республики Бурятия от 08.10.2007 г. № 2521-III).
Согласно представленной трудовой книжке имеется запись о периоде работы истца в качестве бухгалтера <данные изъяты> Иволгинского района. Данное обстоятельство подтверждается представленным распоряжением Администрации МСУ Иволгинского района № от 10.08.1999 г. Таким образом, имеются сведения о трудовой деятельности истца в Фонде <данные изъяты> Иволгинского района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего 3 месяцев 17 дней.
Указанный Фонд <данные изъяты> был образован при Администрации МСУ, одним из учредителей данного Фонда являлась Администрация Иволгинского района. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности бухгалтера расчетчика в <данные изъяты>». Всего 1 год 8 месяцев 29 дней.
В связи этим вышеуказанные периоды работы в <данные изъяты>, а также в <данные изъяты> следует включить в иные периоды работы, включаемые в стаж муниципальной службы.
При таких обстоятельствах, отказ Администрации МО «Иволгинский район» от28.10.2021 Батуевой Л.П. в назначении доплаты к пенсии является незаконным,Батуева имеет право на назначение доплаты к пенсии с даты обращения за ее назначением (ст. 13 «О порядке установления и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы в Иволгинском районе», утвержденного Советом депутатовМО «Иволгинский район» от 27.11.2007 г. (действующего на момент достижения истцом пенсионного возраста), а именно с15.10.2021 г.
Не подлежат удовлетворению требования истца о включении в стаж муниципальной службы дающий право на пенсию по выслуге лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости Батуевой Л.П. период работы в должности главного бухгалтера Бамбуйского сельского совета в полуторном размере 4 года 7 месяцев.
Заявляя настоящие требования, истец указывает, что период работы в районах Крайнего севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере. В связи с чем полагает, что стаж работы в <данные изъяты> 3 года 1 мес. 17 дней должен считаться в полуторном размере, а именно 4 года 7 месяцев.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, муниципальным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П и др.).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Законом Республики Бурятия от 29.06.2000 N 446-II определен порядок установления и выплаты дополнительного пенсионного обеспечения лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Бурятия, установлены условия назначения ежемесячной доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Бурятия.
Указанный вид вознаграждения в отличие от пенсионных выплат носит единовременный характер и связан именно с уходом муниципальных служащих в отставку, а не выходом на пенсию.
Вопреки утверждению истца, период работы в <данные изъяты> включен в общий стаж работы при установлении страховой пенсии по старости, получает соответствующие надбавки к пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требованияБатуева Л.П. к администрации МО «Иволгинский район» о включении периода работы в стаж работы, дающий право на установление ежемесячной доплаты к пенсии и назначении доплаты к трудовой пенсии удовлетворить частично.
Включить в стаж муниципальной службы Батуевой Л.П., дающий право на пенсию по выслуге лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости Батуева Л.П. периоды работы.
1. ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ должность главного бухгалтера в <данные изъяты>. Всего 3 года 2 месяца 17 дней.
2. ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ должность заместителя главного бухгалтера в <данные изъяты> Всего 1 год 1 мес. 5 дней.
3. ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ должность ведущего специалиста <данные изъяты> Всего 1 год 3 мес. 12 дней.
4. ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ должность ведущего специалиста <данные изъяты>». Всего 7 лет 4 месяца 20 дней.
Итого 12 лет 11 месяцев 24 дня.
Включить иные периоды работы, включаемые в стаж муниципальной службы.
1. ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ должность бухгалтера расчетчика в <данные изъяты>». Всего 1 год 8 мес. 29 дней.
2. ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ специалист <данные изъяты> Всего 3 месяца 17 дней.
Итого иные периоды работы 2 года 16 дней. Стаж муниципальной службы Батуевой Л.П. считать (12 лет 11 мес. 24 дня +2 года 16 дней) 16 лет 10 дней.
Обязать администрацию МО «Иволгинский район» назначитьБатуевой Л.П. доплату к пенсии за замещение муниципальной должности муниципальных служащих с15 октября 2021 г.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Судья: П/П А.Ц. Айсуева
Копия верна:
Судья: А.Ц. Айсуева
Решение изготовлено 01 марта 2022 г.
Подлинник решения хранится в материалах дела №2-59/2022 в Иволгинском районном суде Республики Бурятия