мотивированное решение составлено 18.08.2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.08.2014 г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Патрушевой М. Е., при секретаре Ануфриевой А. Д.
при участии истца Прокопьева Д. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокопьева Д.А. к ГУ МВД России по Свердловской области о включении периода службы в выслугу лет в льготном исчислении, назначении пенсии по выслуге лет,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика включить в стаж государственной гражданской службы в органах внутренних дел период службы по призыву с 10.11.1981 по 10.11.1983 в льготном исчислении; обязать ответчика назначить пенсию по выслуге лет с 13.09.2013, то есть со дня обращения за ее назначением; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <иные данные> руб.
истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просит их удовлетворить, указав, что включение спорного периода необходимо для назначения пенсии по выслуге лет.
Представитель ответчика ГУ МВД России Свердловской области в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие.
С учетом мнения истца, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд переходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец проходил службу в органах внутренних дел в период с 21.08.1989 по 25.07.1995 и с 06.09.1995 по 10.10.2005; выслуга лет составила 16 лет 00 месяцев 09 дней (л.д.18).
В период с 10.11.1981 по 10.11.1983 истец проходил службу в Вооруженных Силах ССР по призыву (л.д.9-14). В связи с чем, общая выслуга истца составила 18 лет 0 месяцев 09 дней, то есть период службы по призыву включен в выслугу лет в календарном исчислении.
Истец полагает, что ему как лицу, проходившему государственную гражданскую службу, спорный период подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении: 1 день военной службы за два дня работы.
В соответствии с абз. 4 п. "а" ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с п. 5 названного Постановления военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен зачет военной службы по призыву в выслугу лет для назначения пенсии в календарном, а не в льготном исчислении.
В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Норма п. 5 вышеназванного Постановления, не вступает в противоречие с п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в котором предусмотрено включение периодов нахождения на военной службе по призыву в общий трудовой стаж, а не в выслугу лет.
Порядок же исчисления стажа (общего трудового и страхового) для назначения трудовых пенсий установлен в Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом в названном Законе предусмотрено, что в случае выбора застрахованным лицом порядка определения расчетного размера трудовой пенсии, установленного п. 4 ст. 30, при исчислении продолжительности общего трудового стажа периоды военной службы по призыву включаются в него в двойном размере, что согласуется с положением п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Установление различного порядка зачета военной службы по призыву в выслугу лет и общий трудовой стаж в зависимости от того, какого вида пенсия назначается гражданину (пенсия за выслугу лет сотруднику органов внутренних дел или трудовая пенсия по старости), будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение.
Данная правовая позиция изложена в актах Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 17.06.2013 N 960-О, от 21.03.2013 N 421-О, от 25.02.2013 N 146-О).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Довод истца о том, что его служба в органах внутренних дел является государственной службой, поэтому в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" период военной службы по призыву подлежит включению в двойном размере, несостоятелен.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Согласно с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом названный Закон (ст. 18) делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по определению порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона.
В свою очередь, в рамках представленных полномочий Правительством Российской Федерации такой порядок утвержден Постановлением от 22.09.1993 N 941, с п. 5 которого и не согласен истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковое заявление Прокопьева Д.А. к ГУ МВД России по Свердловской области о включении периода службы в выслугу лет в льготном исчислении, назначении пенсии по выслуге лет – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Судья подпись
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья М. Е. Патрушева
Секретарь А. Д. Ануфриева