РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 02 июня 2020 года
Судья Ленинского районного суда г.Тюмени Осипов А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №12-434/2020 по жалобе генерального директора закрытого акционерного общества «Нефтегазстройсервис» Саликовой М.Г. на постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО1 закрытое акционерное общество «Нефтегазстройсервис» (далее – ЗАО «Нефтегазстройсеврис») подвергнуто за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
С данным постановлением не согласно ЗАО «Нефтегазстройсеврис», в жалобе, представленной генеральным директором Саликовой М.Г., просят постановление отменить и прекратить производство по делу. Требования мотивирует тем, что должностным лицом при рассмотрении дела не учтено то, что ЗАО «Нефтегазстройсеврис» деятельность на земельном участке, в результате которой могут образоваться отходы, не осуществляется и не может осуществляться по настоящий день ввиду следующего. На момент приобретения, в мае 2011 года, земельный участок, был расположен в зоне П-1 «Зона размещения производственных объектов IV-V классов вредности», и относился к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства АЗС. Решением Тюменской городской Думы № 1101 от 29.08.2013 г. «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154» ст. 13-14 фрагмент карты градостроительного зонирования города Тюмени 14-го планировочного района был изложен в новой редакции. Согласно внесенным изменениям земельный участок стал располагаться в зоне Р-2 «Зона озелененных территорий общего пользования». В связи с внесенными изменениями в Правила землепользования и застройки города Тюмени использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - для строительства АЗС, невозможно ввиду того, что зона озелененных территорий общего пользования выделена в целях создания озелененных территорий общего пользования (за исключением городских садов, парков), сохранения чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, строительство АЗС на которой категорически запрещено. О подготовке изменений и их внесение в Правила землепользования и застройки города Тюмени ЗАО «Нефтегазстройсеврис» не знало и не было уведомлено. Поскольку деятельность ЗАО «Нефтегазстройсеврис» на данном земельном участке не осуществляется, соответственно, отходы не образуются. При этом ЗАО «Нефтегазстройсеврис» при осуществлении деятельности на иных объектах добросовестно исполняет требования действующего законодательства и заключило соответствующие договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. Однако, должностным лицом также не принято во внимание то обстоятельство, что на спорный земельный участок на сегодняшний день невозможно заключить договоры с региональным оператором по обработке коммунальных отходов по причине того, что в соответствии с действующими требованиями законодательства для вывоза отходов необходимо обустроить специальную площадку и установить контейнеры. Между тем, обустройство площадки на данный момент невозможно в связи с тем, что отсутствует подъезд (въезд) к Земельному участку, а также дорога, проходящая рядом с земельным участком, от которой возможно организовать въезд, находится не в общем пользовании, а в собственности физического лица. Также указывают, что из протокола следует, что на земельном участке, были обнаружены твердые коммунальные отходы: навалы строительных отходов, мебель, пластиковые отходы, отходы из жилищ. Таким образом, при составлении протокола и постановления должностным лицом была неверно определена объективная сторона, которая не может выражаться в размещении или сбросе ЗАО «Нефтегазстройсеврис» твердых коммунальных объектов, поскольку строительство АЗС на земельном участке на данный момент невозможно и общество не ведет там никакую деятельность, перечисленные виды отходов явно не могут принадлежать ЗАО «Нефтегазстройсеврис», поскольку не связаны с осуществляемой им деятельностью. Так же считают, что при назначении административного наказания должностным лицом не приняты во внимание доводы о том, что ЗАО «Нефтегазстройсеврис» ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ЗАО «Нефтегазстройсеврис» соблюдается требования действующего законодательства по обращению с отходами на объектах, на которых осуществляется деятельность. При установлении выявленного нарушения ЗАО «Нефтегазстройсеврис» немедленно приняло меры к поиску лица, виновного в совершении правонарушения, путем подачи заявления в правоохранительные органы.
Согласно представленному отзыву на жалобу Департамент недропользования и экологии Тюменской области просят постановление № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения по следующим основаниям. Вопреки доводам жалобы, именно бездействие ЗАО «Нефтегазстройсервис», как собственника земельного участка, выразившееся в не проведении мероприятий по защите земель от загрязнения отходами является незаконным, влечет нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также возможность причинения вреда здоровью неопределенному кругу лиц. Допустив на собственном земельном участке размещение бытовых и промышленных отходов, ЗАО «Нефтегазстройсервис» не выполнило свои обязанности по соблюдению требований закона по недопущению загрязнения земельного участка. Следовательно, доводы жалобы об отсутствии доказательств вины ЗАО «Нефтегазстройсервис» по захламлению земельного участка несостоятельны. Доводы о том, что обнаруженные отходы не являются результатом производственной деятельности ЗАО «Нефтегазстройсервис» и размещены неустановленными лицами не имеют правового значения, так как ЗАО «Нефтегазстройсервис» является собственником земельного участка и в силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления. Материалы дела не содержат данных того, что общество, являясь собственником земельного участка, приняло все меры к своевременному установлению факта нахождения на принадлежащем ему земельном участке отходов производства и потребления, и к предотвращению загрязнения земельных участков (вывозу мусора). При этом сам факт наличия заключенного между ЗАО «Нефтегазстройсервис» и ООО «<данные изъяты>» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о принятии всех мер для соблюдения требований законодательства.
В судебное заседание представитель ЗАО «Нефтегазстройсеврис» не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Департамента недропользования и экологии Тюменской области Рябкова К.С. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, доводы, изложенные в отзыве подержала.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд находит постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
В силу ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим КоАП РФ, федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления на почву запрещен, равно как и запрещено размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Судом установлено, что сотрудниками Департамента земельных отношений и градостроительства администрации г. Тюмени на основании обращения Прокуратуры Ленинского административного округа г. Тюмени был проведен осмотр территории в районе <адрес>. Как усматривается из материалов в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 45 минут на земельным участком с кадастровым номером № зафиксированы места размещения (сброса) твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления на почве на площади 580 кв.м., а именно: навалы строительных отходов, мебель, пластиковые отходы, отходы из жилищ, собственником, которого является ЗАО «Нефтегазстройсеврис», по результатам которой выявлено нарушение требований законодательства, выразившееся в том, что на земельном участке с кадастровым номером № допущено размещение (сброс) на почву, тем самым нарушаются требования части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 13 статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Вина ЗАО «Нефтегазстройсеврис» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копией схемы расположения земельного участка; фототаблицей; копией обращения Прокуратуры Ленинского АО г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; выпиской из ЕГРЮЛ; представлением № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ.
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, заместитель главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальником управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО1 пришла к обоснованному выводу о доказанности вины ЗАО «Нефтегазстройсеврис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ЗАО «Нефтегазстройсеврис» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ЗАО «Нефтегазстройсеврис» приняты все зависящие от нее меры по соблюдению положений действующего законодательства. ЗАО «Нефтегазстройсеврис» таких доказательств не представлено.
При таких обстоятельствах, действия ЗАО «Нефтегазстройсеврис» по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы сводятся к переоценке установленных должностным лицом обстоятельств и доказательств.
Доводы заявителя жалобы о необходимости замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение, не состоятельны.
Административные правонарушения в области охраны окружающей среды посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей природы и представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, имеющихся возможностей для их исполнения.
Совершенное правонарушение ЗАО «Нефтегазстройсеврис» имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий.
Постановление о привлечении ЗАО «Нефтегазстройсеврис» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и является минимальным. При назначении наказания учтен характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении закрытого акционерного общества «Нефтегазстройсервис» оставить без изменения.
Жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Осипов