п. Суксун 20 апреля 2012 года
Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ярушиной А.А.,при секретаре Вязовиковой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анферова Н.П. к администрации Муниципального образования (далее – МО) «Ключевское сельское поселение», Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Пермскому краю о признании права собственности на дом и земельный участок,
у с т а н о в и л :
Анферов Н.П. обратился в суд с иском к администрации МО «Ключевское сельское поселение», уточнив затем требования, просил признать за ним права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, и расположенный на нем жилой дом общей площадью 27,1 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, по праву наследования. Требования истца мотивированы тем, что он является единственным наследником своей умершей ДД.ММ.ГГГГ матери Анферовой А.А., которой при жизни принадлежали на праве собственности земельный участок и жилой дом по указанному выше адресу. В целях признания за ним права собственности на спорные объекты недвижимости, также просил установить факт принятия им наследства после смерти Анферовой А.А.
В судебном заседании истец на иске настаивал. При этом суду пояснил, что в настоящее время он является единственным наследником умершей матери Анферовой А.А., о смерти которой ввиду отдаленности ее проживания ему стало известно спустя более чем год. Мать в связи с психическим заболеванием находилась в психоневрологическом интернате в <адрес>, он же проживает в <адрес>. Спорное имущество - жилой дом и земельный участок он использует для личных нужд, уплачивает налоги.
Представители ответчиков – администрации МО «Ключевское сельское поселение» и Межрайонной ИФНС № 14 по Пермскому краю, привлеченной судом в качестве ответчика, в судебное заседание не явились, в представленных заявлениях указали на признание исковых требований Анферова Н.П.
Суд, выслушав истца, его представителей, свидетелей, изучив представленные документы, считает, что требования Анферова Н.П. подлежат удовлетворению.
Прежде всего, суд полагает возможным установить факт принятия наследства Анферовым Н.П. умершей Анферовой А.А. по следующим основаниям.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе дела об установлении факта принятия наследства. В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно представленного свидетельства о смерти <данные изъяты>. наследодатель – Анферова А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ. При этом, местом смерти согласно свидетельства о смерти является <адрес> (л.д.4).
В соответствии с положениями ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 20).
Если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории Российской Федерации, неизвестно или находится за ее пределами, местом открытия наследства в Российской Федерации признается место нахождения такого наследственного имущества. Если такое наследственное имущество находится в разных местах, местом открытия наследства является место нахождения входящих в его состав недвижимого имущества или наиболее ценной части недвижимого имущества, а при отсутствии недвижимого имущества - место нахождения движимого имущества или его наиболее ценной части.
В соответствии со справкой Государственного краевого стационарного учреждения социального обслуживания населения Верхне-Городковского Психоневрологического интерната от ДД.ММ.ГГГГ Анферова А.А., 1936 года рождения на момент смерти была зарегистрирована в данном учреждении по адресу: <адрес> (л.д.11).
Из материалов наследственного дела №от ДД.ММ.ГГГГ, представленного нотариусом <данные изъяты> нотариального округа Пермского края М., следует, что ДД.ММ.ГГГГ за принятием наследства после смерти Анферовой А.А. обратился представитель МИФНС № 14 по Пермскому краю, действующая по доверенности Б. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 14 по Пермскому краю, в лице ее представителя Б. было получено свидетельство о праве на наследство по закону на часть наследственного имущества Анферовой А.А., являющегося в силу ст. 1151 ГК РФ выморочным и состоящего из денежного вклада в филиале отделения 1629/037 Сбербанка РФ.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 статьи 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом - ч. 3 ст. 1151 ГК РФ
Согласно ч. 1 ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. Свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. В таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Таким образом, из изложенных выше положение норм права следует, что имущество умершего становится выморочным в том случае, если в отношении его не имеется наследников ни по закону, ни по завещанию.
Между тем, согласно представленного свидетельства о рождении истец приходится сыном умершей Анферовой А.А.и в силу ч.1 ст. 1142 ГК РФ является наследником первой очереди (л.д.5).
Также судом установлено, что согласно представленных документов свидетельства о смерти <данные изъяты>., и <данные изъяты>. наследники первой очереди по закону супруг Анферовой А.А. – Анферов П.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, сын Анферовой А.А. – Анферов А.П. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно наследственного дела №, открытого нотариусом <данные изъяты> нотариального округа Пермского края Ш., истец Анферов Н.П. обратился за принятием наследства умершей ДД.ММ.ГГГГ Анферовой А.А. - ДД.ММ.ГГГГ Заявлений от иных лиц о принятии наследства в данном наследственном деле не имеется.
Исходя из представленного суду свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей №, выданного Ключевским сельским советом ДД.ММ.ГГГГ, о передаче в собственность земельного участка Анферовой А.А., а также архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности умершей Анферовой А.А. жилого дома, наследственное имущество, в состав которого входят земельный участок и жилой дом, расположены по адресу: <адрес>. Таким образом, местом нахождения недвижимого имущества наследодателя Анферовой А.А. является <адрес>.
Допрошенная судом свидетель В. суду пояснила, что истец Анферов Н.П. приходится сыном Анферовой А.А. В связи с заболеванием истец вынужден был поместил мать в интернат, оставшийся дом матери его семья использовала как дачу, ежегодно обрабатывали земельный участок. Свидетель И., которой истец приходится зятем, пояснила, что о смерти матери Анферов Н.П. узнал полтора-два года назад. При этом оставшимся домом и земельным участком истец пользовался, вместе с семьей ежегодно обрабатывал огород, уплачивал налоги. Истец Анферов Н.П. является единственным наследником Анферовой А.А., т.к. его брат Анферов А.П. умер.
Свидетель М. суду также пояснила, что после того как Анферову А.А. поместили в психиатрический стационар, оставшимся домом и земельным участком пользовался ее сын – истец Анферов Н.П., продолжает им пользоваться и по настоящее время. Каких-либо споров относительно земельного участка не было.
Показания свидетелей также подтверждаются представленными истцом требованиями налогового органа и квитанциями об уплате налогов за 2007, 2008, 2009 г.г. (л.д.24-36).
Статья 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Положениями ст. 1152 ГК РФ установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с требованиями ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из требований ст. 1154 ГК РФ следует, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Таким образом, поскольку судом установлено, что истец вступил во владение наследственным имуществом Анферовой А.А., а именно земельным участком и жилым домом, расположенными по адресу : <адрес> в течение 6 месяцев после ее смерти, суд считает возможным в силу ст. 1153 ГК РФ установить факт принятия истцом наследства после смерти Анферовой А.А.
Следовательно, учитывая, что у умершей Анферовой А.А. имеется наследник по закону, каковым является истец, факт принятия наследства которым установлен, имущество Анферовой А.А. нельзя признать выморочным.
Требования о признании за Анферовым Н.П. права собственности на земельный участок и жилой дом, также подлежат удовлетворению.
Из представленного суду свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей №, выданного Ключевским сельским советом ДД.ММ.ГГГГ, следует, что умершей Анферовой А.А. при жизни было передано в собственность 0,11 га пашни (что составляет 1100 кв.м.) по адресу: <адрес> (л.д.9).
Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в данных кадастра недвижимости ФГБУ его правообладателем значится Анферова А.А. на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно похозяйственных книг «Администрации Ключевского сельсовета» за 1971-1998г.г. в лицевых счетах на домовладение в <адрес>, после смерти в 1971г. Анферова П.И., главой хозяйства значилась Анферова А.А., 1936 г.р., которая в 1998г. выбыла в <адрес>. В личной собственности указанного хозяйства имеется жилой дом общей площадью 10 кв.м. и земельный участок площадью 0,09 га (л.д.8).
Суду представлен кадастровый паспорт на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 27,1 кв.м., который расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером № (л.д.13-14). Согласно информации из технического паспорта в данных ЦТИ правообладателем домовладения по вышеуказанному адресу значится Анферова А.А., основания ее владения не указаны.
Из представленных Суксунским отделом Управления Росреестра по Пермскому краю уведомлений № и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что записи в ЕГРП о зарегистрированных правах на объект недвижимости: здание и земельный участок по адресу: <адрес>, - отсутствуют (л.д.22-23).
Постановлением Администрации Ключевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ адрес земельного участка с кадастровым номером 59:35:0520101:56 предоставленного Анферовой А.А. на праве собственности на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ №, и находящегося на нем жилого дома, - расположенным на <адрес>, изменен на адрес: <адрес> (л.д.10).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, истец Анферов Н.П. является наследником первой очереди по закону после умершей матери Анферовой А.А., что подтверждается представленными свидетельством о рождении <данные изъяты>
В силу ст.1181 ГК РФ принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
В соответствии с ч.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Поскольку, наследники первой очереди по закону умершей Анферовой А.А. - Анферов П.И., умер ДД.ММ.ГГГГ, Анферова А.П., умер ДД.ММ.ГГГГ,ответчики не возражают по заявленным истцом требованиям, за истцом в силу абз.2 п.2 ст. 218 ГК РФ должно быть признано право собственности в порядке наследования на земельный участок и расположенный на нем жилой дом, принадлежавшие наследодателю Анферовой А.А..
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить факт принятия Анферовым Н.П. наследства матери Анферовой А.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ
Признать за Анферовым Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок площадью 1100 кв.м., с кадастровым номером №, разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, и жилой дом общей площадью 27,1 кв.м. (лит.А), с холодной пристройкой (лит.а), навесом (лит.Г), расположенные по адресу: <адрес>, по праву наследования.
Настоящее решение суда является основанием для регистрации права собственности Анферова Н.П. на объекты недвижимости для соответствующих органов, осуществляющих регистрацию имущественных прав.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина