Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-355/2016 ~ М-257/2016 от 18.03.2016

Дело № 2-355/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Лушниковой Н.В.

с участием помощника прокурора Щучанского района Ваулиной Т.Г.

при секретаре Худяковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье Курганской области 2 июня 2016 года гражданское дело по иску Абдрахманова М.М. к федеральному бюджетному учреждению «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (войсковая часть 70855), филиалу федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

Абдрахманов М.М. обратился в суд с иском к федеральному бюджетному учреждению «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», филиалу федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что работает в филиале федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) в производственном корпусе 1 в должности аппаратчика по трудовому договору от 19 января 2016 года, заключенному на срок по 31 марта 2016 года. Впервые он был принят на работу в производственный корпус 1А аппаратчиком по трудовому договору от 23 июля 2012 года, заключенному на неопределенный срок. В декабре 2012 года трудовой договор был расторгнут. В этот период всех работников переводили на срочные трудовые договора, не объясняя причину перевода, обещая всем, кто перейдет на срочные трудовые договора, в дальнейшем работать, пока существует филиал. В 2013, 2014, 2015, 2016 годах с ним были заключены срочные трудовые договора. В срочном трудовом договоре от 1 января 2013 года (п. 1.5) указано, что трудовой договор заключен на период утверждения должности по штатному расписанию на соответствующий год, финансируемому за счет средств федеральной целевой программы. В срочных трудовых договорах от 1 января 2014 года, от 4 февраля 2015 года, от 19 января 2016 года со ссылкой на п. 5 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что трудовой договор заключен на период выполнения работ в должности по утвержденному штатному расписанию на соответствующий год, финансируемому за счет средств федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ», в рамках государственного контракта, заключенного на соответствующий год, на выполнение работ для государственных нужд «Эксплуатация объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» г. Щучье Курганской области (ликвидация химического оружия, переработка промышленных отходов и корпусов боеприпасов). Считает такое основание для заключения трудовых договоров неправомерным, поскольку п. 5 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации применяется в случае проведения работ, выходящих за рамки обычной детальности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг. Следствием этого должно быть увеличение штатных единиц по должности. Полагает, что у ответчика не было оснований, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, для заключения срочного трудового договора. В трудовых договорах не указан конкретный вид поручаемой работы, которая должна им выполняться в период действия государственного контракта. После увольнения 31.12.2014 года он обратился в Щучанский районный суд Курганской области с иском о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка и компенсации морального вреда. По гражданскому делу было заключено мировое соглашение, вследствие чего он продолжил трудовую деятельность в производственном корпусе 1 в той же должности аппаратчика по срочному трудовому договору от 4 февраля 2015 года. Указывает, что он более трех лет работает по срочным трудовым договорам в одной и той же должности, выполняет функциональные обязанности, которые ни разу не менялись. Следовательно, присутствует многократность заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции. Утверждая каждый год новое штатное расписание и заключая с работниками срочные трудовые договора на период действия штатного расписания в рамках государственного контракта, ответчик тем самым уклоняется от предоставления работникам тех прав и гарантий, на которые они могли бы рассчитывать при увольнении в связи с сокращением штатов. Незаконный перевод с трудового договора, заключенного на неопределенный срок, на срочный трудовой договор, а также ежегодное заключение срочного трудового договора повлекло причинение ему морального вреда (нравственных страданий), вызванных перенесенными им унижениями, страхом за свое будущее, переживаниями по поводу ежегодного увольнения. Просил признать трудовой договор от 19 января 2016 года заключенным на неопределенный срок, взыскать с федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства исковые требования представителем истца Абдрахманова М.М. Абдрахмановым М.Н., действующим на основании доверенности, в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были увеличены, дополнительно просит восстановить Абдрахманова М.М. на работе в филиале федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковой части 92746) в должности аппаратчика в производственном корпусе, взыскать с ответчика федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» в пользу Абдрахманова М.М. средний заработок за время вынужденного прогула с 1 апреля 2016 года по день восстановления на работе.

В судебное заседание истец Абдрахманов М.М. не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель истца Абдрахманова М.М. Абдрахманов М.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, дал пояснения в соответствии с изложенным в исковом заявлении. Уточнил, что истец изначально, в 2012 году, был принят на работу в филиал федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) по срочному трудовому договору от 23 июля 2012 года, заключенному на основании п. 7 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации. Указал, что если срочный трудовой договор был заключен для выполнения заведомо определенной работы в случае, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой, такой договор в силу ч. 2 ст. 79 ТК РФ прекращается по завершению этой работы. Предметом деятельности филиала федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковой части 92746) является выполнение работ (услуг) по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия. Следовательно, договор мог быть расторгнут только после завершения работы по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия. На момент окончания срока трудового договора ответчик знал о том, что работа по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия не завершена. Считает, что ежегодное утверждение штатного расписания не может являться основанием для заключения срочного трудового договора. Штатное расписание утверждалось ранее подписания государственного контракта. Финансирование заработной платы в государственных контрактах не определено. Полагает, что заведомо временного расширения производства или объема оказываемых услуг не было, так как согласно штатным расписаниям количество аппаратчиков ежегодно уменьшалось, а из технических заданий, являющихся приложением к государственным контрактам, усматривается ежегодное уменьшение объема выполняемых работ по уничтожению химоружия. Государственные контракты заключались ежегодно и до приема на работу истца по срочному трудовому договору, но в то время с работниками заключались трудовые договора на неопределенный срок. Апелляционным определением Курганского областного суда от 31 июля 2014 года установлено, что заключение государственных контрактов не влияет на заключение трудовых договоров. Многократность заключения трудовых договоров для выполнения одной и той же трудовой функции подтверждается наличием пяти однотипных трудовых договоров с Абдрахмановым М.М. по одной и той же должности аппаратчика. В 2012-2015 годах основной деятельностью истца было перемещение с помощью манипулятора снарядов. В 2016 году в связи с завершением уничтожения химического оружия его основной деятельностью было перемещения с помощью манипулятора емкостей с дегазационными растворами. Отмечает также, что при увольнении истца знакомили не с приказом, а с выпиской из приказа. Роспись истца об ознакомлении имеется только выписке из одного приказа об увольнении – от 31 марта 2016 года. Медицинских противопоказаний к работе у истца, что подтверждено в ходе медицинского осмотра в октябре 2015 года. Просит признать трудовой договор от 19 января 2016 года заключенным на неопределенный срок, восстановить Абдрахманова М.М. на работе в филиале федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковой части 92746) в должности аппаратчика в производственном корпусе, взыскать с федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» в пользу Абдрахманова М.М. средний заработок за время вынужденного прогула с 1 апреля 2016 года по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Представитель ответчиков федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» и филиала федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) Часовских Е.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования Абдрахманова М.М. не признала в полном объеме. Ссылалась на то, что основной деятельностью федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» является обеспечение обороноспособности страны, уничтожение химического оружия не является основной деятельностью ФБУ. Федеральное управление заключало с истцом срочные трудовые договоры для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг в рамках заключаемых между Федеральным управлением и Минпромторгом России государственных контрактов. Пояснила, что уничтожение запасов химического оружия осуществляется в рамках выполнения международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении на основе президентской программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 (далее – Программа). В соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, Минпромторг России является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2008 г. № 1128-р Минпромторг России определен государственным заказчиком Программы. Выполнение мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых Минпромторгу России на ее реализацию. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях выполнения Программы Минпромторгом России ежегодно заключаются государственные контракты на выполнение работ для государственных нужд (далее – государственные контракты). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1508-р Федеральное управление определено единственным исполнителем размещаемого Минпромторгом России государственного заказа по реализации Программы, в том числе в части эксплуатации объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (г. Щучье Курганской области). Таким образом, Федеральное управление ежегодно привлекается для выполнения работ по государственным контрактам в рамках Программы. Реализация Программы зависит от объема финансирования, который определяется с учетом экономической ситуации в Российской Федерации и утвержденного бюджета на соответствующий финансовый год. Согласно уставу Федеральное управление по вопросам организации и выполнения работ по уничтожению химического оружия относится к ведению Минпромторга России. В соответствии с подпунктом «д» пункта 22 Устава Федеральное управление разрабатывает и представляет на утверждение в Минпромторг России штатные расписания для заключения срочных трудовых контрактов (договоров) на осуществление деятельности, относящейся к сфере ведения Минпромторга России, и определяет условия оплаты труда работников, содержащихся по штатным расписаниям. Минпромторг России ежегодно утверждает штатные расписания объектов по уничтожению химического оружия – филиалов Федерального управления для выполнения работ в области химического разоружения, что также подтверждает обоснованность заключения Федеральным управлением срочных трудовых договоров в связи с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг в рамках заключаемых между Федеральным управлением и Минпромторгом России государственных контрактов. Источником финансирования оплаты труда персонала объектов по уничтожению химического оружия, включенного в штатное расписание Федерального управления (по штату Программы), являются средства, ежегодно выделяемые на Программу из федерального бюджета. Пояснила, что штатное расписание начинает действовать только после подписания государственного контракта. Государственные контракты, заключенные между Минпромторгом России и Федеральным управлением, на 2013, 2014, 2015 и первый квартал 2016 года, выполнены в соответствии с требованиями технических заданий (приложений к государственным контрактам) в полном объеме. С учетом действующей системы заключения договоров в сфере государственного заказа, в силу специфики работ по уничтожению химического оружия, Федеральное управление не может гарантировать работникам объекта в г. Щучьем занятость после истечения срока действия государственного контракта, заключенного между Минпромторгом России и Федеральным управлением, поскольку обеспечение работников работой, обусловленной трудовым договоров, вне объекта по уничтожению химического оружия невозможно. В ноябре 2015 года уничтожение химического оружия закончено, в первом квартале 2016 году проводилась дегазация, разборка корпусов. В настоящее время между Федеральным управлением и Минпроторгом России действующих контрактных обязательств на выполнение работ для государственных нужд, связанных с эксплуатацией объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (г. Щучье Курганская область) не имеется. Полагает, что многократность заключения срочных трудовых договоров в данном случае не может служить основанием для признания срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок. Истец изначально, 23 июля 2012 года, был принят на работу по срочному трудовому договору. Срочные трудовые договоры были заключены между Федеральным управлением и истцом после того, как последний изъявил желание заключить соответствующий договор на определенный срок, который указан в собственноручно написанном заявлении истца с просьбой заключить с ним трудовой договор на срок действия государственного контракта. Заключение истцом срочного трудового договора с Федеральным управлением было добровольным и осознанным, а неоднократное заключение срочных трудовых договоров на период выполнения работ по государственным контрактам не привело к трансформации заключенного срочного трудового договора в договор с неопределенным сроком действия в силу того, что основанием заключения срочных трудовых договоров являлось проведение работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг по различным государственным контрактам. Расширение производства предполагает не расширение штата по должности истца, а расширение именно производства, строительство новых корпусов, проведение новых видов работ. Каждый госконтракт представляет собой отдельный вид работ на каждый год. Считает, что истцом не доказан факт многократности заключения срочных трудовых договоров, как и факт выполнения им одной и той же трудовой функции. В декабре 2015 года истец написал заявление о принятии его на работу по штатному расписанию по 31 марта 2016 года, работодатель рассматривал это заявление в течение установленного законом срока месяца, по результатам рассмотрения заявления истец был принят на работу с 19 января 2016 года. Уведомление о прекращении срочного трудового договора и последующем увольнении вручено истцу лично под роспись не менее чем за три календарных дня до увольнения. С приказом об увольнении истец ознакомлен и был согласен, о чем есть соответствующая запись (подпись истца) в листе ознакомления с приказом. Федеральным управлением истцу своевременно выплачен окончательный расчет при увольнении и выдана трудовая книжка. Истец не оспаривает порядок проведения процедуры увольнения. Порядок прекращения срочного трудового договора нарушен не был, в связи с этим оснований для восстановления работника на прежнем месте работы не имеется. В правах и гарантиях, предоставляемых работникам при увольнении, истец не был ущемлен. Истцом не представлены доказательства причинения ему Федеральным управлением каких-либо нравственных или физических страданий. Просила суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Согласно заключению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, привлечённого к участию в деле в качестве государственного органа для дачи заключения, установление истцу срочного характера трудового договора не противоречило требованиям трудового законодательства. Источником финансирования оплаты труда персонала объектов по уничтожению химического оружия, включенного в штатное расписание, являются средства, ежегодно выделяемые на Программу из федерального бюджета, исходя из объема запланированных работ. Заключение трудовых контрактов (договоров) с работниками на объекте по уничтожению химического оружия «Щучье» (г. Щучье, Курганской области) осуществлялось для исполнения обязательств по ежегодно заключаемым государственным контрактам на выполнение заведомо определенной работы по Программе в рамках выделяемых средств из федерального бюджета. В 2016 году средства федерального бюджета на выполнение работ по Программе на объекте по уничтожению химического оружия «Щучье» (г. Щучье, Курганской области) были предусмотрены по 31 марта 2016 г. С учетом этого срок действия государственного контракта, заключенного Минпромторгом России с Федеральным управлением, был установлен по 31 марта 2016 г. По представлению Федерального управления 25 декабря 2015 г. Минпромторгом России было утверждено штатное расписание для заключения срочных трудовых контрактов (договоров) на осуществление деятельности, относящейся к сфере ведения Минпромторга России на объекте по уничтожению химического оружия «Щучье» (г. Щучье, Курганской области) на первый квартал 2016 года. Работы по государственному контракту выполнены в полном объеме. Государственный контракт закрыт в установленный срок. Принимая во внимание, что выделение бюджетных средств с 1 апреля 2016 г. не предусматривалось, Федеральное управление вынуждено было расторгнуть с истцом трудовой контракт (договор). Из вышеизложенного следует, что заключение трудовых договоров Федеральным управлением, не являющимся коммерческой структурой и не имеющим долгосрочных контрактов на выполнение государственного оборонного заказа, с работниками объектов по уничтожению химического оружия на неопределенный срок не представляется возможным. Как следует из материалов дела, ответчиком с Абдрахмановым М.М. был заключен трудовой договор от 19 января 2016 г., в котором определен срок его действия - в соответствии с датой начала и окончания работ, предусмотренных государственным контрактом, а именно с 01.01.2016 по 31.03.2016. При заключении трудового договора Абдрахманов М.М. согласился с его условиями, в том числе со срочным характером работы, зная о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода. Трудовой договор подписан истцом без замечаний и оговорок. Установление истцу срочного характера трудового договора не противоречило требованиям трудового законодательства. В период действия трудового договора от 19 января 2016 г. Абдрахманов М.М. в суд с заявлением об оспаривании условий трудового договора не обращался. На момент подачи искового заявления и рассмотрения дела по существу условия трудового договора сторонами исполнены, срочный трудовой договор, заключенный с Абдрахмановым М.М., прекращен, при этом процедура увольнения, предусмотренная статьей 79 Трудового кодекса Российской Федерации, ответчиком соблюдена. То обстоятельство, что срочные трудовые договоры между ответчиком и истцом заключались неоднократно, не свидетельствует о постоянном характере работы и незаконности срочных трудовых договоров, поскольку заключение новых срочных трудовых договоров осуществлялось в рамках исполнения обязательств по ежегодно заключаемым государственным контрактам для выполнения заведомо определенной работы в рамках Программы, и в соответствии с ежегодно утверждаемыми Минпромторгом России штатными расписаниями. На основании вышеизложенного Минпромторг России считает, что законных оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.

Заслушав объяснения участников процесса, мнение помощника прокурора Щучанского района Ваулиной Т.Г., полагавшей исковые требования о восстановлении на работе подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Судебная защита является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Часть 2 ст. 58 ТК РФ предусматривает, что срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 настоящего Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок (ч. 5 ст. 58 ТК РФ).

Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок (ч. 6 ст. 58 ТК РФ).

Согласно разъяснениям, данным в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года № 2, решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 ТК РФ, а также в других случаях, установленных Кодексом или иными федеральными законами (часть вторая статьи 58, часть первая статьи 59 ТК РФ). В соответствии с частью второй статьи 58 ТК РФ в случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (часть вторая статьи 59 ТК РФ), т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 77 и ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия трудового договора, заключенного на время выполнения обязанностей отсутствующего работника. Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы.

Из материалов дела следует, что в соответствии с трудовым договором от 23 июля 2012 года, заключенным между федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» (работодателем) в лице руководителя филиала федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) и Абдрахмановым М.М. (работником), Абдрахманов М.М. был принят на работу в структурное подразделение работодателя – производственный корпус 1А по должности аппаратчика. Договор заключен со ссылкой на п. 7 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации (выполнение заведомо определенной работы в случае, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой) на срок с 23 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года (л.д. <данные изъяты>).

Уведомление о расторжении срочного трудового договора от 23.07.2012 г. вручено работнику Абдрахманову М.М. 28.11.2012 г. (л.д. <данные изъяты>).

Приказом командира войсковой части 92746 от 29.12.2012 года (по строевой части) Абдрахманов М.М. уволен с работы 31.12.2012 г. в связи с истечением срока трудового договора, по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основание: срочный трудовой договор (л.л. <данные изъяты>).

На основании заявления Абдрахманова М.М. от 25.12.2012 года 01.01.2013 года между федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» (работодателем), в лице руководителя филиала 1207 объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) и Абдрахмановым М.М. (работником) заключен трудовой договор , в соответствии с которым Абдрахманов М.М. принимается на работу по должности аппаратчика в производственный корпус 1. Договор заключен на период утверждения должности по штатному расписанию на 2013 год, финансируемому за счет средств Федеральной целевой программы. Окончание срочного трудового договора - 31.12.2013 г.

Уведомление о расторжении срочного трудового договора от 01.01.2013 г. вручено работнику Абдрахманову М.М. 14.10.2013 г. (л.д. <данные изъяты>).

Приказом командира войсковой части 92746 от 31.12.2013 г. (по строевой части) Абдрахманов М.М. уволен с работы 31.12.2013 г. в связи с истечением срока трудового договора, по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основание: срочный трудовой договор (л.л. <данные изъяты>).

Согласно заявлению от 12.12.2013 года Абдрахманов М.М. обратился к руководителю филиала федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) с просьбой принять его на работу в филиал ФБУ «ФУБХУХО» (войсковая часть 92746) на должность аппаратчика производственного корпуса 1 с 01.01.2014 года, заключить с ним срочный трудовой договор со сроком действия по 31.12.2014 года (л.д. <данные изъяты>).

01.01.2014 года между федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» (работодателем), в лице руководителя филиала 1207 объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) и Абдрахмановым М.М. (работником) заключен трудовой договор , в соответствии с которым Абдрахманов М.М. принимается на работу по должности аппаратчика в структурное подразделение филиала - производственный корпус 1. Договор заключен на период выполнения работ в должности по утвержденному штатному расписанию на 2014 год, финансируемому за счет средств федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ», в рамках государственного контракта, заключенного на 2014 год, на выполнение работ для государственных нужд «Эксплуатация объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» г. Щучье Курганской области (ликвидация запасов химического оружия, переработка промышленных отходов и корпусов боеприпасов)», является срочным трудовым договором (п. 5 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ). Окончание срочного трудового договора - 31.12.2014 года.

Уведомление о расторжении срочного трудового договора от 01.01.2014 г. вручено работнику Абдрахманову М.М. 20.11.2013 года (л.д. <данные изъяты>).

Приказом командира войсковой части 92746 от 31.12.2014 года (по строевой части) Абдрахманов М.М. уволен с работы 31.12.2014 года в связи с истечением срока трудового договора, по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основание: срочный трудовой договор (л.л. <данные изъяты>).

Согласно определению Щучанского районного суда Курганской области от 03.02.2015 года Абдрахманов М.М. обратился в Щучанский районный суд Курганской области с исковым заявлением к федеральному бюджетному учреждению «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (войсковая часть 70855), филиалу федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, по делу утверждено мировое соглашение, по условиям которого ответчик принимает истца на работу в филиал федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) по должности аппаратчика производственного корпуса 1 04.02.2015 года, Абдрахманов М.М. отказывается от заявленных исковых требований.

04.02.2015 года Абдрахманов М.М. обратился с заявлением на имя руководителя филиала федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - войсковая часть 92746 с просьбой принять его на работу в филиал ФБУ «ФУБХУХО» (войсковая часть 92746) на должность аппаратчика производственного корпуса 1, заключить с ним срочный трудовой договор со сроком действия по 31.12.2015 года (л.д. <данные изъяты>).

04.02.2015 года между федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» (работодателем), в лице руководителя филиала 1207 объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) и Абдрахмановым М.М. (работником) заключен трудовой договор , в соответствии с которым Абдрахманов М.М. принимается на работу по должности аппаратчика в структурное подразделение филиала - производственный корпус 1. Договор заключен на период выполнения работ в должности по утвержденному штатному расписанию на 2015 год, финансируемому за счет средств федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ», в рамках государственного контракта, заключенного на 2015 год, на выполнение работ для государственных нужд «Эксплуатация объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» г. Щучье Курганской области (ликвидация запасов химического оружия, переработка промышленных отходов и корпусов боеприпасов)», является срочным трудовым договором (п. 5 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ). Трудовой договор вступает в силу 04.02.2015 года. Окончание срочного трудового договора - 31.12.2015 года.

Уведомление о расторжении срочного трудового договора от 04.02.2015 г. вручено работнику Абдрахманову М.М. 05.11.2015 года (л.д. <данные изъяты>).

Приказом командира войсковой части 92746 от 31.12.2015 г. (по строевой части) Абрахманов М.М. уволен с работы 31.12.2015 г., в связи с истечением срока трудового договора, по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основание: срочный трудовой договор (л.л. <данные изъяты>).

21.12.2015 года Абдрахманов М.М. обратился с заявлением на имя руководителя филиала федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - войсковая часть 92746 с просьбой принять его на работу в филиал ФБУ «ФУБХУХО» (войсковая часть 92746) на должность аппаратчика производственного корпуса 1, заключить с ним срочный трудовой договор со сроком действия по 31.03.2016 года (л.д. <данные изъяты>).

19.01.2016 года между федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» (работодателем), в лице руководителя филиала 1207 объекта по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) и Абдрахмановым М.М. (работником) заключен трудовой договор , в соответствии с которым Абдрахманов М.М. принимается на работу по должности аппаратчика в структурное подразделение филиала - производственный корпус 1. Договор заключен на период выполнения работ в должности по утвержденному штатному расписанию с 01.01.2016 по 31.03.2016 года, финансируемому за счет средств федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в РФ», в рамках государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд «Эксплуатация объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» г. Щучье Курганской области (ликвидация запасов химического оружия, переработка промышленных отходов и корпусов боеприпасов)», является срочным трудовым договором (п. 5 ч. 1 ст. 59 Трудового кодекса РФ). Трудовой договор вступает в силу 19.01.2016 года. Окончание срочного трудового договора - 31.03.2016 года.

Уведомление о расторжении срочного трудового договора от 19.01.2016 г. вручено работнику Абдрахманову М.М. 25.02.2016 года (л.д. <данные изъяты>).

Приказом командира войсковой части 92746 от 31.03.2016 года (по строевой части) Абрахманов М.М. уволен с работы 31.03.2016 года, в связи с истечением срока трудового договора, по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основание: срочный трудовой договор (л.л.<данные изъяты>).

Таким образом, истец состоял в трудовых отношениях с федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», которое суд считает надлежащим ответчиком по делу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, уничтожение запасов химического оружия осуществляется в рамках выполнения международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении на основе президентской программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 (далее - Программа).

В соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (п. 1).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2008 г. № 1128-р «О государственных заказчиках-координаторах и заказчиках федеральных целевых программ» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации определено государственным заказчиком федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 305.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1508-р Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации определено единственным исполнителем размещаемого Минпромторгом России государственного заказа по реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», в том числе в части эксплуатации объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (г. Щучье Курганской области).

В соответствии с разделом V федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 года № 305, финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет международной финансовой и технической помощи путем включения ее мероприятий в государственный оборонный заказ. Государственный заказчик программы с учетом средств, выделяемых на реализацию программы из различных источников финансирования, и предварительных результатов ее выполнения уточняет мероприятия программы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования. Конкретные исполнители программных мероприятий определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выполнение мероприятий программы организациями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком Программы и исполнителями.

В соответствии с Уставом федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855), утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.12.2011 года №058/34с, руководитель учреждения разрабатывает и представляет на утверждение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в установленном порядке штатные расписания для заключения срочных трудовых контрактов (договоров) на осуществление деятельности, относящейся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, определяет условия оплаты труда работников, содержащихся по штатным расписаниям (подпункт «д» пункта 22 Устава).

В ходе судебного разбирательства установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в лице директора Департамента реализации конвенционных обязательств Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ежегодно утверждает штатные расписания объекта по уничтожению химического оружия «Щучье».

Между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, выступающим от имени Российской Федерации, в лице директора Департамента реализации конвенционных обязательств Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855) были заключены:

-государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд «Эксплуатация объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» г. Щучье Курганской области (ликвидация запасов химического оружия, переработка промышленных отходов и корпусов боеприпасов)» от 29.12.2012 года , в соответствии с разделом Х которого контракт вступает в силу с января 2013 г. и действует до исполнения сторонами своих обязательств;

-государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд «Эксплуатация объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» г. Щучье Курганской области (ликвидация запасов химического оружия, переработка промышленных отходов и корпусов боеприпасов)» от 27.12.2013 г., в соответствии с разделом VI которого сроки выполнения работ определены с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г.;

-государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд «Эксплуатация объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» г. Щучье Курганской области (ликвидация запасов химического оружия, переработка промышленных отходов и корпусов боеприпасов)» от 31.12.2014 г., в соответствии с разделом VI которого сроки выполнения работ определены с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г;

-государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд «Эксплуатация объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» г. Щучье Курганской области (переработка промышленных отходов)» от 31.12.2015 г., в соответствии с разделом VI которого сроки выполнения работ определены с 01 января 2016 г. по 31 марта 2016 г.

Вышеназванные государственные контракты выполнены в полном объеме в соответствии с требованиями технических заданий, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами сдачи-приемки работ.

В судебном заседании установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что в настоящее время между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855) действующих контрактных обязательств на выполнение работ для государственных нужд, связанных с эксплуатацией объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (г. Щучье Курганская область) не имеется.

По мнению представителя ответчиков, основанием заключения срочных трудовых договоров с истцом явились государственные контракты, заключенные между ответчиком и Минпромторгом, действия которых заканчивались по истечению каждого года и по которым стороны свои обязательства исполняли. Ввиду подписания данных контрактов имело место расширения, изменения видов и объема выполняемых работ, в связи с этим формировалось и утверждалось на каждый год для работодателя штатное расписание.

Суд приходит к убеждению, что данные обстоятельства правильно рассматривались ответчиком, основным видом деятельности которого не является уничтожение химического оружия, при заключении срочных договоров с работниками как заведомо временное расширение производства на период действия государственного контракта, что исключало возможность принятия на работу по трудовому договору без определения срока его действия.

Ссылка представителя истца на уменьшение количества аппаратчиков в штатных расписаниях не может являться доказательством отсутствия расширения производства, поскольку расширение производства возможно не только путем увеличения количества штатных единиц по определенной должности, но и введением новых видов работ.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелось законное основание для заключения срочного договора, предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 59 ТК РФ.

При заключении трудовых договоров стороны достигли соглашения о срочности характера трудовых отношений, что отражено в заявлениях истца о принятии на работу и в трудовых договорах.

Доказательств, свидетельствующих о принуждении истца со стороны ответчика к заключению именно срочного трудового договора, суду представлено не было, срочные трудовые договоры подписаны непосредственно истцом без каких-либо замечаний и возражений, в том числе и в части срока его заключения.

Возможность продолжения трудовых отношений на неопределенный срок в рамках ранее заключенного срочного трудового договора законодатель связывает с наличием воли обоих сторон трудового договора. Воля работодателя на прекращение трудовых отношений, выраженная до окончания срока трудового договора, свидетельствует о прекращении срочного трудового договора. Желание работника продолжить трудовые отношения юридического значения не имеет, правовой природы договора не меняет.

Исходя из установленных обстоятельств, подтвержденных исследованными судом письменными доказательствами, срочные договора, заключаемые с истцом на определенный период, расторгались работодателем до окончания их действия.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании срочного трудового договора договором, заключенным на неопределенный срок.

Суд не может принять довод представителя истца о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по той причине, что ранее по гражданскому делу с такими же основаниями и обстоятельствами выносилось решение, которым удовлетворялись исковые требования, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.

Довод представителя истца о том, что истец при увольнении был ознакомлен не с приказом об его увольнении, а с выпиской из него, не свидетельствует о нарушении прав истца и несоблюдении ответчиком процедуры увольнения, установленной законом, поскольку предусмотренная законом обязанность по ознакомлению работников с изданными в отношении них приказами, в частности, с приказами об увольнении, означает необходимость ознакомления работника с текстом приказа, с его точным содержанием, что достигается посредством ознакомления как непосредственно с приказом, так и с выпиской из приказа, в которой содержатся все необходимые сведения, касающиеся данного работника.

Истец не оспаривает, что был ознакомлен с содержанием изданных в отношении него приказов, в связи с чем имел возможность своевременно защищать свои права, полагая их нарушенными.

Вместе с тем требования о признании приказа об увольнении от 31 марта 2016 года незаконным и его отмене истцом не заявлены.

Таким образом, требования истца о восстановлении на работе не подлежат удовлетворению.

Суд считает, что также следует отказать истцу в удовлетворении требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, поскольку указанные требования являются производными от основного требования.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В данном случае оснований для выхода за пределы заявленных истцом требований у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Абдрахманова М.М. к ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (войсковая часть 70855), филиалу ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2016 года.

Судья Н.В. Лушникова

2-355/2016 ~ М-257/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Абдрахманов Магадей Мухаметгалеевич
Григорьев Василий Александрович
Ответчики
Федеральное бюджетное учреждение Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)
филиал ФБУ "Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговл РФ (войсковая часть 70855)" - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746)
Другие
Абдрахманов Мухаметгалей Набеевич
Министерство обороны РФ
Департамент реализации конвекционных обязательств Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
Суд
Щучанский районный суд Курганской области
Судья
Лушникова Н.В.
Дело на сайте суда
schuchansky--krg.sudrf.ru
18.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2016Передача материалов судье
23.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2016Подготовка дела (собеседование)
11.04.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.04.2016Предварительное судебное заседание
20.04.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.05.2016Предварительное судебное заседание
02.06.2016Судебное заседание
06.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2016Дело оформлено
15.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее