Дело № 2-37/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2011 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Муковкиной Т.И.
при секретаре Сизове А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казеннова А.В., Казенновой Г.В. и Марковского А.В. к ООО о защите прав потребителей,
Установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что Казеннов А.В., Казеннова Г.В. являются собственниками квартиры по адресу: Сортавальский район, <Адрес обезличен>, а Марковский А.В., является собственником квартиры № <Номер обезличен>, свои обязанности по договору «Оказания услуг по управлению, содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома» с управляющей компанией ООО исполняют, регулярно вносят плату за техническое обслуживание и коммунальные услуги. Но истцов не устраивает качество предоставляемых услуг в части теплоснабжения. В доме <Номер обезличен> восемь квартир, дом двухэтажный, квартиры <Номер обезличен> и <Номер обезличен> расположены одна над другой. В некоторых помещениях квартир (коридор, туалет, ванная) радиаторы отопления отсутствуют, система отопления работает не эффективно, даже в случае надлежащей температуры теплоносителя в системе отопления, при сбоях в работе подачи теплоносителя в систему отопления, температурный режим в помещениях квартиры, в среднем за отопительный сезон, не превышает 18 градусов по Цельсию. Для поддержания нормального температурного режима, в помещениях квартиры, истцы вынуждены пользоваться дополнительными бытовыми приборами отопления, что ведёт к завышенным денежным расходам их семей за коммунальные услуги. В течение отопительного сезона 2009-2010 года ежемесячные платежи за теплоснабжение, составляли около 6000 рублей. Дополнительно другие коммунальные платежи и электроэнергия около 3000 рублей в месяц, всего около 9000 рублей. Истцы ссылаются на то, что на схеме системы отопления видно, что через краны <Номер обезличен> и <Номер обезличен> теплоноситель подаётся из общедомовой системы отопления в систему отопления квартир, а через краны <Номер обезличен> и <Номер обезличен> уходит обратно в общую систему отопления, системы внутриквартирного отопления (кв. <Номер обезличен>) взаимосвязаны, с внутриквартирными системами отопления других квартир дома не связаны. При перекрытии кранов №№1, 2, 3, 4 теплоноситель перестанет поступать только в квартиры <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, собственниками которых являются истцы. Теплоснабжение других квартир дома не изменится, останется в том же объёме и в том же температурном режиме, т.е. права других жильцов дома не будут ущемлены. 27.10.2010 г. истцы обратились в ООО с претензиями на качество услуги, предложили управляющей компании отключить квартиры от системы отопления. Ответчик отказался, мотивировав тем, что необходимо проведение работ по согласованию переустройства жилого помещения.
Истцы, ссылаясь на п. 1 ст. 782 ГК РФ, обязуются оплатить стоимость услуги по теплоснабжению по день отключения. Истцы просят обязать управляющую компанию ООО отключить от системы теплоснабжения квартиры <Номер обезличен> и <Номер обезличен>, д. <Номер обезличен> по <Адрес обезличен>.
Истцами в судебном заседании уточнены требования, истцы просят обязать ответчика отключить от системы теплоснабжения квартиры <Номер обезличен> и <Номер обезличен> дома № <Адрес обезличен>, кроме кухонных помещений. Расчет за теплоснабжение кухонных помещений производить исходя из площади данных помещений (площадь кухни в квартире Марковского А.В. - 11,2 кв. м, площадь кухни квартиры <Номер обезличен> семьи Казенновых - 8,4 кв.м).
Судом в качестве третьих лиц по делу привлечены Администарция, ООО 1, ООО 2
Истцы и их представитель по доверенности Кириллов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям, пояснили, что считают, что отключением квартир истцов от системы теплоснабжения не будут нарушены права других собственников квартир, указывают на то, что ответчик не оспаривает то обстоятельство, что отключение их квартиры технически возможно, просят удовлетворить заявленные требования.
Представитель ООО в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее в судебном заседании пояснили, что истцами не было получено согласование Администарция на отключение, технически отключение квартиры истцов возможно, кроме помещений кухни в каждой из квартир, также полагают, что при отключении, возможно, произвести перерасчет платежей исходя из отапливаемой площади помещений, т.е. в данном случае остается площадь кухни.
Представитель Администарция по доверенности Масолов С.И. в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что отключение от системы централизованного отопления не будет означать для собственника его освобождения от обязанности оплачивать соответствующую коммунальную услугу в установленном «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» порядке. Поскольку в доме истцов установлен общедомовой узел учета тепловой энергии, то он учитывает тепловую энергию на весь дом, в том числе затраченную на теплоснабжение мест общего пользования, истцы, защищая свои права и интересы, и отключаясь от системы централизованного отопления, нарушают законные права и интересы других собственников жилых помещений в доме, возлагая на них свои затраты по содержанию мест общего пользования. Перечень коммунальных услуг, предоставляемых проживающим в многоквартирном доме гражданам, определяется степенью и уровнем благоустройства дома, а не волеизъявлением самих граждан. В случае, когда многоквартирный дом оборудован системой отопления по присоединенной сети, объектом теплоснабжения является именно многоквартирный дом, а не отдельные помещения в нем. Отопление дома, а, следовательно, предоставление соответствующей коммунальной услуги проживающим в нем гражданам, является обязательным условием содержания такого дома. Указал о том, что внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Будучи предназначенными для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, элементы внутридомовой системы отопления подлежат отнесению к составу общего имущества в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ). Поскольку обогревающие элементы отнесены к составу общего имущества в многоквартирном доме, любые действия по их отключению подлежат согласованию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Вместе с тем, в случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома происходит ее (системы) уменьшение, следовательно, уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома (ч.3 ст. 36 ЖК РФ). Полагает неправомерным отключение обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома в случае, когда они отнесены к составу общего имущества в многоквартирном доме.
Выполнение работ по отключению обогревающих элементов от системы отопления в многоквартирном доме относится к переустройству такого помещения и должно быть согласовано в установленном Жилищным кодексом порядке (ст.25 ЖК РФ). Форма и содержание технического паспорта жилого помещения предусмотрены «Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 г. №37. Вид отопления подлежит описанию в разделе III технического паспорта. Отключение обогревающих элементов, установка иного оборудования, компенсирующего тепловые потери здания, и как следствие изменение вида отопления, требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, т.е., является переустройством.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен представить в орган, осуществляющий согласование, документы, перечень которых приведен в ч.2 ст. 26 ЖК РФ. К числу таких документов относится подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства. Несоответствие проекта переустройства требованиям законодательства является основанием для отказа в согласовании переустройства жилого помещения (ч.1 ст.27 ЖК РФ).
Проект переустройства должен соответствовать разрешению на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Для этого необходимо произвести: а) расчет влияния отключения обогревающих элементов на систему отопления здания в целом; б) оценку влияния отключения обогревающих элементов на теплогидравлический режим здания. Полагает, если отключение обогревающих элементов будет признано технически возможным и соответствующий проект переустройства будет подготовлен и оформлен лицензированной организацией в установленном порядке, то необходима оценка возможных последствий его реализации.
Отключение обогревающих элементов не должно привести к нарушению прав граждан, пользующихся другими помещениями. Например, использование автономного теплоисточника позволяет произвольно регулировать, в том числе, снижать температуру внутреннего воздуха с целью снизить расходы на содержание неиспользуемых помещений, что может ухудшить тепловой режим соседних помещений. Температурный режим всего здания в таком случае будет обеспечен за счет повышения теплопотребления соседними помещениями, что приведет к увеличению расходов их собственников. Оценка последствий реализации проектов переустройства может являться основанием для признания проекта переустройства не соответствующим требованиям законодательства и отказа в согласовании переустройства жилого помещения.
С учетом изложенного, полагают, что можно сделать вывод о невозможности реализации индивидуального намерения собственника помещения в многоквартирном доме отказаться от услуги отопления по присоединенной сети. Общее намерение собственников помещений в многоквартирном доме отказаться от услуги отопления по присоединенной сети может быть реализовано путем реконструкции многоквартирного дома. Решение об отключении от системы централизованного теплоснабжения, а, следовательно, об изменении уровня и степени благоустройства многоквартирного дома должно приниматься общим собранием собственников помещений в таком доме. Реализация принятого собственниками решения допускается в строгом соответствии с проектным решением. Порядок проведения работ по переустройству жилого помещения и получения соответствующего согласования детально урегулирован главой 4 ЖК РФ.
Считает необоснованными ссылки истцов на качество услуги по теплоснабжению из-за сбоев в подаче теплоносителя в связи с тем, что котельная <Адрес обезличен>, вырабатывающая тепловую энергию для теплоснабжения населения поселка, с начала отопительного сезона по настоящее время работает стабильно, устойчиво, постоянно выдерживает параметры согласно температурному графику.
Представитель ООО 1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании пояснил, что считает, что необходимо получить разрешение на электрообогрев, в случае отключения от системы теплоснабжения, на дополнительный отпуск мощности.
Представитель ООО 2 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснил, что для того, чтобы произвести отключение квартиры от системы теплоснабжения, необходимо соблюдать положения ст. 25 ЖК РФ, поскольку должны быть произведены действия по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, которые требуют внесения изменений в технический паспорт. Статья 25 ЖК РФ предусматривает необходимость получения согласований с органом местного самоуправления, т.е. с Администрацией Хелюльского городского поселения, для этого в Администрацию должны быть предоставлены документы, перечень которых определен в ст. 26 ЖК РФ. Указал, что если будут произведены соответствующие действия, то они не возражают против отключения истцов от системы теплоснабжения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе судебного заседания установлено, что Казеннов А.В., Казеннова Г.В. являются собственниками квартиры <Адрес обезличен> на праве общей совместной собственности, а Марковский А.В. является собственником комнат №№ <Номер обезличен> квартиры <Адрес обезличен>.
Как следует из пояснений сторон, предоставленных документов, а также из данных технического паспорта на дом <Адрес обезличен>, данный дом оборудован системой отопления от котельной <Адрес обезличен>, ранее согласно паспорту отапливался от котельной мебельно-лыжного комбината.
Согласно материалам дела истцами заключен договор управления многоквартирным домом № 1 от 01.10.2008 г. с ООО на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома <Адрес обезличен> от 05.10.2008 г.
Истцами предъявлены требования об обязании ООО произвести отключение квартир истцов от системы теплоснабжения, кроме кухонных помещений, расчет оплаты за теплоснабжение просили производить исходя из площади данных помещений.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Согласно ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Указанный документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Выполнение таких работ, которые заявлены истцами, относится к переустройству такого помещения и должно быть согласовано в установленном Жилищным кодексом порядке. Такой вывод следует из определения переустройства как установки, замены или переноса инженерных сетей, санитарно-технического, электрического и другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ст.25 ЖК РФ). Форма и содержание технического паспорта жилого помещения предусмотрены «Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденной Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 №37. Вид отопления подлежит описанию в разделе III технического паспорта.
Согласно данным технического паспорта на дом <Адрес обезличен> в доме имеется отопление от мебельно-лыжного комбината, поскольку данный дом ранее являлся общежитием СМЛК. Как пояснили стороны, и как следует из предоставленных документов, в настоящее время дом получает тепло от котельной <Адрес обезличен>. Из данных технических паспортов на квартиры истцов, раздел № 3 на квартиры <Номер обезличен> и <Номер обезличен> дома <Адрес обезличен> данные квартиры оборудованы центральным отоплением.
Поэтому в данном случае, установка иного оборудования, компенсирующего тепловые потери здания, и как следствие изменение вида отопления, требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, следовательно, является переустройством.
В том случае, когда многоквартирный дом оборудован системой отопления по присоединенной сети, объектом теплоснабжения является именно многоквартирный дом, а не отдельные помещения в нем.
В соответствии с п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Из пояснений истцов, представителя ответчика, Администрации муниципального образования «Хелюльское городское поселение», ответов Администрации на обращения истцов следует, что по данному вопросу собственники помещения не обращались с заявлением о переустройстве помещения, соответствующие документы, в том числе, проект переустройства, не предоставляли, согласования на такое переустройство не получали, также как и на возможность подключения иных источников отопления, о чем заявляли и истцы в судебном заседании, поскольку в судебном заседании истцы указывали, что не считают это переустройством.
При этом, в судебном заседании представитель ООО также пояснял о том, что истцы не представляли требуемые документы. Отключение помещений квартиры от обогревающих элементов центрального теплоснабжения не должен привести к нарушению прав граждан, пользующихся другими помещениями. Использование автономного теплоисточника позволяет произвольно регулировать, в том числе, снижать температуру внутреннего воздуха, что может ухудшить тепловой режим соседних помещений, поскольку температурный режим всего здания в таком случае будет обеспечен за счет повышения теплопотребления соседними помещениями, что приведет к увеличению расходов собственников других помещений. Поэтому такие согласования являются необходимыми.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы истцов и их представителя в части того, что права соседей не будут нарушены отключением квартир истцов, поскольку как уже было указано выше, данные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими расчетами и заключениями, которые предоставляются при обращении в Администрацию с заявлением о переустройстве жилого помещения, что не было сделано, а именно в данном случае оценка последствий реализации проектов переустройства может являться основанием для признания проекта переустройства не соответствующим требованиям законодательства и отказа в согласовании переустройства жилого помещения.
Именно в связи с данными обстоятельствами, судом отказано в утверждении мирового соглашения, поскольку из текста мирового соглашения не следует, что сторона истца приняла на себя какие-либо обязательства по предоставлению такого согласования с органом местного самоуправления, в то время, как ответчик принял на себя обязательства по отключению квартир истцов от системы теплоснабжения не получив такого согласования, в то время, как часть квартиры остается с радиаторами теплоснабжения, поскольку кухни истцов не подлежат отключению, но как уже было указано выше, расчетов по данному поводу никаких не предоставлено, поскольку за счет данных помещений будет производиться обогрев других помещений истцов, соответственно это будет влиять на потребление тепла, но расчетов таких суду не предоставлено.
На основании ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату, в том числе, за коммунальные услуги. В соответствии со ст. 156, ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», при предоставлении услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, производится изменение размера платы за услуги. Согласно п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением № 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
В соответствии с п. 15 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, гражданам в жилых помещениях должна обеспечиваться температура воздуха не ниже +18 градусов, а в угловых помещениях не ниже +20, отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается. Исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, платежи по теплоснабжению начисляются исходя из площади всей квартиры, а не тех частей квартиры, в которых установлены приборы отопления, кроме того, размер платы может пересчитываться исходя из фактов непредоставления услуг, или некачественного их предоставления, таким образом, перерасчет исходя из площади тех помещений в квартире, в которых установлены радиаторы, не предусмотрен.
Ответчик является управляющей компанией в настоящее время, но его статус может измениться, и ООО может прекратить исполнять полномочия по управлению данным домом, в данном случае у другой управляющей компании могут возникнуть претензии к истцам по поводу оплаты, основанные на положениях действующего законодательства, и они могут полагать, что у них имеются законные основания для взыскания платежей по теплоснабжению.
Суд полагает, что вопрос о соответствии платы за полученную услугу может быть обеспечен путем снижения оплаты в связи с тем, что температура в помещении не соответствует установленным нормам.
При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истцами не доказано то обстоятельство, что ими получены соответствующие согласования с Администрацией, а также, что данное отключение не нарушает прав и законных интересов других собственников многоквартирного жилого дома, поэтому требования истцов не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска Казеннова А.В., Казенновой Г.В. и Марковского А.В. к ООО о защите прав потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК через Сортавальский городской суд в течение 10 дней.
Судья Т.И. Муковкина