РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2018 г. Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Коваленко О.П.,
при секретаре Сыгуровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2878/18 по иску Павлова Евгения Юрьевича в интересах несовершеннолетней Алексеевой Марины Андреевны к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении,
у с т а н о в и л:
Истец, действуя в интересах несовершеннолетней Алексеевой Марины Андреевны, обратился в суд с иском к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В обоснование иска указал, что Алексеева М.А., 11.08.2000 года рождения, относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 10.05.2017 года он, как законный представитель Алексеевой М.А., обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Однако, распоряжением первого заместителя главы Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, ему было отказано во включении в список, в связи с отсутствием предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список, а именно: отсутствует домовая (поквартирная) книга либо поквартирная карточка по месту регистрации ребенка по адресу: <адрес>, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки, подтверждающие ее регистрацию по месту жительства, и содержащие сведения о проживающих совместно с указанными гражданами совершеннолетних и несовершеннолетних лицах, с указанием общей площади жилого помещения. Считает данный отказ незаконным и нарушающим законные права и интересы ребенка. ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу: <адрес> произошел пожар. После пожара дом пришел в непригодное для проживания состояние, восстановлению не подлежит, правоустанавливающие документы, в том числе и домовая книга, были утеряны. В связи с чем, правоустанавливающие документы на дом, содержащие сведения о площади жилого помещения, не были представлены в Департамент управления имуществом г.о. Самара по независящим от истца причинам и обстоятельствам. Просил признать право Алексеевой Марины Андреевны состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара включить Алексееву Марину Андреевну в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара с даты подачи заявления, то есть с 10.05.2017г.
Определением суда в качестве соответчика по делу привлечена администрация г.о. Самара.
Истец в судебном заседании иск уточнил в части требований к администрации г.о. Самара об обязании включить Алексееву М.А. в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара. Просил иск удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Филатова И.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на законность распоряжения.
Представитель третьего лица – Департамент управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому просил в иске отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает ФИО1 социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п.3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.В соответствии с и. 9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.1.4 и 1.2 порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением правительства <адрес> 29.10.2008г. №, учет, обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан(уполномоченным органом). Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется уполномоченным органом по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства).
Из п. 2.4 указанного порядка следует, что на органы местного самоуправления была возложена обязанность информировать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об условиях их обеспечения жилыми помещениями.
Судом установлено, что на основании Приказа Комитета по делам семьи администрации городского округа Самара №-В от ДД.ММ.ГГГГ, Павлов Е. Ю. является приемным родителем несовершеннолетней Алексеевой Марины Андреевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является ребенком сиротой.
Мать Алексеевой М.А. - Былкова О.А. умерла в 2001 году, отец-Алексеев А.Е. лишен родительских прав на основании решения Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и умер ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Алексеева М.А. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ДД.ММ.ГГГГ Павлов Е.Ю., как законный представитель Алексеевой М.А., обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Распоряжением первого заместителя главы Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу было отказано во включении Алексеевой М.А в список, в связи с отсутствием предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список, а именно: отсутствует домовая (поквартирная) книга либо поквартирная карточка по месту регистрации ребенка по адресу: <адрес>, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки, подтверждающие ее регистрацию по месту жительства, и содержащие сведения о проживающих совместно с указанными гражданами совершеннолетних и несовершеннолетних лицах, с указанием общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, согласно сведений отдела адресно-справочной работы УФМС по <адрес> Алексеева Марина Андреевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по адресу: <адрес>, умерший - Алексеев Геннадий Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, также был зарегистрирован по данному адресу.
Согласно сведениям главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу: <адрес> произошел пожар.
После пожара дом пришел в непригодное для проживания состояние, восстановлению не подлежит, правоустанавливающие документы, в том числе и домовая книга, были утеряны.
По сведениям Управления Росреестра по <адрес> и ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество дом, расположенное по адресу: <адрес>, а также на земельный участок по данному адресу, отсутствует.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленному отделом опеки и попечительства <адрес> Департамента, дом по указанному адресу не пригоден для проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей. Крыша и полы дома частично сгорели и прогнили, потолок обвис и протекает, оконные рамы сгнили и перекосились, отопление отсутствует, в доме по всюду следы пожара. Вода, газ и свет к дому не подведены. Туалет на улице, централизованная канализация отсутствует. Земельный участок, на котором расположен дом, находится в запущенном состоянии, несколько лет не обрабатывался, зарос травой.
На обращения в ФГУП «Ростехинвентаризация -БТИ», Управление Росреестра по <адрес>, администрацию <адрес>, ОУФМС России по <адрес> в <адрес> по вопросу предоставления надлежаще заверенной копии домовой книги либо справки с места жительства о регистрации Алексеевой М.А. по вышеуказанному адресу с указанием площади жилого помещения истцу было отказано.
Кроме того, в феврале 2018 года, истец обратился в администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара по вопросу признания дома по <адрес>, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Согласно ответу администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара в удовлетворении заявления истца было отказано, поскольку не были представлены правоустанавливающие документы на дом в межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения.
Таким образом, правоустанавливающие документы на дом, содержащие сведения о площади жилого помещения, не были представлены в Департамент управления имуществом г.о. Самара по независящим от истца причинам и обстоятельствам.
Учитывая, что Алексеева М.А. относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет иного жилого помещения, жилое помещение, в котором она зарегистрирована, сгорело и не пригодно для проживания, предоставить домовую книгу с указанием общей площади дома истец не имеет возможности, требования истца о признании за Алексеевой М.А. права состоять на учете и включению в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включении в указанный список являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Павлова Евгения Юрьевича в интересах несовершеннолетней Алексеевой Марины Андреевны к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о признании права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, удовлетворить.
Признать право Алексеевой Марины Андреевны состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Обязать Администрацию городского округа Самара включить Алексееву Марину Андреевну в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара с даты подачи заявления, то есть с 10.05.2017г.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 02.07.2018 года
Председательствующий: