Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3340/2020 ~ М-2756/2020 от 08.07.2020

Дело а-3340/2020

УИД 36RS0004-01-2020-003228-37

3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2020 года                                                                                                       г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                  Быстрянцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Машаровой Татьяны Евгеньевны к УФССП России по Воронежской области, судебному приставу – исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаеву A.M., начальнику отдела - старшему судебному приставу МОСП по ОИП УФССП по Воронежской области Пацеву А.А. об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей,

    УСТАНОВИЛ:

    В производстве Ленинского районного суда г. Воронежа находится административное дело по административному иску Машаровой Т.Е. к УФССП России по Воронежской области, судебному приставу – исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаеву A.M., начальнику отдела - старшему судебному приставу МОСП по ОИП УФССП по Воронежской области Пацеву А.А. о признании незаконными действий (бездействия) административных ответчиков, выразившиеся в непредставлении для ознакомления материалов исполнительных производств и ответов по существу поданных заявлений; возложений на административных ответчиков обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, путем ознакомления с материалами исполнительных производств от 10.09.2015 г.               № 36894/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36893/20/36017-ИП, от 07.02.2019 г. № 36895/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36892/20/36017-ИП, от 24.10.2014 г. № 36896/20/36017-ИП, материалами сводного исполнительного производства № 36896/20/36017-СД.

    Мотивируя заявленные требования, административный истец указывала, что в МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области в отношении неё ведутся следующие исполнительные производства: от 10.09.2015 г. № 36894/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г.                              № 36893/20/36017-ИП, от 07.02.2019 г. № 36895/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36892/20/36017-ИП, от 24.10.2014 г. № 36896/20/36017-ИП, объединенные в сводное исполнительное производство № 36896/20/36017-СД.

    02.03.2020 г. истец обращалась с заявлением к руководителю УФССП России по Воронежской области, а 12.03.2020 г. с жалобой к начальнику отдела – старшему судебному приставу МОСП по ОИП Пацеву А.А. и судебному приставу-исполнителю Мирзаеву А.М., в которых указывала, что исполнительные производства её для ознакомления до настоящего времени не предоставлены. 13.03.2020 г. истец обратилась к судебному приставу-исполнителю Мирзаеву А.М. на приеме с просьбой об ознакомлении с материалами исполнительных производств. 31.03.2020 г. были поданы заявления о подписке на сведения о ходе исполнительных производств на сайте ФССП, на которые были даны ответы об отмене подписки судебным приставом-исполнителем.

    23.04.2020 г., 06.05.2020 г., 17.05.2020 г., 19.05.2020 г., 25.05.2020 г. истец вновь в порядке подчиненности обращалась с заявлениями об ознакомлении с материалами исполнительных производств. Ответов по указанным обращениям дано не было.

    Несмотря на неоднократные попытки ознакомится с материалами исполнительных производств, до настоящего времени указанные материалы для ознакомления предоставлены не были. Обоснования не ознакомления с материалами исполнительных производств приставами не дано. Указанным незаконным бездействием нарушается гарантированное истцу законом право на ознакомление с материалами исполнительных производств.

Административный истец Машарова Т.Е., административные ответчики УФССП России по Воронежской области, судебный пристав – исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаев A.M., начальник отдела - старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП по Воронежской области Пацев А.А., заинтересованное лицо Шарохина И.С. о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не привели. Согласно поступившего в адрес суда от административного истца Машаровой Т.Е. телефонного сообщения, просит дело рассмотреть в её отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

С учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц по делу.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, на административных ответчиков в силу закона возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов при вынесении оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия).

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий:

- несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Материалами дела установлено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 24.10.2014 года возбуждено исполнительное производство № 59855/14/36037-ИП, на основании исполнительного листа ВС № 032161017 от 15.10.2013 г., выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу № 2-1432/13, с предметом исполнения: задолженность по договору № 60-ПЛ от 15.06.2006 года в размере 198 950 руб. в отношении должника Машаровой Татьяны Евгеньевны в пользу взыскателя ООО «Павловскгранит-Жилстрой».

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 23.04.2015 года возбуждено исполнительное производство № 35218/15/36037-ИП, на основании исполнительного листа ФС № 005434711, выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу № 2-929/14, с предметом исполнения: задолженность по договору № 61П от 10.04.2008 года в размере 1 345 500 руб. в отношении должника Машаровой Татьяны Евгеньевны в пользу взыскателя ООО «Павловскгранит-Жилстрой».

Постановлениями судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 28.08.2018 г. в рамках указанных исполнительных производств произведена замена взыскателя с ООО «Павловскгранит-Жилстрой» на Шарохину И.С.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 14.06.2019 года возбуждено исполнительное производство № 29400/19/36037-ИП, на основании исполнительного листа ФС № 028041283 от 11.12.2018 г., выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу № 2-4865/18, с предметом исполнения: проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 1 345 500 руб., начиная с 29.08.2018 г. и до фактического исполнения решения суда в пользу Шарохиной И.С.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 07.02.2019 года возбуждено исполнительное производство № 4803/19/36037-ИП, на основании исполнительного листа ФС № 028042770 от 08.10.2018 г., выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу № 2-4879/18, с предметом исполнения: иные взыскания имущественного характера не в бюджеты РФ в размере 51 916,24 руб. в отношении должника Машаровой Т.Е. в пользу взыскателя Шарохиной И.С.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 14.06.2019 года возбуждено исполнительное производство № 28458/19/36037-ИП, на основании исполнительного листа ФС № 028041282 от 11.12.2018 г., выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу № 2-4865/18, с предметом исполнения: иные взыскания имущественного характера не в бюджеты РФ в размере 359 477,12 руб. в отношении должника Машаровой Т.Е. в пользу взыскателя Шарохиной И.С.

Постановлением руководителя УФССП России по Воронежской области – главного судебного пристава Воронежской области Паринова Р.Н. от 17.02.2020 г. № 36901/20/57149, указанные исполнительные производства в отношении Машаровой Т.Е. переданы на исполнение в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области. Начальнику Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области поручено обеспечить принятие судебным приставом-исполнителем процессуального решения об объединении исполнительных производств в сводное в отношении Машаровой Т.Е.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Мирзаева А.М. переданные из Ленинского РОСП г. Воронежа исполнительные производства приняты к своему исполнению.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Мирзаева А.М. от 12.03.2020 г. № 36017/20/984733, указанные исполнительные производства объединены в сводное, которому присвоен номер 36896/20/36017-СД.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Мирзаева А.М. от 09.06.2020 г. входящие в состав сводного исполнительные производства окончены, ввиду выполнения требований исполнительных документов и перечислению взыскателю присужденных по исполнительным листам денежных средств в полном объеме.

В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ                            «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина;                  4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель и должник (стороны исполнительного производства) относятся к лицам, участвующим в исполнительном производстве.

Положения Закона № 229-ФЗ регулируют порядок предоставления сторонам исполнительного производства информации о ходе исполнительного производства путем реализации прав, предоставленных ст. 50 данного Закона.

Согласно положениям части 1 ст. 50 Закона № 229-ФЗ стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Таким образом, приведенная норма не обязывает судебного пристава-исполнителя направлять взыскателю информацию о ходе исполнительного производства, а предусматривает право сторон исполнительного производства на получение ими информации о ходе исполнительного производства и непосредственного участия в нем.

Право на доступ к информации означает возможность её получения, в том числе путем ознакомления с материалами исполнительного производства. В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Вместе с тем закон не регулирует порядок, процедуру и сроки ознакомления стороны исполнительного производства с материалами исполнительного производства.

При этом процессуальным лицом, непосредственно совершающим все действия в ходе исполнительного производства, является судебный пристав-исполнитель. Согласно пункту 12.1.7 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682, именно данное должностное лицо может осуществить процедуру ознакомления должника с материалами исполнительного производства, определить порядок и сроки такого ознакомления. Применительно к рассматриваемым правоотношениям, таким лицом является судебный пристав – исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаев A.M. При этом, из системного анализа законодательства следует, что сроки для предоставления сторонам материалов исполнительного производства для ознакомления должны быть разумными, не препятствующими участникам реализовать свое право на обжалование.

Конституция РФ, закрепляя право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), одновременно возлагает обязанность на государственные органы и органы местного самоуправления по его реализации и защите (статья 2, пункт "б" статьи 72).

Принципы правового регулирования правоотношений, связанных с реализацией права граждан на обращение, определены Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Положениями статей 9, 12 данного Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ предусмотрено, что поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно положений ст. 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ                      «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4.1 Методических рекомендаций, утвержденных ФССП России 11.04.2014 г. № 15-9, при поступлении на рассмотрение обращений, направленных в рамках Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов:

- рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные статьей 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", с вынесением соответствующих постановлений;

- рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).

Исходя из системного толкования положений статьи 64.1 Федерального закона                                 «Об исполнительном производстве», Методических рекомендаций следует, что заявление с просьбой ознакомить с материалами исполнительного производства не подлежит регистрации в качестве заявлений (ходатайств), по результатам его разрешения не требуется вынесение постановлении, и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года               № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При этом, как выше указывалось судом, решение об ознакомлении с материалами исполнительного производства должно быть принято непосредственно судебным приставом -исполнителем, который в письменном ответе в случае удовлетворения просьбы должен указать порядок, процедуру и сроки ознакомления с материалами исполнительного производства.

Как следует из материалов дела и представленных административным истцом документов, 09.06.2020 г. Машаровой Т.Е. в МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области подано заявление об ознакомлении с материалами исполнительных производств.

Письмом от 12.03.2020 г. на имя начальника – отдела старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Машаровой Т.Е. заявлялось о том, что до настоящего времени она не была ознакомлена с материалами исполнительных производств.

17.05.2020 г. по средствам электронного обращения Машаровой Т.Е. в МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области подано заявление, в котором наряду с иными требованиями содержалось ходатайство об ознакомлении её с материалами исполнительных производств. Аналогичные обращения были поданы 25.05.2020 г. и 01.06.2020 г.

02.06.2020 г. на имя начальника – отдела старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области подано обращение с просьбой предоставить сведения о возможности ознакомления с исполнительными производствами.

10.06.2020 г. Машаровой Т.Е. подано электронное обращение, также содержащее в себе ходатайство об ознакомлении с материалами исполнительных производств.

17.06.2020 г. Машарова Т.Е. обратилась на имя начальника отдела – старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Пацева А.А. с двумя жалобами, в том числе содержащими в себе ходатайства об ознакомлении с материалами исполнительных производств.

Из представленных документов следует, что Машарова Т.Е. неоднократно обращалась за реализацией предоставленного ей права на ознакомление с ведущимися в отношении неё исполнительными производствами.

В предварительном судебном заседании представителю административных ответчиков судом разъяснилась обязанность при рассмотрении дела по существу представить доказательства рассмотрения обращений истца, предоставления возможности ознакомления с материалами исполнительных производств, либо наличия объективных причин, препятствующих в реализации должником такого права. Административные ответчики в судебное заседание не явились, доказательств предоставления должнику возможности реализации данного права и принятия необходимых к тому действий, в материалы дела не представили, что суд расценивает как отказ от реализации предоставленных им процессуальных прав, принимая во внимание, что обязанность по доказыванию законности действий (бездействия) лежит на органе, обладающим публичными полномочиями.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных                Машаровой Т.Е. исковых требований, поскольку в материалах дела отсутствуют ответы уполномоченного лица - судебного пристава – исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаева A.M., на исполнении у которого находятся вышеуказанные исполнительные производства и который в данном случае уполномочен на принятие таких решений, письменные ответы на обращения административного истца об ознакомлении с материалами исполнительных производств и принятых по ним решениям.

В силу положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом изложенного суд полагает необходимым возложить на судебного пристава – исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаева A.M., как уполномоченное в данном случае должностное лицо, обязанность ознакомить Машарову Т.Е. с материалами исполнительных производств, материалами сводного исполнительного производства. Доказательств исполнения данной обязанности на момент принятия судом решения в материалах дела не содержится.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»). Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (п. 5 ст. 219 КАС РФ).

Поскольку истец заявляет о длящемся бездействии, по мнению суда, срок на обращение в суд с настоящим иском не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Машаровой Татьяны Евгеньевны, - удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаева A.M., выразившееся в непредставлении Машаровой Татьяне Евгеньевне для ознакомления материалов исполнительных производств                 от 10.09.2015 г. № 36894/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36893/20/36017-ИП, от 07.02.2019 г.            № 36895/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36892/20/36017-ИП, от 24.10.2014 г. № 36896/20/36017-ИП, материала сводного исполнительного производства № 36896/20/36017-СД и не даче ответов по существу заявлений.

    Обязать судебного пристава – исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаева A.M. в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу ознакомить Машарову Татьяну Евгеньевну с материалами исполнительных производств от 10.09.2015 г. № 36894/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36893/20/36017-ИП, от 07.02.2019 г. № 36895/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36892/20/36017-ИП, от 24.10.2014 г.                  № 36896/20/36017-ИП, материалами сводного исполнительного производства                                          № 36896/20/36017-СД.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 12 октября 2020 года.

Дело а-3340/2020

УИД 36RS0004-01-2020-003228-37

3.027 - Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2020 года                                                                                                       г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                  Быстрянцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Машаровой Татьяны Евгеньевны к УФССП России по Воронежской области, судебному приставу – исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаеву A.M., начальнику отдела - старшему судебному приставу МОСП по ОИП УФССП по Воронежской области Пацеву А.А. об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей,

    УСТАНОВИЛ:

    В производстве Ленинского районного суда г. Воронежа находится административное дело по административному иску Машаровой Т.Е. к УФССП России по Воронежской области, судебному приставу – исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаеву A.M., начальнику отдела - старшему судебному приставу МОСП по ОИП УФССП по Воронежской области Пацеву А.А. о признании незаконными действий (бездействия) административных ответчиков, выразившиеся в непредставлении для ознакомления материалов исполнительных производств и ответов по существу поданных заявлений; возложений на административных ответчиков обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, путем ознакомления с материалами исполнительных производств от 10.09.2015 г.               № 36894/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36893/20/36017-ИП, от 07.02.2019 г. № 36895/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36892/20/36017-ИП, от 24.10.2014 г. № 36896/20/36017-ИП, материалами сводного исполнительного производства № 36896/20/36017-СД.

    Мотивируя заявленные требования, административный истец указывала, что в МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области в отношении неё ведутся следующие исполнительные производства: от 10.09.2015 г. № 36894/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г.                              № 36893/20/36017-ИП, от 07.02.2019 г. № 36895/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36892/20/36017-ИП, от 24.10.2014 г. № 36896/20/36017-ИП, объединенные в сводное исполнительное производство № 36896/20/36017-СД.

    02.03.2020 г. истец обращалась с заявлением к руководителю УФССП России по Воронежской области, а 12.03.2020 г. с жалобой к начальнику отдела – старшему судебному приставу МОСП по ОИП Пацеву А.А. и судебному приставу-исполнителю Мирзаеву А.М., в которых указывала, что исполнительные производства её для ознакомления до настоящего времени не предоставлены. 13.03.2020 г. истец обратилась к судебному приставу-исполнителю Мирзаеву А.М. на приеме с просьбой об ознакомлении с материалами исполнительных производств. 31.03.2020 г. были поданы заявления о подписке на сведения о ходе исполнительных производств на сайте ФССП, на которые были даны ответы об отмене подписки судебным приставом-исполнителем.

    23.04.2020 г., 06.05.2020 г., 17.05.2020 г., 19.05.2020 г., 25.05.2020 г. истец вновь в порядке подчиненности обращалась с заявлениями об ознакомлении с материалами исполнительных производств. Ответов по указанным обращениям дано не было.

    Несмотря на неоднократные попытки ознакомится с материалами исполнительных производств, до настоящего времени указанные материалы для ознакомления предоставлены не были. Обоснования не ознакомления с материалами исполнительных производств приставами не дано. Указанным незаконным бездействием нарушается гарантированное истцу законом право на ознакомление с материалами исполнительных производств.

Административный истец Машарова Т.Е., административные ответчики УФССП России по Воронежской области, судебный пристав – исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаев A.M., начальник отдела - старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП по Воронежской области Пацев А.А., заинтересованное лицо Шарохина И.С. о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не привели. Согласно поступившего в адрес суда от административного истца Машаровой Т.Е. телефонного сообщения, просит дело рассмотреть в её отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

С учетом положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц по делу.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, на административных ответчиков в силу закона возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов при вынесении оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия).

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий:

- несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Материалами дела установлено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 24.10.2014 года возбуждено исполнительное производство № 59855/14/36037-ИП, на основании исполнительного листа ВС № 032161017 от 15.10.2013 г., выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу № 2-1432/13, с предметом исполнения: задолженность по договору № 60-ПЛ от 15.06.2006 года в размере 198 950 руб. в отношении должника Машаровой Татьяны Евгеньевны в пользу взыскателя ООО «Павловскгранит-Жилстрой».

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 23.04.2015 года возбуждено исполнительное производство № 35218/15/36037-ИП, на основании исполнительного листа ФС № 005434711, выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу № 2-929/14, с предметом исполнения: задолженность по договору № 61П от 10.04.2008 года в размере 1 345 500 руб. в отношении должника Машаровой Татьяны Евгеньевны в пользу взыскателя ООО «Павловскгранит-Жилстрой».

Постановлениями судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 28.08.2018 г. в рамках указанных исполнительных производств произведена замена взыскателя с ООО «Павловскгранит-Жилстрой» на Шарохину И.С.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 14.06.2019 года возбуждено исполнительное производство № 29400/19/36037-ИП, на основании исполнительного листа ФС № 028041283 от 11.12.2018 г., выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу № 2-4865/18, с предметом исполнения: проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 1 345 500 руб., начиная с 29.08.2018 г. и до фактического исполнения решения суда в пользу Шарохиной И.С.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 07.02.2019 года возбуждено исполнительное производство № 4803/19/36037-ИП, на основании исполнительного листа ФС № 028042770 от 08.10.2018 г., выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу № 2-4879/18, с предметом исполнения: иные взыскания имущественного характера не в бюджеты РФ в размере 51 916,24 руб. в отношении должника Машаровой Т.Е. в пользу взыскателя Шарохиной И.С.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Воронежа от 14.06.2019 года возбуждено исполнительное производство № 28458/19/36037-ИП, на основании исполнительного листа ФС № 028041282 от 11.12.2018 г., выданного Ленинским районным судом г. Воронежа по делу № 2-4865/18, с предметом исполнения: иные взыскания имущественного характера не в бюджеты РФ в размере 359 477,12 руб. в отношении должника Машаровой Т.Е. в пользу взыскателя Шарохиной И.С.

Постановлением руководителя УФССП России по Воронежской области – главного судебного пристава Воронежской области Паринова Р.Н. от 17.02.2020 г. № 36901/20/57149, указанные исполнительные производства в отношении Машаровой Т.Е. переданы на исполнение в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области. Начальнику Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области поручено обеспечить принятие судебным приставом-исполнителем процессуального решения об объединении исполнительных производств в сводное в отношении Машаровой Т.Е.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Мирзаева А.М. переданные из Ленинского РОСП г. Воронежа исполнительные производства приняты к своему исполнению.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Мирзаева А.М. от 12.03.2020 г. № 36017/20/984733, указанные исполнительные производства объединены в сводное, которому присвоен номер 36896/20/36017-СД.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Мирзаева А.М. от 09.06.2020 г. входящие в состав сводного исполнительные производства окончены, ввиду выполнения требований исполнительных документов и перечислению взыскателю присужденных по исполнительным листам денежных средств в полном объеме.

В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ                            «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина;                  4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель и должник (стороны исполнительного производства) относятся к лицам, участвующим в исполнительном производстве.

Положения Закона № 229-ФЗ регулируют порядок предоставления сторонам исполнительного производства информации о ходе исполнительного производства путем реализации прав, предоставленных ст. 50 данного Закона.

Согласно положениям части 1 ст. 50 Закона № 229-ФЗ стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки из них, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Таким образом, приведенная норма не обязывает судебного пристава-исполнителя направлять взыскателю информацию о ходе исполнительного производства, а предусматривает право сторон исполнительного производства на получение ими информации о ходе исполнительного производства и непосредственного участия в нем.

Право на доступ к информации означает возможность её получения, в том числе путем ознакомления с материалами исполнительного производства. В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Вместе с тем закон не регулирует порядок, процедуру и сроки ознакомления стороны исполнительного производства с материалами исполнительного производства.

При этом процессуальным лицом, непосредственно совершающим все действия в ходе исполнительного производства, является судебный пристав-исполнитель. Согласно пункту 12.1.7 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682, именно данное должностное лицо может осуществить процедуру ознакомления должника с материалами исполнительного производства, определить порядок и сроки такого ознакомления. Применительно к рассматриваемым правоотношениям, таким лицом является судебный пристав – исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаев A.M. При этом, из системного анализа законодательства следует, что сроки для предоставления сторонам материалов исполнительного производства для ознакомления должны быть разумными, не препятствующими участникам реализовать свое право на обжалование.

Конституция РФ, закрепляя право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), одновременно возлагает обязанность на государственные органы и органы местного самоуправления по его реализации и защите (статья 2, пункт "б" статьи 72).

Принципы правового регулирования правоотношений, связанных с реализацией права граждан на обращение, определены Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Положениями статей 9, 12 данного Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ предусмотрено, что поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно положений ст. 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ                      «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4.1 Методических рекомендаций, утвержденных ФССП России 11.04.2014 г. № 15-9, при поступлении на рассмотрение обращений, направленных в рамках Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов:

- рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные статьей 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", с вынесением соответствующих постановлений;

- рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).

Исходя из системного толкования положений статьи 64.1 Федерального закона                                 «Об исполнительном производстве», Методических рекомендаций следует, что заявление с просьбой ознакомить с материалами исполнительного производства не подлежит регистрации в качестве заявлений (ходатайств), по результатам его разрешения не требуется вынесение постановлении, и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года               № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При этом, как выше указывалось судом, решение об ознакомлении с материалами исполнительного производства должно быть принято непосредственно судебным приставом -исполнителем, который в письменном ответе в случае удовлетворения просьбы должен указать порядок, процедуру и сроки ознакомления с материалами исполнительного производства.

Как следует из материалов дела и представленных административным истцом документов, 09.06.2020 г. Машаровой Т.Е. в МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области подано заявление об ознакомлении с материалами исполнительных производств.

Письмом от 12.03.2020 г. на имя начальника – отдела старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Машаровой Т.Е. заявлялось о том, что до настоящего времени она не была ознакомлена с материалами исполнительных производств.

17.05.2020 г. по средствам электронного обращения Машаровой Т.Е. в МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области подано заявление, в котором наряду с иными требованиями содержалось ходатайство об ознакомлении её с материалами исполнительных производств. Аналогичные обращения были поданы 25.05.2020 г. и 01.06.2020 г.

02.06.2020 г. на имя начальника – отдела старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области подано обращение с просьбой предоставить сведения о возможности ознакомления с исполнительными производствами.

10.06.2020 г. Машаровой Т.Е. подано электронное обращение, также содержащее в себе ходатайство об ознакомлении с материалами исполнительных производств.

17.06.2020 г. Машарова Т.Е. обратилась на имя начальника отдела – старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Пацева А.А. с двумя жалобами, в том числе содержащими в себе ходатайства об ознакомлении с материалами исполнительных производств.

Из представленных документов следует, что Машарова Т.Е. неоднократно обращалась за реализацией предоставленного ей права на ознакомление с ведущимися в отношении неё исполнительными производствами.

В предварительном судебном заседании представителю административных ответчиков судом разъяснилась обязанность при рассмотрении дела по существу представить доказательства рассмотрения обращений истца, предоставления возможности ознакомления с материалами исполнительных производств, либо наличия объективных причин, препятствующих в реализации должником такого права. Административные ответчики в судебное заседание не явились, доказательств предоставления должнику возможности реализации данного права и принятия необходимых к тому действий, в материалы дела не представили, что суд расценивает как отказ от реализации предоставленных им процессуальных прав, принимая во внимание, что обязанность по доказыванию законности действий (бездействия) лежит на органе, обладающим публичными полномочиями.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных                Машаровой Т.Е. исковых требований, поскольку в материалах дела отсутствуют ответы уполномоченного лица - судебного пристава – исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаева A.M., на исполнении у которого находятся вышеуказанные исполнительные производства и который в данном случае уполномочен на принятие таких решений, письменные ответы на обращения административного истца об ознакомлении с материалами исполнительных производств и принятых по ним решениям.

В силу положений ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом изложенного суд полагает необходимым возложить на судебного пристава – исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаева A.M., как уполномоченное в данном случае должностное лицо, обязанность ознакомить Машарову Т.Е. с материалами исполнительных производств, материалами сводного исполнительного производства. Доказательств исполнения данной обязанности на момент принятия судом решения в материалах дела не содержится.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»). Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (п. 5 ст. 219 КАС РФ).

Поскольку истец заявляет о длящемся бездействии, по мнению суда, срок на обращение в суд с настоящим иском не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Машаровой Татьяны Евгеньевны, - удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаева A.M., выразившееся в непредставлении Машаровой Татьяне Евгеньевне для ознакомления материалов исполнительных производств                 от 10.09.2015 г. № 36894/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36893/20/36017-ИП, от 07.02.2019 г.            № 36895/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36892/20/36017-ИП, от 24.10.2014 г. № 36896/20/36017-ИП, материала сводного исполнительного производства № 36896/20/36017-СД и не даче ответов по существу заявлений.

    Обязать судебного пристава – исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Мирзаева A.M. в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу ознакомить Машарову Татьяну Евгеньевну с материалами исполнительных производств от 10.09.2015 г. № 36894/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36893/20/36017-ИП, от 07.02.2019 г. № 36895/20/36017-ИП, от 14.06.2019 г. № 36892/20/36017-ИП, от 24.10.2014 г.                  № 36896/20/36017-ИП, материалами сводного исполнительного производства                                          № 36896/20/36017-СД.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 12 октября 2020 года.

1версия для печати

2а-3340/2020 ~ М-2756/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Машарова Татьяна Евгеньевна
Ответчики
УФССП России по Воронежской области
начальник отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Пацев Александр Александрович
СПИ МРОСП по ОИП структурного подразделения УФССП России по ВО Мирзаев А. М.
Другие
Шарохина Инна Сергеевна
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
lensud--vrn.sudrf.ru
08.07.2020Регистрация административного искового заявления
09.07.2020Передача материалов судье
13.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.08.2020Предварительное судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
12.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее