Дело № 2-1369/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Михайловка 17 июля 2019 г.
Волгоградской области
Михайловский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В.,
при секретаре Щегловой Ю.А.,
с участием:
прокурора Шибитовой Ю.М.,
представителя ответчика ИП Астахова В.Е. – Астаховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Астахову Владимиру Евгеньевичу о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, безопасности дорожного движения и противодействии терроризму,
у с т а н о в и л:
Михайловской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности и о противодействии терроризму в деятельности индивидуального предпринимателя Астахова В.Е.
В ходе проверки установлено, что ИП Астахов В.Е. осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок. Для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом он использует транспортные средства, находящиеся в собственности: ...
Однако, в нарушение ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", указанные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, не оборудованы тахографами.
В нарушение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортные средства ... не категорированы.
В нарушение Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" в отсутствие разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства Госавтоинспекции ИП Астаховым В.Е. используются транспортные средства: ...
Непринятие должных мер ИП Астаховым В.Е. по обеспечению проведения категорирования транспортных средств, оснащению их тахографами, внесение несанкционированных изменений в конструкцию транспортных средств ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся транспортными услугами ИП Астахова В.Е.
Прокурор просит суд обязать ИП Астахова В.Е.:
- провести категорирование транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров: ...
- установить тахографы на транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров: ...
- запретить эксплуатацию транспортных средств: ... до получения разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Шибитова Ю.М. исковые требования поддержала, подтверди доводы, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
В судебное заседание ответчик ИП Астахова В.Е. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, право на участие реализовал через представителя Астахову М.В., которая указала, что маршрут № 2 «ДСУ-2-Поликлиника» отнесен к городскому сообщению, маршруты № 123 «Святогор-Старореченский», № 124 «Святогор-Поддубный», № 128 «г. Михайловка – х. Сеничкин» отнесены к пригородному сообщению. Приказами ИП Астахова В.Е. установлено, что маршрут № 2 «ДСУ-2-Поликлиника» (городской маршрут) закреплен за автобусами ... не закреплен. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2019 N 382 установлено, что положения по оснащению тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, вступают в силу с 01.07.2020. Транспортное средство ... прошло проверку соответствия транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Просила вынести решения с учетом частично устраненных нарушений требований транспортной безопасности.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Так, ст. 2 Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав человека. Из данных положений вытекает, что именно человек должен представлять основную цель и смысл деятельности государства, основным направлением которого является обеспечение безопасности личности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда) исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, как одного из видов общественной безопасности, установлены Федеральным законом N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" (далее Закон N 196-ФЗ).
Согласно абзацу 3 ст. 2 Закона N 196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Как установлено в судебном заседании, ИП Астахов В.Е. осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок, на что имеется лицензия № АСС-34-037582 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, выданная Федеральной службой по надзору в сфере транспорта 2310.2013.
Михайловской межрайонной прокуратурой Волгоградской области на основании решения Номер от Дата проведена проверка соблюдения законодательства о транспортной безопасности в деятельности индивидуального предпринимателя ИП Астахова В.Е., результаты которой отражены в акте от Дата
В результате проверки установлено, что для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом ИП Астахов В.Е. использует транспортные средства, собственником которых он является: ...
При рассмотрении дела установлено, что после проведении прокурорской проверки транспортное средство ПАЗ-32050R идентификационный номер (VIN) Х1М32050R2000218 оснащено тафографом, о чем свидетельствует сертификат его настройки.
В нарушение ч. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ остальные транспортные средства - ..., используемые для перевозки пассажиров ИП Астаховым В.Е., не оборудованы тахографами.
Требование по оснащению транспортных средств тахографами установлено федеральным законом в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, согласно статье 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).
Требования об оснащении транспортных средств тахографами в силу положений данного Федерального закона являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, независимо от вида экономической деятельности: сельское хозяйство, транспорт и другие виды.
Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ. Порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта РФ.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему федеральным законодателем, 30.03.2019 издало Постановление N 382 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий", которым установлено, что оснащение тахографами - техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, подлежат транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении.
Данный документ вступил в силу Дата за исключением положений, касающихся ТС, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, которые вступят в силу с Дата.
Администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области организованы регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам на территории городского округа Адрес.
Постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от Дата Номер утвержден Реестр внутримуниципальных маршрутов регулярных автобусных перевозок городского округа город Михайловка Волгоградской области, согласно которому ИП Астахов В.Е. осуществляются перевозки пассажиров по маршрутам № 2 «ДСУ-2-Поликлиника», № 123 «Святогор-Старореченский», № 124 «Святогор-Поддубный», № 128 «г. Михайловка – х. Сеничкин».
Маршрут № 2 «ДСУ-2-Поликлиника» - является городским сообщением, маршруты № 123 «Святогор-Старореченский», № 124 «Святогор-Поддубный», № 128 «г. Михайловка – х. Сеничкин» - пригородным сообщением.
В судебном заседании представитель ответчика представил приказы, согласно которым за маршрутами закреплены следующие транспортные средства: № 2 «ДСУ-2-Поликлиника» (городской маршрут) - ...
Поскольку маршрут за автобусом ... не закреплен, суд считает необходимым обязать ответчика установить тахограф на указанное транспортное средство в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
ИП Астахов В.Е. осуществляет перевозку пассажиров по городским маршрутам на неоснащенных тахорграфами транспортных средствах ... вследствие чего, обязанность по их установке на указанные автобусы в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" подлежит возложению в срок до 01.07.2020 (момента вступления в силу положений касающихся ТС, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении).
Непринятие должных мер ИП Астаховым В.Е. к установке тахографов ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся его услугами по передвижению на указанных транспортных средствах.
Поскольку транспортное средство ПАЗ-32050R идентификационный номер (VIN) Х1М32050R 2000218 оборудовано тахографом, в удовлетворении исковых требований о понуждении установить на него тахограф необходимо отказать.В нарушение Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" в отсутствие разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства Госавтоинспекции ИП Астаховым В.Е. используются транспортные средства: ...
Согласно пункту 3 статьи 15 указанных Правил допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Приведенная норма также содержит запрет регистрировать транспортные средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 этой же статьи установлено обязательное проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию составных частей.
Автомобильная техника, изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным техническим регламентом (пункт 1 статьи 15 названного федерального закона).
Статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 19.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент) устанавливает требования к колесным транспортным средствам, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза, в том числе регламентирует процедуру проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию (п. п. 75 - 80).
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства определено Техническим регламентом как исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения (п. 6).
В соответствии с разделом 4 главы V Технического регламента в отношении транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, предусмотрено проведение проверки выполнения требований Технического регламента.
Во исполнения указанного законоположения Постановлением Правительства РФ от 06.04.2019 N 413 утверждены Правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
Согласно п. 4 Правил внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется после получения в подразделении Госавтоинспекции, на которое возложены обязанности по предоставлению соответствующей государственной услуги, разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства с последующей проверкой подразделением Госавтоинспекции выполнения требований технического регламента и выдачей свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Согласно копии паспорта транспортного средства ... в отношении данного транспортного средства осуществлена проверка подразделением Госавтоинспекции на предмет выполнения требований технического регламента и установлено соответствие транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Однако для автобусов ПАЗ-320530 идентификационный номер ... таких документов ИП Астаховым В.Е. при проведении прокурорской проверки и при рассмотрении дела в суде не представлено.
Использование ИП Астаховым В.Е. транспортных средств с внесением несанкционированных изменений в конструкцию ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами ИП Астахова В.Е. по передвижению на указанных транспортных средствах.
Суд считает необходимым с момента вступления в законную силу настоящего решения запретить эксплуатацию транспортных средств: ... до получения соответствующего разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Поскольку транспортное средство ... прошло проверку соответствия транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, вследствие чего прокурор исковые требования в данной части не поддерживал, в их удовлетворении необходимо отказать.
В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризму.
Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" закреплено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закона о транспортной безопасности) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, согласно ч. 2 указанной статьи, являются, в том числе, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также их категорирование - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В силу части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 4 этой статьи установлено, что категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Для реализации положений Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. N 924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.
В нарушение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортные средства ... не категорированы, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Во исполнение п. 1 ст. 9 ФЗ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Следовательно, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства поставлена в зависимость от наличии (отсутствия) результатов категорирования.
Непринятие должных мер ИП Астаховым В.Е. по проведению категорирования транспортных средств ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами ИП Астахова В.Е., создается угроза причинения вреда в будущем, подвергается риску безопасность граждан и ведет к непринятию возможных мер по обеспечению транспортной безопасности.
В этой связи, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по проведению категорирования транспортных средств в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей.
С учетом приведенной нормы с ответчика в доход местного бюджета подлежит уплате государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Астахову Владимиру Евгеньевичу о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму – удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя Астахова Владимира Евгеньевича в течение месяца с момента вступления решения в законную силу:
- провести категорирование транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров: ...;
- установить тахограф на транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров ...
Обязать индивидуального предпринимателя Астахова Владимира Евгеньевича в срок до Дата установить тахографы на транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров: ...
С момента вступления в законную силу настоящего решения запретить эксплуатацию транспортных средств: ... до получения разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Михайловскому межрайонному прокурору Волгоградской области отказать.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Астахова Владимира Евгеньевича в доход бюджета городского округа город Михайловка Волгоградской области государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме принято 22 июля 2019 г.
Судья: Н.В. Шевлякова