копия
Р Е Ш Е Н И Е № 1171
Именем Российской Федерации
04 августа 2011 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Мишина В.В., с участием помощника военного прокурора Североморского гарнизона лейтенанта юстиции Дробязко В.В., заявителя Леонтьева <данные изъяты>, его представителя Ушакова Д.А., представителя командира войсковой части № Лютого А.Н., при секретаре Чечуриной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление бывшего военнослужащего войсковой <данные изъяты> <данные изъяты> Леонтьева <данные изъяты> об оспаривании действий командира войсковой части № и начальника филиала № Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> (далее – филиал № УФО МО РФ по <адрес>), связанных с исключением из списков личного состава воинской части,
у с т а н о в и л:
Леонтьев обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил отменить приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № в части его исключения из списков личного состава воинской части и восстановить его в указанных списках с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, обязать начальника филиала № УФО МО РФ по <адрес> обеспечить его денежным довольствием с ДД.ММ.ГГГГ.
Начальник филиала № УФО МО РФ по <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл.
В судебном заседании Леонтьев и его представитель Ушаков, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить и пояснили, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель неоднократно обращался к командованию войсковых частей № и № об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства посредством получения государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС) и просил не исключать из списков части до получения ГЖС. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес регионального управления жилищного обеспечения МО РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о чём было известно командованию войсковой части №. Однако ДД.ММ.ГГГГ командиром указанной воинской части был издан приказ об исключении заявителя из списков личного состава части, с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Леонтьев показал, что ДД.ММ.ГГГГ беседа с ним не проводилась, и он лист беседы не подписывал.
Представитель командира войсковой части № Лютый в судебном заседании требования заявителя не признал, просил в их удовлетворении отказать и пояснил, что Леонтьев был исключен из списков части, поскольку своевременно не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, и по месту прохождения военной службы он обеспечен жилым помещением по установленным нормам. Кроме того показал, что заявитель в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался к командованию воинской части с рапортами об обеспечении его жилым помещением посредством получения ГЖС, однако в ДД.ММ.ГГГГ на заседание жилищной комиссии войсковой части № заявителю было рекомендовано подать документы установленным порядком, поскольку представленные Леонтьевым документы, не были учтены в делопроизводстве войсковой части № и не рассмотрены командиром воинской части, а в последующем жилищная комиссия была расформирована. Согласие на увольнение без предоставления жилого помещения он не давал, однако в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы такое право осталось за ним и после увольнения с военной службы.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление Леонтьева, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Леонтьев проходил военную службу по контракту в войсковой части № и с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с проводимыми в войсковой части № организационно-штатными мероприятиями (далее – ОШМ), был освобожден от занимаемой воинской должности с зачислением в распоряжение командира войсковой части № и состоял на финансовом довольствии в филиале № УФО МО РФ по <адрес>. Общая продолжительность военной службы заявителя более 10 лет. В период прохождения военной службы, в вышеуказанных воинских частях Леонтьев жилой площадью не обеспечивался, в регистрации при воинских частях ему было отказано, поскольку по месту прохождения военной службы был зарегистрирован у родителей в муниципальной квартире по установленным нормам.
В ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Леонтьев подавал рапорта по команде о досрочном увольнении с военной службы в связи с ОШМ, а также изъявил желание быть обеспеченным жилым помещением по избранному месту жительства, за пределами <адрес>, посредством получения ГЖС. ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес регионального управления жилищного обеспечения МО РФ заявление о принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее – РУЖО).
Согласно рапортам заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, обращенных к командирам войсковых частей № и №, а также листов бесед от ДД.ММ.ГГГГ, Леонтьев своего согласия на исключение из списков личного состава части до получения ГЖС не давал.
В листе беседы от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заявитель просил обеспечить его квартирой в городе Санкт-Петербурге и направил пакет документов в РУЖО в ДД.ММ.ГГГГ. В первом и втором экземпляре личного дела Леонтьева указанный лист беседы отсутствует.
Приказом командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ №, заявитель досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), а приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Леонтьев исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО9, Врио командира войсковой части № показал, что Леонтьев за время нахождения в распоряжении изъявлял желание получить ГЖС.
Свидетель ФИО10, исполняющий обязанности кадрового работника показал, что при поступлении документов на военнослужащих в кадровый орган воинской части, подлежащие хранению в личных делах военнослужащих, они своевременно вшиваются в соответствующие дела.
В соответствии с п.п. 13 и 14 ст. 15, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее по тексту - Положение), военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилого помещения по месту дислокации воинской части. При желании данных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, по желанию указанных военнослужащих им в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет прийти к выводу, что военнослужащий при досрочном увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями может по своему желанию избрать один из способов обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства - получить в период военной службы государственный жилищный сертификат для последующего приобретения жилого помещения за счет субсидии, либо уволиться с военной службы и ожидать покупки, строительства, жилых помещений (квартир) органами военного управления.
При этом, согласно указанного военного законодательства процесс увольнения военнослужащего состоит из нескольких этапов, которые включают: проведение бесед и уточнение отношения военнослужащего к предстоящему увольнению, подготовка документов и издание приказа об увольнении с зачислением в распоряжение командира (начальника) или без такового, производство расчетов и исключение из списков личного состава воинской части.
Кроме того, из содержания положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, следует, что участие в программе ГЖС является добровольным и требует волеизъявление военнослужащего в форме заявления с приложением необходимого для оформления ГЖС комплекта документов.
Из содержания положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», следует, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку заявитель, как это установлено в судебном заседании, по основанию увольнения и продолжительности выслуги лет имеет право на обеспечение жильем (до настоящего времени им не обеспечен) и своего согласия на исключение из списков личного состава воинской части не давал, то военный суд находит приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении Леонтьева из списков личного состава воинской части незаконным и нарушающим право заявителя на получение ГЖС в год увольнения.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на командира войсковой части № обязанность по восстановлению Леонтьева в списках личного состава воинской части, а на начальника филиала № УФО МО РФ по <адрес> обязанность по обеспечению заявителя за период восстановления нарушенных прав положенным денежным довольствием.
Ссылку ответчика на Положение о порядке прохождения военной службы, суд не может признать состоятельной, поскольку требования указанного Положения распространяются лишь на военнослужащих, которые к моменту исключения полностью обеспечены всеми видами довольствия, в том числе и жильем, или выразивших согласие на исключение из списков личного состава воинской части.
Кроме того, лист беседы от ДД.ММ.ГГГГ юридической силы для дела не имеет, поскольку его содержание не соответствует обстоятельствам, установленным в судебном заседании, а именно документы в РУЖО были направлены Леонтьевым в ДД.ММ.ГГГГ, а не в ДД.ММ.ГГГГ, а также заявитель желал получить ГЖС, а не квартиру, о чем также показал свидетель ФИО9. Более того, указанный лист беседы отсутствует в первом и втором экземпляре личного дела заявителя, что является нарушением действующего нормативно-правового акта Российской Федерации поскольку, в соответствии с пунктом 22 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года № 350, командир (начальник) воинской части обязан провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы. В ходе беседы с военнослужащим оформляется лист беседы по форме согласно приложению № 8 к настоящей Инструкции. Лист беседы военнослужащего хранится в его личном деле.
Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, состоящих из уплаченной заявителем государственной пошлины за подачу заявления в суд в размере 200 рублей, суд, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, считает их подлежащими возмещению заявителю ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд,
р е ш и л:
Заявление Леонтьева <данные изъяты> – удовлетворить.
Обязать командира войсковой части № отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения Леонтьева <данные изъяты> из списков личного состава части и восстановить его в указанных списках с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать начальника филиала № Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> обеспечить Леонтьева <данные изъяты> денежным довольствием с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с филиала № Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> в пользу Леонтьева <данные изъяты> 200 (двести) рублей в счет возмещения судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение десяти дней.
Верно:
Председательствующий по делу В.В. Мишин