Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-90/2019 ~ М-29/2019 от 22.01.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2019 года с. Красноармейское

    Красноармейский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ереминой А.В.,

с участием представителя ответчика Ильина С.Н.,

представителя МКУ КСМиД по доверенности Телеповой Л.В.,

при секретаре Перцевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-90/2019 по исковому заявлению Афонина <данные изъяты> к Администрации м.р. Красноармейский Самарской области, третьему лицу МКУ «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства» Красноармейского района Самарской области о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации м.р. Красноармейский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, и обязании включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Афонин Д.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации м.р. Красноармейский Самарской области, третьему лицу МКУ «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства» Красноармейского района Самарской области о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации м.р. Красноармейский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, и обязании включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, указав, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как отец Афонин <данные изъяты>, умер ДД.ММ.ГГГГ., мать Афонина <данные изъяты>, умерла ДД.ММ.ГГГГ г. С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. он обучался в ГБОУ СПО Самарской области «Новокуйбышевский нефтехимический техникум», и в данный период времени проживал в общежитии указанного техникума. Кроме того, ему был предоставлен академический отпуск с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с тем, что он проходил военную службу в воинской части . С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. он обучался в ГБПОУ Самарской области «Красноармейское профессиональное училище». С рождения по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> Проживать в указанном жилом помещении по окончанию учебного заведения было невозможным, так как общая жилая площадь не отвечает минимальным требованиям на человека, в связи с чем, после окончания учебного заведения ему пришлось проживать на съемных квартирах; жилых помещений в собственности не имеет. Обладая сведениями об отсутствии у него какого-либо жилого помещения, администрация муниципального района не занималась вопросом о его постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, также ему не было разъяснено право на самостоятельное обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о постановке на учет. В ДД.ММ.ГГГГ году он женился, так как я женился и уже от своей супруги (так как она окончила Самарский государственный университет и по образованию юрист), узнал о том, что я имел право на защиту государства и получение имущественных преференций, как ребенок сирота, вне зависимости от того был ли я в детском доме или нет, а так же как я уже говорил ранее в квартире, где он зарегистрирован общая жилая площадь не отвечает минимальным требованиям на человека, так как по адресу: <адрес> (общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.) зарегистрировано 8 человек: сестра Салтанова Н.П., братья Афонин П.Н., Афонин И.Н., Афонин А.Н., Афонин А.Н., сестра Афонина А.Н. и ее дочь Афонина Л.М., а также он - Афонин Д.Н. Ответственным квартиросъемщиком является его сестра Салтанова Н.П.; обеспеченность жилой площадью составляет <данные изъяты> кв.м. на человека, что является менее учетной нормы.

В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в администрацию м.р.Красноармейский Самарской области с заявлением о включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации м.р. Красноармейский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. Афонину Д.Н. отказано во включении в список, в связи с превышением 23-летнего возраста.

Считает, что он относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в специализированном жилом помещении, и указанным решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года нарушены его законные права на включение в список лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Просит суд признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации м.р. Красноармейский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе Афонину Д.Н. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и отменить данное решение. Признать за ним Афониным Д.Н. право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, обязав Администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

    В судебное заседание истец Афонин Д.Н. не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется его личная подпись в листе оповещения. В предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям. Суду пояснил, что по месту регистрации проживать не имеется возможности, так как там кроме него зарегистрированы еще 7 человек, а он женат и у него имеется маленький ребенок, фактически места для проживания не имеется. Он с семьей проживает на съемной квартире. В ДД.ММ.ГГГГ в возрасте <данные изъяты> лет он остался сиротой, опеку над ним никто не оформлял. Он обращался в Администрацию Красноармейского района и КСМиД с вопросом о предоставлении жилого помещения, но ему отказали в постановке на учет, не приняв заявление, данный отказ он не обжаловал, так как был неграмотен в юридических вопросах. Он получал пособие и пенсию, и том, что он является сиротой в КСМиД было известно, так как данным органом ему выдавались справки.

Представитель ответчика Администрации м.р. Красноармейский Самарской области, выступающий по доверенности Ильин С.Н., в судебном заседании исковые требования Афонина Д.Н. не признал в полном объеме, суду пояснил, что журнал первичного учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ведётся с ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ формировались списки, в которых указывались дети, нуждающиеся в жилье; с ДД.ММ.ГГГГ были внесены некоторые изменения в законодательство. С этого момента в список включаются несовершеннолетние дети 14-летнего возраста и лица из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, не имеющие помещения по социальному найму и не находящиеся на содержании у приемных родителей. Данные об Афонине Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения в журнале первичного учета отсутствуют, т.е. родственники после смерти матери Афониной Л.А в ДД.ММ.ГГГГ не сообщили об этом факте в орган опеки и попечительства. До ДД.ММ.ГГГГ информация о местонахождении и проживании Афонина Д.Н. отсутствует, с какими - либо заявлениями в орган опеки и попечительства Афонин Д.Н не обращался. В журнале регистрации заявлений информация отсутствует. В ДД.ММ.ГГГГ Афонину Д.Н. выдана справка для Красноармейского ПУ на основании свидетельств о смерти родителей. Информация о том, что Афонин Д.Н. обучался в ГБОУ СПО Самарской области «Новокуйбышевский нефтехимический техникум» в орган опеки и попечительства не поступала, запросов из учебного учреждения нет. Таким образом, Афонин Д.Н. не состоял на учёте как ребёнок, оставшийся без попечения, в связи с этим не был включен в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения. Постановка на учет после достижения 18-ти летнего возраста носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия. Доводы о том, что органы опеки и попечительства бездействовали либо не сообщили лицу из числа детей-сирот о его жилищных правах, не заслуживают рассмотрения, так как между 18 и 23 годами у ребенка-сироты имеется возможность самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления, в т.ч. по постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Неполучение поддержки или информации от органов опеки и попечительства объективным препятствием для обращения в соответствующие органы не является.

    Представитель МКУ КСМиД Телепова Л.В., выступающая по доверенности, в судебном заседании подтвердила, что личного дела Афонина Д.Н., как ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, у них не имеется, так как информацией о том, что он в ДД.ММ.ГГГГ в 17-летнем возрасте остался без попечения родителей, они не обладали, никто из родственников к ним об установлении опеки над несовершеннолетним, не обращался. В журнале первичного учета обращений за установлением опекунства, записей не имеется, в связи с чем, никаких действий ими не предпринималось. Ссылка истца о том, что отдел опеки выдавал ему справки, является необоснованной, так как справка выдавалась для получения пособия.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика, представителя третьего лица, суд считает исковое заявление Афонина Д.Н. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу п. 9 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста при условии постановки такого лица на соответствующий учет. Если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в администрацию м.р. Красноармейский с заявлением о постановке на учет, и предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Из материалов дела видно, что Афонин Д.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> ему полных <данные изъяты> лет. Отец Афонин Н.И. умер ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти серии , мать Афонина Л А. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти серии .

Согласно справке администрации сельского поселения Кировский м.р. Красноармейский от ДД.ММ.ГГГГ года, Афонин Д.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, совместно с ним по вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают: Афонин А.Н., Салтанова Н.П., Афонин П.Н., Афонин И.Н., Афонин А.Н., Афонина А.Н., Афонина Л.М. по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года. Квартира площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит администрации сельского поселения Кировский.

Из справки администрации сельского поселения Кировский м.р. Красноармейский от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что Афонин Д.Н. имеет состав семьи 3 человека: жена Афонина А.С., дочь Афонина Е.Д.

Согласно Уведомлению Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года в ЕГРН отсутствуют сведения о правах Афонина Д.Н. на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что 22.10.2018 года Афонин Д.Н. обратился в администрацию муниципального района Красноармейский Самарской области с заявлением о включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по договору социального найма.

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации м.р. Красноармейский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, Афонину Д.Н. отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда, в связи с превышением 23-летнего возраста.

Суд считает, что вышеуказанное решение Администрации м.р. Красноармейский от ДД.ММ.ГГГГ года является законным и обоснованным, поскольку, на момент подачи соответствующего заявления Афонин Д.Н. статусом детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не обладал, поскольку достиг возраста 27 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного своевременного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Из системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Соответствующая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, в котором указано, что несмотря на установление с 1 января 2013 года нового порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.

    Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 года № 1281-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дятлова Василия Михайловича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что аАО-Оасно Определния Конституционного Суда Российской федерации от 19.10.2010 года № оставшихся без попечения родителей. м для прбзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательств обращения Афонина Д.Н. в органы местного самоуправления с заявлением о его включении в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, до достижения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено.

Довод истца о том, что органы опеки и попечительства обязаны предпринимать меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий список, учитывая период времени после достижения истцом совершеннолетия, не служит основанием для удовлетворения иска.

Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право.

Истец обратился с заявлением о включении его в список детей сирот, нуждающихся в жилом помещении по достижении им возраста 27 лет, при этом, причины пропуска установленного законом срока, исключительными не являются.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам Администрации м.р. Красноармейский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, и об обязании администрации муниципального района Красноармейский включить Афонина Д.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 13,67, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Афонина <данные изъяты> к Администрации м.р. Красноармейский Самарской области, третьему лицу МКУ «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства» Красноармейского района Самарской области о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации м.р. Красноармейский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, и обязании включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме, то есть с 15.03.2019 года.

Судья Красноармейского районного суда    

Самарской области                  Еремина А.В.

2-90/2019 ~ М-29/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Афонин Д.Н.
Ответчики
Администрация Красноармейского района СО
Другие
МКУ Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Красноармейского района СО
Суд
Красноармейский районный суд Самарской области
Судья
Еремина А.В.
Дело на странице суда
krasnoarmeisky--sam.sudrf.ru
22.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2019Передача материалов судье
24.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2019Подготовка дела (собеседование)
13.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2019Судебное заседание
15.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2019Дело оформлено
09.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее