Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-319/2022 (2-3279/2021;) ~ М-2978/2021 от 25.11.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года г.о. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего федерального судьи Магда В.Л.,

при секретаре Дмитриевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-319/2022 по исковому заявлению Климовой Ирины Владимировны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Климова Ирина Владимировна предъявила в Ставропольский районный суд Самарской области иск к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на жилой дом, указав при этом следующее.

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 2447 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

Земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый , разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Основанием для регистрации права собственности на данный земельный участок послужило свидетельство на право собственности на землю РФ-ХХХ , выданное администрацией Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ., договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ

03.10.2012г. истцу было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Срок действия разрешения – 10 лет.

Фактически строительство жилого дома началось до получения разрешения на строительство. К декабрю 2012 года истец зарегистрировала право собственности на незавершенный строительством объект, площадью 364,6 кв.м, готовностью объекта – 77%. После регистрации, истец продолжила строительство дома, которое было окончено в 2017 году.

Согласно техническому паспорту, изготовленному Ставропольским филиалом ГУП ЦТИ Самарской области по состоянию на 27.08.2019г., общая площадь жилого дома составляет 272,1 кв.м, жилая – 67,6 кв.м.

Постановлением главы администрации с.п.Александровка м.р.Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес>

После окончания строительства, в сентябре 2019 года, истцом было подано уведомление в администрацию м.р.Ставропольский Самарской области об окончании строительства. Однако, данное уведомление было возвращено в связи с тем, что отсутствует полномочия по предоставлению данной услуги, так как земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории Национальный Парк «Самарская Лука».

В 2021 году истец обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на построенный жилой дом.

03.06.2021г. было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой дом. Основанием приостановки явилось отсутствие разрешения на строительство дома Министерство Природы РФ, так как земельный участок находится в особо охраняемой зоне Национального парка «Самарская Лука».

В связи с этим, истец обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с заявлением о выдаче на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением всех предусмотренных для этого документов. 10.11.2021г. по электронной почте был получен ответ -ОГ, в котором указано в частности, что в соответствии с ч.4 ст.16 ФЗ РФ №340 от 03.08.2018г. «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в случае если разрешение на строительство получено до вступления в силу настоящего ФЗ, получение разрешения на ввод в эксплуатацию не требуется. Об окончании строительства застройщик уведомляет орган местного самоуправления, выдавшее разрешение на строительство.

Учитывая, что Министерство природы РФ не выдавало разрешение на строительство объекта на территории Национального парка «Самарская Лука», то оснований для направления уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требованиям законодательства о градостроительной деятельности, отсутствуют.

Поскольку истец не имеет возможности зарегистрировать объект недвижимого имущества во внесудебном порядке, он был вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов в Ставропольский районный суд Самарской области с соответствующим исковым заявлением, в котором просит:

Признать за Климовой Ириной Владимировной право собственности на жилой дом, общей площадью 386 кв.м, расположенный на земельном участке, площадью 2447 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 09.12.2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Росреестра по Самарской области, Министерство природы по Самарской области, Управление Росимущества по Самарской области, администрация с.п.Александровка м.р.Ставропольский Самарской области (л.д.3-4).

Истец Климова И.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, об отложении, рассмотрении дела без её участия не просила. При этом, воспользовалась своим правом, предусмотренным ч.1 ст.48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.

Представитель истца Сорокин В.Я., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.78-79), в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ просил рассмотреть дело без его участия по представленным суду доказательствам.

Представитель ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, согласно представленного отзыва просил суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело без его участия и принять решение по своему усмотрению по имеющимся в деле доказательствам, поскольку 16.09.2019г. истец направил в отдел строительства и реконструкции управления строительства и ЖКХ администрации муниципального района Ставропольский Самарской области уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В ходе проведения проверки документов и осмотра объекта на соответствие сведений, указанных в уведомлении установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером, находится в границах национального парка «Самарская Лука». Уведомление было возвращено Климовой И.В. в связи с отсутствием полномочий по предоставлению данной услуги.

Представитель третьего лица администрации с.п.Александровка м.р.Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела без своего участия не просил, возражений не представил.

Представитель третьего лица ФГБУ Национальный Парк «Самарская Лука» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ о рассмотрении дела без своего участия. Согласно представленного отзыва, земельный участок истца расположен в границах с.Александровка м.р.Ставропольский Самарской области отнесен к землям населенных пунктов. Указанный земельный участок не входит в состав лесного фонда национального парка, не располагается в заповедной зоне или особо охраняемой зоне, вошел в границы национального парка «Самарская Лука» без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Принятие решение оставил на усмотрение суда.

Представители третьих лиц Управление Росреестра по Самарской области, Территориальное управление Росимущества по Самарской области, а также Министерство природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседания не явились, о дне, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении, рассмотрении дела без их участия не просили.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд в соответствии с ч.3, 4, 5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся истца, его представителя, представителя ответчика и представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом.

Суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными и обоснованными, а, следовательно, подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером , площадью 2447 +/- 17 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.60-61).

Основанием для регистрации права собственности на данный земельный участок послужило свидетельство на право собственности на землю РФ-ХХХ , выданное администрацией Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ., договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12, 13)

03.10.2012г. истцу было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, м.<адрес>. Срок действия разрешения – 10 лет (л.д.18).

Истец зарегистрировала право собственности на объект незавершенного строительства, общей площадью 364,6 кв.м, готовностью объекта – 77%, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14).

В соответствии с постановлением главы сельского поселения Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. жилому дому с кадастровым номером , принадлежащему Климовой Ирине Владимировне, присвоен почтовый адрес: <адрес>

Согласно техническому паспорту, изготовленному Ставропольским филиалом ГУП ЦТИ Самарской области по состоянию на 27.08.2019г., общая площадь жилого дома составляет 272,1 кв.м, жилая – 67,6 кв.м, год постройки А-2016г., а-2017г. (л.д.19-25).

Как следует из ответа отдела строительства и реконструкции Управления строительства и ЖКХ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ. отдел строительства и реконструкции вернул без рассмотрения «Уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , направленное ДД.ММ.ГГГГ., вх.с в связи с отсутствием полномочий по предоставлению данной услуги. В соответствии с Положением о федеральном государственном бюджетном учреждении «Национальный парк «Самарская Лука» земельный участок по вышеуказанному адресу территориально расположен в границах особо охраняемой природной территории «Национальный парк «Самарская Лука». Национальный парк «Самарская Лука» входит в перечень охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008г. №2055-р (л.д.26).

03.06.2021г. истцом было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой дом Основанием приостановления государственной регистрации явилось отсутствие разрешения на строительство жилого дома, выданного Министерством Природы РФ, так как земельный участок находится в особо охраняемой зоне Национального парка «Самарская Лука». При этом, согласно сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером не включен в границы населенного пункта (л.д.64-67).

В силу подп.2 п.1 ст.40ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство. Соответственно, в иных, не указанных в Градостроительном кодексе РФ, случаях выдача такого документа требуется.

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Как указывалось ранее, истец обращался в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с целью ввода построенного здания в эксплуатацию, то есть предпринимал все зависящие от него действия по легализации построенного объекта.

Согласно п. 39 ст. 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В силу п.6 ч.5 ст.51 ГрК РФ: разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

Согласно пункту 5.17 Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, выдача разрешений на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, а также разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых осуществляется на территории национального парка «Самарская область», относится к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В связи с этим, истец обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением всех предусмотренных для этого документов (л.д.68-73).

10.11.2021г. по электронной почте был получен ответ Минприроды России за исх. в котором указано в частности, что в составе прилагаемых к обращению документов предоставлена копия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ , выданного администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области. В соответствии с ч.4 ст.16 ФЗ №340 от 03.08.2018г. «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в случае если разрешение на строительство получено до вступления в силу настоящего ФЗ, получение разрешения на ввод в эксплуатацию не требуется. Об окончании строительства застройщик уведомляет орган местного самоуправления, выдавшее разрешение на строительство. Выдача разрешений на строительство, а также рассмотрение уведомлений, предусмотренных статьей 51.1 и частями 16-18 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, в населенных пунктах, указанных в статье 3.1 ФЗ РФ №33 относится к полномочиям органов местного самоуправления (л.д.74-75).

Из письменного отзыва ФГБУ «Национальный Парк» Самарская Лука» следует, что земельный участок Климовой И.В. расположен в границах с.Александровка м.р.Ставропольский Самарской области отнесен к землям населенных пунктов. Указанный земельный участок не входит в состав лесного фонда национального парка, не располагается в заповедной зоне или особо охраняемой зоне, вошел в границы национального парка «Самарская Лука» без изъятия из хозяйственной эксплуатации.

В настоящее время на указанном земельном участке зона с особыми условиями использования территории отсутствует.

В соответствии с разделом 3 пп.5 п.10 Приказа Минприроды России от 25.02.2015г. №69 «Об утверждении Положения о национально парка «Самарская Лука», на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорого, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристической инструкции, музеев и информационных центов, объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Положением.

На основании п.11, 11.4 раздела 3 указанного выше Положения, на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в том числе Зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

В зоне хозяйственного назначения допускаются, в том числе строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

В соответствии с п.18 раздела 3 указанного Положения о национальном парке «Самарская Лука», на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, согласно п.19 Положения о национально парке «Самарская Лука», проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых на территории национального парка допускаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Аналогичные полномочия и требования были закреплены в ранее действовавшем Положении о Минприроды России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008г. №4040.

Из решения ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что эксплуатация земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и расположенного на его территории объекта индивидуального жилищного строительства, не влечет за собой возрастания суммарного антропогенного воздействия, оказываемого в целом населенным пунктом на объекты растительного и животного мира и естественные экосистемы национального парка «Самарская Лука» (л.д.59).

Согласно справки, выданной главой администрации сельского поселения Александровка земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Климовой И.В., находится в границах населенного пункта с.Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области (л.д.58).

Спорное жилое помещение соответствует государственным санитарным нормам и правилам: СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», что подтверждается представленным в суд заключением от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленным Экспертным Центром Кузнецова.

Из представленного суду экспертного заключения ООО «Экспертный Центр Кузнецова» следует, что здание жилого дома возведено с должным качеством, техническое состояние несущих и ограждающих конструкций зданий исправное и не противоречит требованиям нормативных документов, в том числе СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87». Жесткость, прочность, геометрическая неизменяемость, пространственная устойчивость здания обеспечены.

Объемно-планировочное решение жилых и вспомогательных помещений, построек и их расположение обеспечивают возможность удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем, размещения необходимого набора мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.

Обследуемое здание оснащено инженерными системами, обеспечивающими выполнение санитарно-эпидемиологических требований по охране здоровья.

Технические, объемно-планировочные и санитарно-гигиенические характеристики обследованного здания обеспечивают нормальный уровень его эксплуатационных качеств и соответствуют основным требованиям ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Здание расположено на огороженном земельном участке, в границах земельного участка, расположение здания на земельном участке не ухудшает возможности использования прилегающих земельных участков, расположенных на них зданий и строений, не ущемляет права и интересы третьих лиц.

По результатам выполненного обследования здания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> установлено соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений требованиям пожарной безопасности, на объекте выполняются условия обеспечения безопасной эвакуации людей, беспрепятственного проезда пожарной техники, требования по допустимой высоте здания и предельной площади этажа в пределах пожарного отсека.

Обследуемый объект соответствует требованиям противопожарных норм ФЗ №123 от 22.07.2008г. «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 2.13130.2012 «Обеспечение огнестойкости объектов защиты».

Здание жилого дома пригодно для использования по своему функциональному назначению, при соблюдении в период эксплуатации требований «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г.

Здание жилого дома лит.А а, расположенное по адресу: <адрес> соответствует требованиям строительных, градостроительных, противопожарных и санитарно- эпидемиологических норм, в том числе № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ФЗ №123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 2.13130.2012 «Обеспечение огнестойкости объектов защиты», СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02- 2001», не представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в данном жилом доме граждан, а также сторонних лиц, не ущемляет права и интересы третьих лиц, пригодно для использования по назначению, в качестве жилого помещения.

Заключение специалиста А.В. Кузнецова научно-технически и нормативно обосновано, содержит логичные, последовательные и обоснованные выводы. Квалификация, опыт и профессиональная подготовка эксперта, действующего члена НП «Палата судебных экспертов» Кузнецова А.В. у суда сомнений не вызывают, поскольку он является кандидатом технических наук, имеет свидетельства о допуске к работам в области подготовки проектной документации: п.1.1 «Работы по подготовке генерального плана земельного участка», п.10 «Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности», п.12 «Работы по обследованию строительных конструкций, зданий и сооружений», имеет сертификат соответствия по экспертной специальности: «Санитарно-эпидемиологическая экспертиза в строительстве» и т.д.

Согласно абз. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Здание расположено на огороженном земельном участке, расположение здания на земельном участке не ухудшает возможности использования прилегающих земельных участков, расположенных на них зданий и строений, не ущемляет права третьих лиц.

В соответствии с п.2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

Доказательств того, что возведение жилого дома нарушает чьи либо права и законные интересы, представляет опасность, угрожает жизни и здоровью людей суду не представлено.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 ФЗ РФ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Согласно п.1, 3, 4, 6 ст.95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Согласно пп. «д» п.1 ст.15 ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» в зоне хозяйственного назначения допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

Исходя из положений вышеприведенных норм в их взаимосвязи следует, что действующее законодательство не содержит запрета на наличие в границах национальных парков земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.

Соответствие индивидуального жилого дома параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах, а также соблюдение прав и охраняемых законом интересов других лиц и отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан подтверждаются представленными по делу доказательствами.

С учетом изложенного, учитывая, что спорная постройка прав и законных интересов третьих лиц не нарушает, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных исковых требований.

Более того, в случае отказа в иске при вышеизложенных обстоятельствах, истец окажется в неравном положении по отношению к другим гражданам, поскольку в силу требований ст. 12 ГК РФ всем гражданам гарантировано право на защиту своих прав в суде путем признания права, при этом ст.19 Конституции РФ гарантирует равенство граждан перед законом.

В соответствии со ст.ст.8, 12, 209, 218, 222 ГК РФ, ст. 40 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Климовой Ирины Владимировны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на жилой дом – удовлетворить.

Признать за Климовой Ириной Владимировной право собственности на жилой дом, общей площадью 386 кв.м, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

Решение Ставропольского районного суда Самарской области является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области для регистрации права собственности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.

Судья В.Л. Магда

Мотивированное решение составлено 18 января 2022 года.

2-319/2022 (2-3279/2021;) ~ М-2978/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Климова И.В.
Ответчики
администрация м.р.Ставропольский Самарской обл
Другие
Министерство Природы Самарской области
Администрация с.п. Александровка м.р. Ставропольский Самарской области
Управление Росимущества по Самарской области
Управление Росреестра по Самарской облати
ФГБУ НП "Самарская Лука"
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Магда В.Л.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
25.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2021Передача материалов судье
01.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2022Судебное заседание
18.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее