Дело № 12-39/2021 |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
город Кандалакша |
16 марта 2021 года |
Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Маляр А.А., рассмотрев жалобу Коноваловой О.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года <номер> по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года <номер> по делу об административном правонарушении должностное лицо – инженер по охране окружающей среды <данные изъяты> акционерного общества «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС») Коновалова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В жалобе, поданной в Кандалакшский районный суд Мурманской области, Коновалова О.Н. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование указывает, что ею были направлены возражения на протокол об административном правонарушении, оценка которым не дана в оспариваемом постановлении.
Обращает внимание, что заявка об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, направлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора 13 ноября 2020 года. В настоящее время актуализация сведений по <данные изъяты> проведена.
Приводит доводы о том, что предоставление сведений об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух) основано на достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Ссылается на то, что по месту проведения проверки протокол или акт осмотра территории при ней не оформлялись, на ознакомление и подпись ей соответствующие процессуальные документы, выявленные нарушения не предоставлялись. Протокол осмотра принадлежащих АО «МЭС» помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, в материалах дела отсутствует.
Обращает внимание, что не является субъектом инкриминируемого ей административного правонарушения.
Полагает, что в статистическом отчете по форме 2-ТП «воздух» за 2019 год указано годовое количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешенное Управлением Росприроднадзора по Мурманской области.
Коновалова О.Н., представитель Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении от 22 декабря 2020 года <номер> следует, что в период с 23 сентября по 20 октября 2020 года на основании приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 сентября 2020 года <номер> Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «МЭС» на <данные изъяты>, в результате которой выявлены следующие нарушения: 1. Не проведена актуализация сведений об объекте в федеральном государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду, в связи с изменением характеристик источников загрязнения окружающей среды в части скорости ГВС и расхода ГВС дымовой трубы, то есть нарушены требования пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; 2. Предоставление сведений об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух), основанных на недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), то есть нарушены требования приказа Росстата от 08 ноября 2018 года № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
Поскольку инженер по охране окружающей среды <данные изъяты> филиала АО «МЭС» Коновалова О.Н. является ответственным должностным лицом по обеспечению требований законодательства в области охраны окружающей среды, указанные должностные функции исполнены ею ненадлежащим образом, Коноваловой О.Н. нарушены вышеуказанные требования в области охраны окружающей среды (л.д. <данные изъяты>).
Как следует из копии приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 сентября 2020 года <номер> (л.д.<данные изъяты>) фактически внеплановая выездная проверка проведена по месту нахождения филиала АО «МЭС», расположенного согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 февраля 2021 года <номер> по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>), в ведении которого находится <данные изъяты> и в деятельности которого нарушения были выявлены.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года <номер> по делу об административном правонарушении должностное лицо Коновалова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей (л.д.<данные изъяты>).
С состоявшимся постановлением административного органа нельзя согласиться по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа пришло к выводу о наличии вины Коноваловой О.Н. в совершении инкриминируемого административного правонарушения и привлечения указанного лица к административной ответственности.
Между тем, данные выводы должностного лица административного органа основаны без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу.
Так, в ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Коновалова О.Н. отрицает, ссылаясь на отсутствие своей вины в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения (л.д. <данные изъяты>).
Однако должностным лицом административного органа данные обстоятельства оставлены без должного внимания и оценки.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, приведенные выше обстоятельства и доводы, указанные Коноваловой О.Н. в письменных возражениях, фактически не проверены.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частями 1-3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В материалы настоящего дела в подтверждение обстоятельств вменяемого должностному лицу административного правонарушения Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора представлены копии ряда процессуальных документов, в том числе приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 сентября 2020 года <номер> (л.д. <данные изъяты>), акта проверки АО «МЭС» от 23 октября 2020 года <номер> (л.д. <данные изъяты>). Указанная копия акта проверки представлена не в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Однако, исходя из имеющихся в настоящем деле об административном правонарушении материалов, должностным лицом административного органа вышеуказанное обстоятельство надлежащей оценки не получило.
Несмотря на неоднократные запросы судьи районного суда в рамках рассмотрения жалобы на постановление должностного лица Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора по правилам статей 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлинные экземпляры документов, составляющих материалы дела об административном правонарушении и подлежащих судебной проверке, не были представлены административным органом, в связи с чем не были исследованы в судебном заседании.
Указанное свидетельствует о том, что выводы должностного лица административного органа о доказанности обстоятельств совершения Коноваловой О.Н. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины должностного лица в совершении данного правонарушения нельзя признать основанными на достоверных доказательствах.
Указанная правовая позиция соответствует изложенной в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 5-АД17-73.
Согласно приказу Общества от 22 сентября 2020 года <номер> (л.д. <данные изъяты>) в филиале АО «МЭС» <данные изъяты> кроме Коноваловой О.Н. назначены иные лица, ответственные за осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, однако, административным органом не дана надлежащая оценка данному обстоятельству исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, учитывая объем выявленных в результате проведенной внеплановой выездной проверки юридического лица нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, должностным лицом административного органа в оспариваемом постановлении не рассмотрен вопрос о возможном применении положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.
В рамках рассмотрения настоящего дела Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение требований статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «МЭС».
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, в связи с чем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеются основания для отмены постановления должностного лица административного органа и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело, поскольку срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности не истек.
При новом рассмотрении дела должностному лицу административного органа следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.
Другие доводы автора жалобы подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года <номер>, вынесенное в отношении Коноваловой О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Маляр