дело № 2-119/20
26RS0033-01-2019-000759-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2020 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края, в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.;
при секретаре судебного заседания Кудлай М.Ю.;
с участием истца Пиченцовой А.А.;
представителя истца Пиченцовой А.А., привлеченной в порядке ст. 53 ГПК РФ Пиченцовой Н.А.;
представителя ответчика министерства образования Ставропольского края, действующей по доверенности Боровковой О.В.;
представителя третьего лица отдела образования администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, действующей по доверенности Перелазной Л.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края, гражданское дело по исковому заявлению Пиченцовой Анны Анатольевны к министерству образования Ставропольского края об установлении родительского попечения и о возложении обязанности включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, относящееся к данной категории подлежащее обеспечение жилым помещением по договору социального найма,
установил:
Пиченцова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к министерству образования Ставропольского края об установлении родительского попечения и о возложении обязанности включить в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, относящееся к данной категории подлежащее обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
В обоснования исковых требований указано, что Пиченцова А.А. в 16 лет осталась сиротой. Мать истца Пиченцова Л.Г., умерла <номер обезличен> года, что подтверждается свидетельством о смерти от 27.05.2003 года ГДН № 693981). Отец истца Пиченцов А.А., умер <номер обезличен> года, что подтверждается свидетельством о смерти от 19.07.2002 года ГДН № 649401.
В соответствии с постановлением главы Труновской сельской администрации Труновского района Ставропольского края № 33 от 07.08.1996 г. «О временном учреждении опекунства над несовершеннолетними Пиченцовыми», опекуном истца была назначена старшая сестра Пиченцова Н.А.
Постановлением главы Труновской сельской администрации Труновского района Ставропольского края № 39 от 28.08.1996 г. временное опекунство было отменено.
26.08.1996 года было принято постановление главы администрации Труновского района Ставропольского края № 393 «Об определении в детские государственные учреждения Пиченцовой М.А., Пиченцовой О.А., Пиченцова И.А.». Истец осталась проживать совместно со своей старшей сестрой.
В 1997 году над братом истца Пиченцовым И.А. была установлена опека. Сестры истца и брат были включены в районный список на получение жилья, в связи с чем, в дальнейшем они получили жилье, как дети-сироты.
Истца Пиченцову А.А. в данный список не включили.
В настоящее время истец вместе с сыном проживает на съемной квартире, так как собственного жилья у нее не имеется, что подтверждается справками, выданными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 11.10.2017 г., Изобильненского филиала ГУБ СК «СКИ»-«БКИ» от 09.10.2017 г.
Просит суд признать факт отсутствия родительского попечения в
несовершеннолетнем возрасте у Пиченцовой А.А., <номер обезличен> года рождения, а также обязать отдел образования администрации Труновского муниципального района включить Пиченцову А.А., <номер обезличен> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, относящееся к данной категории, подлежащее обеспечением жилым помещением по договору социального найма.
Истец Пиченцова А.А. и ее представитель Пиченцова Н.А., в судебном заседании исковые требования поддержали и просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика министерства образования Ставропольского края, действующая по доверенности Боровкова О.В., в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых просила суд в удовлетворении исковых требований Пиченцовой А.А. отказать в полном объеме. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Представитель третьего лица отдела образования администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, действующая по доверенности Перелазная Л.А., в судебном заседании при вынесении решения полагалась на мнение суда. Просила суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица министерства имущественных отношений Ставропольского края, действующая по доверенности Синещекова А.Е., извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также представила письменные возражения, в которых просила суд в удовлетворении исковых требований Пиченцовой А.А. отказать в полном объеме. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что истец Пиченцова А.А., 29.03.1979 года рождения, в 16 лет осталась без попечения родителей.
Мать истца Пиченцовой А.А. – Пиченцова Л.Г., умерла <номер обезличен> года, что подтверждается свидетельством о <номер обезличен> (л.д. 9).
Отец истца Пиченцовой А.А. – Пиченцов А.А., умер <номер обезличен> года, что также подтверждается свидетельством о смерти <номер обезличен> (л.д. 8).
Истец Пиченцова А.А. является инвалидом 2-й группы (инвалидность с детства), что подтверждается справкой серия МСЭ<номер обезличен> (л.д. 18).
Постановлением главы Труновской сельской администрации Труновского района Ставропольского края от 07.08.1996 года над несовершеннолетними Пиченцовыми: Иваном Анатольевичем <номер обезличен> года рождения, Марией Анатольевной <номер обезличен> года рождения, Оксаной Анатольевной <номер обезличен> года рождения, Анной Анатольевной <номер обезличен> года рождения, отец и мать которых умерли, временно до 16 октября <номер обезличен> года до оформления в детский дом опекуном была назначена сестра Пиченцова Н.А. (л.д. 11)
Постановлением главы Труновской сельской администрации Труновского района Ставропольского края от <номер обезличен> года, в связи с определением несовершеннолетних детей Пиченцовых: Иваном Анатольевичем <номер обезличен> года рождения, Марией Анатольевной <номер обезличен> года рождения, Оксаной Анатольевной <номер обезличен> года рождения, Анной Анатольевной <номер обезличен> года рождения, отец и мать которых умерли, в детское государственное учреждение для детей сирот, отменено опекунство сестры Пиченцовой Н.А. над детьми сиротами (л.д. 12).
Согласно справке государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 19 VIII вида» г. Изобильного Ставропольского края, Пиченцова А.А., <номер обезличен> года рождения действительно там обучалась с 01.09.1987 года по 11.02.1992 года и отчислена из 6 класса, как не прибывшая на занятия с 04 ноября 1991 года (л.д. 10, 82)
Также согласно предоставленным сведениям из отдела образования администрации Труновского муниципального района Ставропольского края от 17.12.2019 года, документов в отношении Пиченцовой А.А. в архиве не имеется, личное дело отсутствует. Другими сведениями об устройстве, местонахождении Пиченцовой А.А. специалисты не располагают (л.д. 86)
Постановлением главы администрации Труновского района Ставропольского края от 26.08.1998 года в детское государственное учреждение были определены Пиченцова М.А., Пиченцова О.А., Пиченцов И.А. Также в постановлении указано, что по окончании пребывания в детском государственном учреждении за несовершеннолетними сохранить право на получение жилья в Труновском районе, согласно Постановления главы администрации Ставропольского края № 167 от 29.05.1992 года, поставив их на льготную очередь с момента определения в детский дом (л.д. 13).
Из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилой площади от 12.04.2000 года № 197 следует, что в данный список были включены Пиченцова О.А. и Пиченцов И.А. (л.д. 14).
Истец Пиченцова А.А. в данный список не включена.
Из справки о наличии (отсутствии) права собственности на объекты недвижимости и уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 11.10.2017 года следует, что за Пиченцовой А.А. по данным архива сведения зарегистрированных правах отсутствуют (л.д. 15, 16-17)
В настоящее время истец Пиченцова А.А. проживает совместно со своим сыном на съемной квартире, так как собственного жилья не имеет.
Истец Пиченцова А.А. обратилась в отдел образования администрации Труновского муниципального района Ставропольского края о включении ее в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, относящееся к данной категории, подлежащее обеспечением жилым помещением по договору социального найма.
Согласно уведомления министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 10.11.2017 года № 3-23/10282, в список включаются лица только до 23 лет, в случае если имелись объективные причины, по которым лицо не было поставлено на жилищный учет до 23 лет, в пакет документов необходимо включить соответствующее судебное решение ( л.д. 19)
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ, от 28.11.2015 г. N 358-ФЗ, от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Пиченцова А.А. впервые обратилась по вопросу обеспечения жилым помещением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, не представила.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания факта отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте у Пиченцовой А.А. и обязании включить в Пиченцову А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, относящееся к данной категории, подлежащее обеспечением жилым помещением по договору социального найма.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░