Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1220/2015 ~ М-1009/2015 от 11.03.2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 марта 2015 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ашурковой А.П.

с участием прокурора Антоновой В.М.

при секретаре Колбиной Е.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1220/15 по иску Антонова Э.В. к Администрации г.о.Сызрани, Управлению по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о.Сызрани о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о.Сызрани,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам и в обоснование требований указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неоднократно обращался к ответчикам по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о.Сызрани. В ответе, направленном в адрес его супруги ФИО1 ему было отказано в постановке на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения о постановке на учет. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права. При окончании учебного учреждения ему предоставили справки, выданные Управлением по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о.Сызрани от **.**.**** г. и от **.**.**** г. года, в которых подтверждается, что он поставлен на регистрационный учет по получению жилой площади в Управлении по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.Сызрани. При устных обращениях ему были даны разъяснения, что после оформления паспорта гражданина РФ, ему будет предоставлено жилое помещение. В декабре 2014 года он получил паспорт гражданина РФ, обратился в Администрацию г.о.Сызрани и был получен ответ от 20.01.2015 года, в котором ему разъяснено, что поскольку он достиг возраста 23 лет в 2010 году, то право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные ФЗ №159, им утрачены, так как по достижению совершеннолетия в установленном порядке о включении его в список, он не обращался.

В связи с изложенным, указывая, что до настоящего времени он жильем не обеспечен, просил суд обязать Администрацию г.о. Сызрани включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о.Сызрани.

В судебном заседании истец Антонов Э.В заявление поддержал, привел доводы, изложенные выше, пояснил, что он длительное время решал вопрос оформления гражданства, так как в период нахождения его в детском доме, а затем в учебном учреждении, ему не было оформлено гражданство, при окончании учебного учреждения ему было выдано плохо читаемое свидетельство о рождении, выданное в ул. ХХХ, которое не принимали в УФМС в г.Сызрани, сначала у него был оформлен вид на жительство со сроком действия до мая 2008 года, которое у него украли, он длительное время его переоформлял, ЗаГС в ул. ХХХ не отвечал на его запросы о выдаче повторного свидетельства о рождении, и только знакомые его сестры в 2012 году получили по его доверенности повторное свидетельство о рождении, по которому он стал оформлять гражданство РФ, и в декабре 2014 года он получил паспорт, после чего обратился к ответчикам по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о.Сызрани, но получил ответ, из которого следовало, что он утратил такое право, поэтому обратился в суд.

Представитель ответчика- Администрации городского округа Сызрань в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Администрация городского округа Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, однако Антонов Э.В. достиг возраста 23 лет в 2010 году, и утратил право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные ФЗ от 21.12.1996 года № 159 ФЗ, кроме того, он в установленном порядке не обратился с заявлением и не представил пакет документов для постановки его на учет на получение жилого помещения.

Представитель Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань в судебном заседании возражала против иска, пояснила, что Антонов Э.В. достиг возраста 23 лет в 2010 году и утратил право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные ФЗ от 21.12.1996 года № 159 ФЗ, кроме того, он в установленном порядке не обратился в с заявлением и не представил полный пакет документов для постановки на учет на получение жилого помещения.

Третье лицо- жилищный отдел Администрации г.о.Сызрани просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что Антонов Э.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма на состоит.

Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п. 9. ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно статье 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (далее - список), подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список (далее - заявители).

Заявление о включении в список подается заявителями в орган местного самоуправления по месту жительства детей в течение 60 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.

Для включения в список одновременно с заявлением подаются документы, указанные в статье 5 настоящего Закона.

(часть 1 в ред. Закона Самарской области от 10.04.2013 N 23-ГД)

2. Орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в статье 5 настоящего Закона, проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение:

1) о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;

2) об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.

3. Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.

Решение органа местного самоуправления об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде. В случае признания соответствующего решения незаконным в судебном порядке орган местного самоуправления принимает решение о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список в порядке очередности в зависимости от первоначальной даты подачи заявления.

4. Органы опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями заявлений о включении указанных детей в список.

В случае неподачи законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный настоящей статьей срок заявления о включении указанных детей в список орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязан в течение 60 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения указанных лиц в список (сбор, подготовка и подача документов).

Органы опеки и попечительства обеспечивают размещение информации об условиях обеспечения жилыми помещениями в учреждениях, в которых пребывают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

5. Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список со всеми документами, указанными в статье 5 настоящего Закона, представляемыми лично заявителями. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заявление о включении которых в список подано в один и тот же день, включаются в список по времени подачи заявления.

Ранее действующим Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 года N 421 также была предусмотрена обязанность уполномоченного органа (органа местного самоуправления) информировать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об условиях их обеспечения жилыми помещениями и осуществлять проверку документов, необходимых для постановки на учет.

Из материалов дела следует, что Антонов Э.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Решением Сызранского горсуда от 11.07.2001 года он признан лицом оставшимся без попечения родителей.

На основании Приказа №1716 от 02.02.2001 года несовершеннолетний Антонов Э.В. зачислен в число воспитанников Муниципального территориального центра коррекционного образования, социальной помощи семье, детям и молодежи с **.**.**** г. года, поставлен на полное государственное обеспечение.

На основании Распоряжения №319-р от **.**.**** г. Антонов Э.В. переведен в специальный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развития, в г.Сызрани с содержанием на полном государственном обеспечении.

В социальном паспорте Антонова, как воспитанника детского дома имеется отметка о постановке его на регистрационный учет на получение жилого помещения.

В соответствии с Приказом Западного управления департамента образования и науки от **.**.**** г. Антонов Э.В. отчислен из специального коррекционного детского дома дл детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с зачислением в учреждение специального образования. В личном деле Антонова Э.В. имеется отметка о том, что жилыми помещением он не обеспечен и у него не оформлено гражданство гражданина РФ, поскольку из ЗАГСа Узбекистана не получены сведения об его рождении. Данные обстоятельства подтверждены показаниями представителя детского дома, допрошенного в судебном заседании.

С 2003 по 2006 год Антонов Э.В. обучается в ***, с 2006 года по 2007 год он обучается в ***, и в период обучения ему был оформлен вид на жительство со сроком действия до мая 2008 года, однако данный документ был утрачен( похищен), в связи с чем истец был вынужден восстанавливать документы и **.**.**** г. получил в УФМС РФ по Самарской области в г.Сызрани заключение по установлению личности, **.**.**** г. сдал документы о выдаче вида на жительство, и длительность оформления указанных документов обусловлена тем, что при поступлении в детский дом г.Сызрани при нем было плохо читаемое свидетельство о рождении, выданное в органах ЗАГСА ул. ХХХ и на неоднократные запросы учебных учреждениях, где обучался Антонов Э.В. о выдаче повторного свидетельство об его рождении, ответы не поступали, что подтверждается данными личного дела, показаниями представителя детского дома и Губернского колледжа г.Сызрани, допрошенных в судебном заседании, повторное свидетельство о рождении было получено знакомыми сестры Антонова Э.В. **.**.**** г. года, после чего Антонов Э.В. вновь занимается вопросами оформления гражданства РФ и получает паспорт гражданина РФ только **.**.**** г. года.

Таким образом, истец объективно возможности встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не имел, поскольку ему было разъяснено представителями учебных учреждений, где он обучался, и представителем органов опеки, что по вопросу обеспечения жилым помещением, он может обратиться в органы опеки только после получения паспорта гражданина РФ, кроме того, истец, имея на руках справки, выданные Управлением по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о.Сызрани о том, что он состоит на учете в жилищном отделе на внеочередное получение жилья как сирота, заблуждался, предполагая, что при представлении паспорта гражданина РФ в органы опеки, он будет обеспечен жильем и дополнительного обращения и представления документов не требуется.

Факт нуждаемости истца в жилом помещении представителем ответчика не оспаривался.

Суд считает, что иск подлежит удовлетворению и исходит из того, что истец неоднократно на протяжении длительного периода времени до достижения возраста 23 лет обращался в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет, на момент обращений фактически обладал правом быть поставленным на данный учет, однако не мог реализовать свое право по независящим от него причинам( отсутствие оформленного гражданства РФ) и отсутствие доступной информации по данному вопросу.

По вышеуказанным основаниям, доводы представителя администрации г.о. Сызрани о том, что право на обеспечение жилыми помещениями истцом утрачено, не могут быть приняты во внимание.

Разрешая заявленные требования, учитывая положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот", суд считает, что истец не может быть лишен гарантированного и нереализованного права на постановку на учет нуждающегося в жилом помещении, а органы местного самоуправления не могут быть освобождены от обязанности поставить его на такой учет.

Поскольку законом предусмотрено, что включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список со всеми документами, указанными в статье 5 настоящего Закона, представляемыми лично заявителями, то постановка на учет будет осуществлена ответчиком в дату предоставления истцом предусмотренного пакета документов.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Антонова Э.В. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.о. Сызрани включить Антонова Э.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о.Сызрани, в остальном иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья: Ашуркова А.П.

2-1220/2015 ~ М-1009/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Антонов Э.В.
Ответчики
Администрация г.о. Сызрань
УВСМиД Администрации г.о. Сызрань
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Ашуркова А.П.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
11.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2015Передача материалов судье
12.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.03.2015Предварительное судебное заседание
24.03.2015Судебное заседание
31.03.2015Судебное заседание
31.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2015Дело оформлено
08.08.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее