Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-324/2018 ~ М-264/2018 от 08.05.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Семикаракорск 14 июня 2018 года

Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохоровой И.Г.

при секретаре Митяшовой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя Администрации Семикаракорского района о признании права муниципальной собственности муниципального образования "Семикаракорский район" на бесхозяйный объект недвижимого имущества: Артезианскую скважину глубиной 35 м., кадастровый номер , расположенную по адресу <адрес>

У С Т А Н О В И Л :

Администрация Семикаракорского района обратился в суд с требованием о признании права муниципальной собственности муниципального образования "Семикаракорский район" на бесхозяйный объект недвижимого имущества: Артезианскую скважину глубиной 35 м., кадастровый номер , расположенную по адресу <адрес>.

Обосновав заявленные требования следующим образом.

3 марта 2017 года, объект недвижимого имущества: Артезианская скважина глубиной 35 м., кадастровый номер , расположенная по адресу <адрес>, поставлена на учет как бесхозяйнная. За истекший период о правах на данный объект никем не заявлено, в связи с чем, Администрация Семикаракорского района- как представитель органа, наделенного полномочиями по водоснабжению населения сельских поселений, обратилась с заявлением о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.

    Представители заявителя Администрации Семикаракорского района, а также заинтересованного лица-Администрации Бакланниковского сельского поселения в судебное заседание. состоявшееся 14 июня 2018 года, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени его проведения, не прибыли, заявив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, в силу требований части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает данное гражданское дело в отсутствие представителя заявителя и заинтересованного лица.

    Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу требований части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное

решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статья 133 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту.

    Администрацией Семикаракорского района,в порядке статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирую-щей порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную нед-

вижимую вещь, подано данное заявление.

    Требованиями части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, возникновение права собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

При этом в части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

    В силу требований части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

    Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (часть 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Согласно требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты (п.п.5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

    Как следует из пунктов 2,3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России (Министерства экономического развития РФ) от 10 декабря 2015 г. №931 ( далее Порядок) принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав), территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав). На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Согласно требований пункта 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

    В силу требований пункта 4 Порядка принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

-прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

-проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

-внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

    Как следует из материалов дела, Артезианская скважина глубиной 35 м., кадастровый номер , расположенная по адресу Ростовская <адрес>- в реестр федерального имущества не включена, что следует из ответа Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (л.д.25,38); в реестре государственного имущества Ростовской области. а также в реестре муниципального имущества Администрации Семикаракорского района не числится, что следует из ответа Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (л.д.27-28,40).

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрация Бакланниковского сельского поселения на территории которой расположена артезианская скважина, не имеющая собственника, в соответствии с требованиями пункта 5 Порядка обратилась с заявлением о постановке данного недвижимого имущества как бесхозяйного в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

    При этом, как следует из материалов дела, на основании заявления представителя Администрации Бакланниковского сельского поселения, Артезианская скважина глубиной 35 м., кадастровый номер , расположенная по адресу <адрес>, была принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости-3 марта 2017 года, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.6).

    В судебном заседании установлено, что бесхозяйное недвижимое имущество, являющееся предметом настоящего спора, состоит на учете в государственном регистрирующем органе как бесхозяйная недвижимая вещь, собственник которой не известен- более года.

В силу требований статьи 30 Устава муниципального образования" "Семикаракорский район", зарегистрированного в Главном управлении Министерства юстиции РФ по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ ( далее Устава) администрация Семикаракорского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Семикаракорский район", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами. Администрацию Семикаракорского района возглавляет глава Администрации Семикаракорского района.

В силу требований части 1 статьи 49 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (п.1); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона (п.5).

Согласно требований п.4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу требований части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов ( часть 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Таким образом, исходя из требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы водоснабжения населения, водоотведения не территории Бакланниковского сельского поселения отнесены к полномочиям Администрации Семикаракорского района, что нашло свое отражение в Уставе муниципального образования "Семикаракорское городское поселение".

Согласно требований п.1 части 2 статьи 3 Устава к вопросам местного значения Семикаракорского района, осуществляемым на территориях сельских поселений, входящих в состав Семикаракорского района, относятся следующие вопросы местного значения поселения: организация в границах поселений водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Данные полномочия Администрации Семикаракорского района закреплены в п.п.3 5 части 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Семикаракорский район".

Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ.

В силу требований п.1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

Согласно требований части 1.1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектами гражданского права являются городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

    С учетом всего выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрация Семикаракорского района является надлежащим заявителем и вправе была обратиться в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на бесхозяйный объект недвижимости- Артезианскую скважину глубиной 35 м., кадастровый номер , расположенную по адресу Ростовская область, Семикаракорский район, примерно 2,5 км. по направлению на восток от х.Бакланники, находящуюся на территории Бакланниковского сельского поселения, которая в установленном порядке принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, в связи с тем, что данный объект недвижимости не имеет собственника.

    В настоящее время, годичный срок со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, истек.

    Материалы дела не содержат сведений о заказчиках строительства данной Артезианской скважины, а также доказательств создания данного объекта недвижимого имущества с соблюдением статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Право собственности на объект недвижимого имущества-артезианскую скважину ни за кем ранее зарегистрировано не было.

    Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что у муниципального образования "Семикаракорский район", в силу требований закона, возникли основания приобретения в собственность выше указанного объекта недвижимого имущества- Артезианской скважины глубиной 35 м., кадастровый номер , расположенной по адресу <адрес>, так как данный объект недвижимости собственников не имеет, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в установленном порядке, по истечении года со дня постановки на учет, своих прав на данный объект недвижимости никто не заявил.

Суд не дает оценки законности действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по постановке на учет 3 марта 2017 года спорного имущества в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в силу того, что данные действия никем не оспариваются, спор о праве отсутствует.

Согласно требований части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации, в частности, подлежит право собственности.

    В соответствии с подп. 3 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности наряду с другими основаниями возникают и из судебного решения, устанавливающего гражданские права и обязанности. В частности, на основании части 1 статьи 58 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    В силу требований п.13 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае: государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования администрации Семикаракорского района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – Артезианскую скважину глубиной 35 м., кадастровый номер , расположенную по адресу <адрес> подлежат удовлетворению, признание права муниципальной собственности на выше указанный объект недвижимости, является основанием для регистрации права в государственном регистрирующем органе.

    На основании изложенного, руководствуясь статьёй 194-198, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Требования представителя Администрации Семикаракорского района о признании права муниципальной собственности муниципального образования "Семикаракорский район" на бесхозяйный объект недвижимого имущества: Артезианскую скважину глубиной 35 м., кадастровый номер , расположенную по адресу Ростовская <адрес>–удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования "Семикаракорский район" на бесхозяйный объект недвижимого имущества: Артезианскую скважину глубиной 35 м., кадастровый номер , расположенную по адресу <адрес>

    Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ростовский областной суд через Семикаракорский райсуд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2018 года

2-324/2018 ~ М-264/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Семикаракорского района
Другие
Администрация Бакланниковского с/п
Суд
Семикаракорский районный суд Ростовской области
Судья
Прохорова Ирина Геннадьевна
Дело на странице суда
semikarakorsky--ros.sudrf.ru
08.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2018Передача материалов судье
11.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2018Подготовка дела (собеседование)
28.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2018Судебное заседание
18.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2018Дело оформлено
11.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее