Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 августа 2013 года. с. Кинель-Черкассы.
Кинель-Черксский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре Проскуриной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кордюшова <данные изъяты>, Кордюшовой <данные изъяты> к Комитету по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязанности постановки на учет,
у с т а н о в и л:
Истцы Кордюшов А.С. и Кордюшова А.Ю. обратились в суд с названным выше иском к Комитету по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указали, что с ДД.ММ.ГГГГ они состоят в зарегистрированном браке.
Не имея собственного жилья, ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района с заявлением о предоставлении им, как молодой семье, социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье на 2009 – 2015 годы», утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, представили все необходимые документы.
ДД.ММ.ГГГГ ими было получено информационное письмо, из которого следовало, что им отказано в принятии на учет, поскольку, по мнению Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района они намеренно ухудшили свои жилищные условия.
Основанием принятого решения об отказе в предоставлении им, как молодой семье, социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье на 2009 – 2015 годы», утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, указан п. 1 ст. 1 Положения «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании «Кинель-Черкасский район Самарской области», утвержденного Постановлением Собрания Представителей Кинель-Черкасского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
На их просьбу предоставить соответствующий нормативно-правовой акт, им ответили отказом.
Истцы указывают, что они как лица, состоящие в зарегистрированном браке, не имеют собственного жилья, поэтому отвечают требованиям к участникам областной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье на 2009 – 2015 годы», утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ими представлены все необходимые документы для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а отказ не мотивирован ссылкой на норму действующего федерального законодательства.
Документов, подтверждающих факт и время намеренного ухудшения ими своих жилищных условий не представлено, поэтому отказ Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района создает препятствия в реализации их жилищных прав в установленном законом порядке.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истцы просили признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района им, как молодой семье, социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье на 2009 – 2015 годы», обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района принять решение о предоставлении им социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье на 2009 – 2015 годы», утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании истица Кордюшова А.Ю. не присутствовала, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. <данные изъяты>
С учетом мнения явившихся истца Кордюшова А.С. и представителя ответчика, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие истицы Кордюшовой А.Ю., просившей о рассмотрении дела в её отсутствие, а также положений, установленных ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в её отсутствие.
Истец Кордюшов А.С. поддержал предъявленные требования, уточнив их в ходе судебного заседания, просил обязать Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района поставить их семью на учет на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье на 2009 – 2015 годы», утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, а также просил признать незаконным распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии их семьи на учет, обязав ответчика принять их на учет, в обоснование предъявленного иска дал объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно указал, что ни у него, ни у жены не имелось и не имеется жилья, принадлежащего на праве собственности, до настоящего времени они проживают на съемной квартире.
Представитель ответчика – Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области Коновалова Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) не признала предъявленного иска, в своих объяснениях указала, что действительно истцами ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление и представлен полный пакет документов согласно перечню. Из документов стало видно, что истцы намеренно ухудшили свои жилищные условия, поскольку истец Кордюшов А.С. был ранее зарегистрирован в доме, расположенном по адресу: <адрес> площадь дома <данные изъяты> кв.м., а его жена в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., поэтому она считает, что истцы, снявшись с регистрационного учета с прежних адресов, намеренно ухудшили свои жилищные условия с целью постановки их на учет.
Суд, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статья 12 ГК РФ перечисляет способы защиты гражданских прав и указывает, что их защита осуществляется (в том числе) путем признания права, пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, другими способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
С целью реализации конституционного права статья 254 ГПК РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Часть 1 названной нормы указывает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он привлечен к ответственности.
Из содержания главы 25 ГПК РФ следует, что для признания незаконными действий органов местного самоуправления необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие постановления, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими постановлением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя (истцов Кордюшовых).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (с последующими изменениями и дополнениями), дал судам необходимые разъяснения и указал, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.
В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. (пункт 25 Постановления Пленума).
В пункте 28 вышеназванного Постановления Пленум Верховного Суда РФ указал, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что Кордюшов А.С. и Кордюшова А.Ю., являются молодой семьей, не имея собственного жилья, ДД.ММ.ГГГГ обратились в Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района с заявлением о предоставлении им, как молодой семье, социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье на 2009 – 2015 годы», утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, представили все необходимые документы.
Рассмотрев заявление, Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, за подписью заместителя руководителя Комитета, направил истцам информационное письмо, из которого следовало, что им отказано в принятии на учет, поскольку, по мнению Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района истцами намеренно ухудшены свои жилищные условия. <данные изъяты>
Основанием принятия решения об отказе в предоставлении истцам, как молодой семье, социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье на 2009 – 2015 годы», утвержденной Правительством Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, указан п. 1 ст. 1 Положения «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном образовании «Кинель-Черкасский район Самарской области», утвержденного Постановлением Собрания Представителей Кинель-Черкасского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного суду учетного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области вынесено оспариваемое распоряжение № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
<данные изъяты>
В названном выше Распоряжении указано, что основанием для отказа в постановке на учет послужило решение жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, которое представителем ответчика суду не представлено со ссылкой на то, что оно не найдено.
Вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области оспариваемое распоряжение № нельзя признать законным, исходя из следующего:
Статья 52 ЖК РФ содержит основания для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и указывает, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Этой же нормой установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 53 ЖК РФ закрепляет последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий и указывает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Часть 2 данной нормы определяет, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 указанной выше нормы решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
В судебном заседании бесспорно установлено, что ни решение жилищной комиссии, ни распоряжение №, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (истцу и членам его семьи), истцам не направлялось, судебный порядок оспаривания принятого решения не разъяснялся, было направлено лишь информационное письмо об отказе в принятии на учет, со ссылкой на то, что истец Кордюшов А.С. намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2009-2015 годы утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», принятым в пределах его компетенции.
Упомянутым выше Постановлением Правительства РФ в Приложении 3 утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (далее по тексту Правила).
В соответствии с п. 6. Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет, б)семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил, в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 21 Правил указывает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Самарской области мероприятия по оказанию молодым семьям государственной поддержки в улучшении жилищных условий осуществляются в рамках областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», принятой в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Целью программы является осуществление государственной поддержки молодых семей – граждан Российской Федерации, проживающих на территории Самарской области, в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.
Согласно положениям «Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2009-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», утвержденных приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями и дополнениями), орган местного самоуправления включает в список молодые семьи, признанные участниками Программы, за исключением: молодых семей, которым выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья со сроком реализации, включающим дату утверждения списка, молодых семей, получивших социальную выплату в рамках Программы по состоянию на дату утверждения списка; молодых семей, в которых по состоянию на 1 сентября года, предшествующего планируемому, возраст хотя бы одного из супругов либо одного родителя в неполной семье достиг 36 лет, молодых семей, которые отказались от получения социальной выплаты и (или) исключены органом местного самоуправления из числа участников Программы.
Орган местного самоуправления формирует список по дате постановки молодых семей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Молодые семьи - участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один и тот же день, включаются в данный список в алфавитном порядке.
Орган местного самоуправления ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - Министерство) отчет об использовании субсидии, выделенной в 2011 году из областного бюджета, в том числе сформированной за счет поступивших в областной бюджет средств федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, и средств, выделенных в порядке софинансирования из местного бюджета, по форме, утвержденной Министерством, а также отчетную информацию, предусмотренную договором между Министерством и органом местного самоуправления о предоставлении в 2011 году субсидии из областного бюджета, в том числе формируемой за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования расходного обязательства муниципальных образований в Самарской области по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках областной целевой «программы» «Молодой семье - доступное жилье» на 2009 - 2015 годы.
С ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления направляет в Министерство отчетную информацию в сроки и по формам, установленным договором о предоставлении бюджету муниципального образования субсидии из областного бюджета, в том числе формируемой за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования расходного обязательства муниципальных образований в Самарской области по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках областной целевой «программы» «Молодой семье - доступное жилье» на 2009 - 2015 годы».
Указанный Порядок принят Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в пределах его компетенции, в установленном законом порядке не оспорен, не отменен и недействительным не признан, является общим для всех семей-участников подпрограммы и подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку действовал на момент формирования органом местного самоуправления объединенного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», Правил представления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья», право выбора участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2009-2015 годы или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, принадлежит молодой семье.
В судебном заседании установлено, что истцы по нотариально удостоверенному договору найма комнаты в жилом доме от ДД.ММ.ГГГГ проживают на съемной квартире (комнате в жилом доме площадью <данные изъяты> кв.м.), в доме, принадлежащем на праве собственности ФИО6, расположенном по адресу. <адрес>, зарегистрированы в нем. <данные изъяты>
Иного жилья, предназначенного для проживания, истцы не имеют, о чем свидетельствуют уведомления из реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полученные из Управления Росреестра. <данные изъяты>
Ранее истец Кордюшов А.С. был зарегистрирован в доме своих родителей, принадлежащем на праве собственности его матери, расположенном по адресу: <адрес>, а истица Кордюшова А.Ю. была зарегистрирована и проживала в доме своих родителей по адресу: <адрес>
При указанны обстоятельствах, истцы соответствуют категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, определенной в ст. 51 ЖК РФ.
Вместе с тем, истцам было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине намеренного совершения ими действий, приведших к ухудшению их жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В принятом заместителем руководителя Комитета по управлению имуществом распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ № не указано, какие именно действия лично Кордюшовым А.С., либо членами его семьи, совершенные намеренно, привели к ухудшению жилищных условий семьи.
В судебном заседании представитель ответчика в обоснование своей позиции относительно непризнания иска, ссылается на то, что таковыми действиями являются действия истцов по снятию с регистрационного учета с прежнего места регистрации и намеренное вселение в комнату по договору найма, вследствие чего учетный размер площади жилого помещения оказался ниже нормы.
В этой связи суд считает необходимым отметить, что собственниками жилых помещений в которых ранее проживали и были зарегистрированы истцы до вступления в брак являлись и являются их родители и именно им принадлежит право на вселение в квартиру третьих лиц.
Доказательства обратного, равно как и доказательства намеренности вселения истцов в комнату по договору найма, с целью ухудшения жилищных условий, отсутствуют.
Более того, действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, поскольку по смыслу ст. 53 ЖК РФ совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия.
Следуя буквальному толкованию нормы ст. 53 ЖК РФ с целью определения признаков указанных в ней «намеренных действий», суд приходит к выводу, что такие намеренные действия должны совершаться гражданином с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, является основанием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Правовую позицию по данному вопросу выразил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации».
При указанных выше обстоятельствах суд не усматривает в действиях Кордюшовых умысла, направленного на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, отклоняет, как необоснованный, довод представителя ответчика о намеренном ухудшении истцами своих жилищных условий.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
При этом сам по себе факт регистрации не дает правовых оснований делать безусловный вывод о наличии права собственности на жилое помещение, в котором гражданин постоянно или временно зарегистрирован.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» указал, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение правильного рассмотрения и разрешения дела.
На основании ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к бесспорному выводу о незаконности действий Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района, связанных с отказом в поставке семью Кордюшовых на учет на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с областной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье на 2009 – 2015 годы», также следует признать незаконным распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии Кордюшова А.С. и членов его семьи на учет.
Доводы представителя ответчика о необоснованности предъявленного иска несостоятельны и не заслуживают внимания по мотивам, приведенным выше.
По правилам, установленным ст. 94 ГПК РФ к числу издержек, связанных с рассмотрением дела относятся другие расходы, признанные судом необходимыми.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что в период нахождения дела в производстве суда истцом Кордюшовым А.С., с целью представления доказательств, в Управлении Росреестра были запрошены сведения об отсутствии записи о зарегистрированном праве на недвижимое имущество и сделок с ним на свое имя и на имя малолетней дочери ФИО10, данный вид услуги оказывался на платной основе, при этом истец Кордюшов А.С. понес расходы в сумме <данные изъяты> рублей, которые объективно подтверждаются представленными суду банковскими чеками-ордерами <данные изъяты> их следует признать необходимыми расходами и взыскать с ответчика, как со стороны, проигравшей спор.
Также по правилам, установленным ст. 98 ГПК РФ с ответчика, как со стороны проигравшей спор, в пользу Кордюшова А.Г., который произвел оплату государственной пошлины при подаче иска в суд, путем возврата следует взыскать названные выше расходы, что составляет <данные изъяты> рублей и объективно подтверждаются представленным суду банковским чеком-ордером. <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 94, 98, 194 – 199, 258, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным и необоснованным отказ Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области в принятии на учет Кордюшова <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Кордюшовой <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Признать незаконным и отменить Распоряжение, вынесенное заместителем руководителя Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области поставить на учет и включить семью Кордюшовых в список молодых семей - участников областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» на 2009 – 2015 годы на получение социальной выплаты для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома по очереди в соответствии с датой подачи заявления для участия в областной целевой программе «Молодой семье – доступное жилье» на 2009 – 2015 годы.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области в пользу Кордюшова <данные изъяты> возврат государственной пошлины в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей), расходы за получение выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в сумме <данные изъяты> рублей, а всего с Комитета по управлению имуществом Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области в пользу Кордюшова <данные изъяты> взыскать <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 1 месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>