РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2014 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,
при секретаре Забановой А.В.,
с участием представителя истца Румянцева С.И. – Лунева А.А., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика ГУ МВД России по Иркутской области – Сушковой Н. Д., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-729/2014 по иску Румянцева С. И. к ГУ МВД России по Иркутской области об обязании признать статус ветерана боевых действий, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Румянцев С.И. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Иркутской области, требуя обязать ГУ МВД Росси по Иркутской области признать за ним статус участника (ветерана) боевых действий; обязать ГУ МВД России по Иркутской области выдать ему удостоверение участника (ветерана) боевых действий. В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ был направлен в командировку в республику <адрес> на замещение временной должности <данные изъяты> ОГ ВОГО и П МВД России в соответствии с приказом №. ДД.ММ.ГГГГ возвращен на место постоянной службы в связи со служебной необходимостью. В соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № в период ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Иркутской области осуществлены мероприятия по отбору и подготовке <данные изъяты> сотрудников для комплектования ОГ ВОГО и П МВД России по <адрес>. В ходе мероприятий успешно решены учебные задачи, поставленные МВД России и ГУ МВД России по Иркутской области. Он показал высокий уровень организации отбора, подготовки, боевого слаживания личного состава, командируемого в состав ОГ ВОГО и П МВД России по <адрес>. Полагает, что нахождение его на территории <адрес> подтверждается приказом о направлении в командировку № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжениями о выполнении служебно-боевых задач сотрудниками ОГ ВОГО и П МВД России на территории <адрес>. Срок нахождения в <адрес> составил <данные изъяты> дней. По возвращению из командировки он обратился в ГУ МВД России с вопросом о признании статуса участника боевых действий, о признании права на получение удостоверения участника боевых действий. Ответа на обращение так и не было получено, хотя из всего командированного состава сотрудников все, кроме него, получили статус участника боевых действий.
Истец Румянцев С.И., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Лунева А.А.
В судебном заседании представитель истца Лунев А.А. требования Румянцева С.И. поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Сушкова Н.Д. требования Румянцева С.И. не признала, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
В силу ч. 3 ст. 3 ФЗ РФ «О ветеранах» перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Разделом III указанного приложения предусмотрено выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с августа 1999 года отнесено законом к боевым действиям, участие в которых дает право на присвоение статуса ветерана боевых действий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
В соответствии с п. 1 Инструкции удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции).
Приказом МВД России от 7 мая 2004 г. № 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. 2.2 Инструкции удостоверения оформляются и выдаются сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, кроме подразделений, указанных в пункте 2.1 настоящей Инструкции, через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.
В соответствии с п. 3.3 Инструкции к подтверждающим документам для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, относятся выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены ФЗ РФ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 названного Закона в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.
В силу ст. 12 Закона контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.
Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона руководитель контртеррористической операции, в том числе:- определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;
- определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;
- в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;
- определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции.
Частью 2 ст. 15 Закона предусмотрено, что для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.
В соответствии с ч. 3 названной статьи в состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 15 Закона единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.
В целях объединения усилий федеральных органов исполнительной власти по проведению контртеррористических операций, а также повышения эффективности деятельности, направленной на уничтожение незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, 23.09.1999 г. Президентом РФ издан Указ № 1255-с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», которым образована Объединенная группировка войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с привлечением в ее состав объединений, соединений, воинских частей, подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации и их подразделений, органов и подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Пунктом 5 Указа установлено, что решения командующего Объединенной группировкой, изданные в виде приказов, директив, распоряжений, указаний, подписанные им и соответствующими заместителями, подлежат обязательному исполнению войсками (силами), входящими в состав Объединенной группировки.
В целях упорядочения мер социальной защиты военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации Правительством Российской Федерации издано Постановление от 09.02.2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», которым определено предоставлять дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Из анализа вышеназванных норм Закона в их совокупности следует, что период участия каждого сотрудника в контртеррористических операциях, боевых действиях оформляется соответствующими приказами командиров оперативных и иных групп с утверждением их командующим Объединенной группировкой войск, то есть факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются только на основании соответствующих приказов.
В судебном заседании установлено, что приказом ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Румянцев С.И., <данные изъяты>, направлен в командировку на замещение временной должности <данные изъяты> ОГ ВОГО и П МВД России в ОГ ВОГО и П МВД России по <адрес>) с целью выполнения оперативно-служебных задач в составе ОГ ВОГО и П МВД России сроком на <данные изъяты> календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем на основании приказа ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> направлен в командировку на замещение временной должности <данные изъяты> ОГ ВОГО и П МВД России по <адрес>), в качестве замены <данные изъяты> Румянцева С.И., сроком на <данные изъяты> календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Румянцев С.И. находился в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается командировочным удостоверением №.
В указанный период времени истец исполнял обязанности <данные изъяты> ВОГОиП МВД России, осуществлял адресные проверки за пределами ПВД в пределах зоны ответственности ОГ ВОГОиП МВД России по <адрес>, выполнял служебные обязанности в ОМВД России по <адрес> и за пределами ПВД в пределах зоны ответственности ОГ ВОГОиП МВД России по <адрес>, что подтверждается соответствующими распоряжениями ОГ ВОГОиП МВД России по <адрес>.
Однако сам по себе факт нахождения Румянцева С.И. на территории <адрес> в период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения оперативно-служебных задач на территории <адрес> не свидетельствует о его безусловном участии в проведении каких-либо контртеррористических операций.
Факт участия в контртеррористических операциях должен подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены в установленном законом порядке Руководителем оперативного штаба.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, таких доказательств, подтверждающих непосредственное участие в контртеррористических операциях в период нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, истцом суду не представлено.
Напротив, согласно справке ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ в выписках из приказов ВОГО и П МВД России об участии личного состава ГУ МВД России по Иркутской области в контртеррористических операциях на территории <адрес>, поступивших в УРЛС ГУ МВД за период с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> Румянцев С.И. не значится.
Поскольку в силу положений ФЗ РФ «О ветеранах» и Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 7 мая 2004 г. № 282, для присвоения статуса ветерана боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения необходимо подтверждение выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории <адрес> а таких доказательств стороной истца суду не представлено, требования Румянцева С.И. к ГУ МВД России по Иркутской области об обязании признать статус ветерана боевых действий, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Румянцева С. И. к ГУ МВД России по Иркутской области об обязании признать статус ветерана боевых действий, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен 03.03.2014 г.
<данные изъяты>
Судья (С.А. Алферьевская)
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>