РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
17 декабря 2015 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-5871/15 по иску И. об оспаривании действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2015 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-5871/15 по иску И. об оспаривании действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,
установил:
И. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что 8.09.2015 г. ею было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для садоводства. 15.09.2015 г. в её адрес Департаментом было направлено письмо №СП- 9/5466-0-1 «О возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка», согласно которому Департамент возвратил заявление и приложенные к нему документы в связи с отсутствием в заявлении информации, предусмотренной пп.6, 11 п.1 ст.39.15 ЗК РФ, а именно основания предоставления земельного участка без проведения торгов и почтового адреса и (или) адреса электронной почты для связи с заявителем. Считает действие Департамента, выразившееся в возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 8.09.2015 г. №СП-9/5466, незаконным. Согласно пп.1 п.1 ст.39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя. На первом листе заявления указан почтовый адрес для связи с заявителем, кроме того, в заявлении указан и номер телефона заявителя. В заявлении, на второй странице указано на пп.10 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, согласно которому без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Просить признать действие Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, выразившиеся в возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 8.09.2015 г. №СП-9/5466, незаконным, обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара продолжить работу по рассмотрению её заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 8.09.2015 г. №СП-9/5466.
В судебном заседании заявительница и её представитель по доверенности от 12.08.2015 г. Башаров М.С. заявленные требования поддержали.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по доверенности от 2.06.2015 г. №Д05-01/1953 Крапчетова Г.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 35-40).
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 8.09.2015 г. истица обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для ведения садоводства площадью 200 м2 по адресу: <адрес>, 1, без проведения торгов (л.д. 30-31).
Письмом от 15.09.2015 г. №СП-9/5466-0-1 Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара возвратил заявление истице (л.д. 28-29).
Возврат заявления влечет прекращение его рассмотрения, затрагивает законные интересы заявительницы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Схема расположения испрашиваемого истицей земельного участка была, как усматривается из её заявления, ранее подготовлена и утверждена. Соответственно, подача истицей ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 19.08.2015 г. №929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, а также по возвращению в течение срока, установленного ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истицы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решить вопрос о его возвращении заявительнице при наличии предусмотренных законом оснований.
Согласно п.1, 2 ст.39.15 ЗК РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
- фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
- реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
- кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований;
- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
- цель использования земельного участка;
- реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
- реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В соответствии с п.3 ст.39.15 ЗК РФ, в течение 10 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует изложенным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены указанные выше документы. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Возвращая на основании п.3 ст.39.15 ЗК РФ истице заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ответчик сослался на его несоответствие требованиям, установленным п.1 ст.39.15 ЗК РФ, а именно на отсутствие указания в заявлении на основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований, отсутствие указания на почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Оценивая действия ответчика на соответствие п.3 ст.39.15 ЗК РФ, суд приходит к следующему.
В заявлении истицы (судя по копии, представленной ответчиком), на первом листе указан почтовый адрес для связи с заявительницей. Именно по этому адресу ответчиком и было направлено, а истицей получено письмо о возвращении заявления. Следовательно, вывод ответчика о несоответствии заявления требованиям пп.1 п.1 ст.39.15 ЗК РФ, является надуманным.
Также безосновательна ссылка ответчика на несоответствие заявления требованиям пп.1 п.2.11 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов, утв. приказом Министерства строительства Самарской области от 30.06.2015 г. №262-п. Указанный административный регламент не является муниципальным правовым актом г.о. Самара и не может устанавливать обязательные для заявителей и органов местного самоуправления требования при оказании последними аналогичной услуги. Несоответствие действий заявителя или представленных им в орган местного самоуправления документов требованиям указанного административного регламента не может служить основанием для принятия органом местного самоуправления негативных для заявителя решений по его обращению.
В то же время, указание ответчика на отсутствие в заявлении истицы указаний на основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований является правомерным. В соответствующем поле бланка заявления истицей указано: «п.2 ст.39.3 ЗК РФ». Однако указанная заявительницей законодательная норма содержит 10 подпунктов, устанавливающих 10 различных оснований для продажи земельных участков без проведения торгов. Заявительнице надлежало указать одно определенное основание, в т.ч. посредством ссылки на подпункт п.2 ст.39.3 ЗК РФ, чего ею сделано не было.
Доводы заявительницы о том, что, испрашивая земельный участок для ведения садоводства, она однозначным образом определила основание предоставления земельного участка без проведения торгов, не могут быть приняты судом. В п.2 ст.39.3 ЗК РФ имеются 2 подпункта, предусматривающие продажу земельных участков для ведения садоводства по 2 различным основаниям (пп.3 и пп.10). Кроме того, орган местного самоуправления не обязан и не вправе «домысливать» за заявителя основание, по которому испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен заявителю без проведения торгов. Напротив, в силу прямого требования закона заявитель обязан недвусмысленным образом указать такое основание, в то время как обязанность органа местного самоуправления заключается в том, чтобы провести проверку возможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка по испрашиваемому основанию и принять решение по существу обращения.
Следует отметить, что представленная истицей копия её заявления (л.д. 17-19), текстуально отличается от копии этого же заявления, представленного ответчиком (л.д. 30-31), – в возвращенном ответчиком экземпляре заявления в поле «основание предоставления земельного участка без проведения торгов» перед словами «п.2 ст.39.3 ЗК РФ» истица перед обращением в суд дописала слова «пп.10». Это искажение документа показывает, что истица сама признает некорректность его заполнения при обращении к ответчику.
Таким образом, заявление истицы о предварительном согласовании предоставления земельного участка действительно не соответствовало требованиям, установленным п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в части неуказания основания предоставления земельного участка без проведения торгов, в связи с чем было правомерно возвращено заявителем. Оснований для удовлетворения заявленных требований по делу не имеется. Вместе с тем, в случае повторного обращения заявительницы с аналогичным заявлением ответчику следует иметь в виду, что указание на несоблюдение заявительницей требований пп.1 п.1 ст.39.15 ЗК РФ, а также каких бы то ни было требований Административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов, утв. приказом Министерства строительства Самарской области от 30.06.2015 г. №262-п, не соответствует закону. Изложенная правовая позиция суда будет обязательной для ответчика в случае повторного обращения истицы с аналогичным заявлением.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.12.2015 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь