дело № 71-459/2021
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2021 года жалобу защитника – адвоката Качанова Р.Е. на постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 марта 2021 года № 5-170/2021, вынесенное в отношении Тихоновой Надежды Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением Тихонова Н.А. 23 января 2021 года в 15:00, будучи в возрасте старше 65 лет, не обеспечила самоизоляцию на дому, находясь в составе группы участников несогласованного массового публичного мероприятия, проводимого в поддержку Навального А.А. по адресу г. Екатеринбург, площадь Октябрьская, д. 2, в нарушение п. 10 Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».
В жалобе защитник Качанов Р.Е. просит об отмене постановления судьи и направлении дела на новое рассмотрение, поскольку судьей районного суда не были выяснены обстоятельства, вмененного Тихоновой Н.А. события правонарушения. В дополнениях к жалобе защитник указывает на применение положений ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с принятием изменений в Указ Губернатора, отменяющих обязательную самоизоляцию граждан для граждан старше 65 лет.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые направлены на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Выполнение решений Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в силу п. 1 Правил является обязательным для граждан.
В силу п. 10 Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ (в редакции от 18января 2021 года) жителям Свердловской области в возрасте 65 лет и старше обеспечить с 15 по 22 июня 2020 года, с 23 по 29 июня 2020 года, с 30 июня по 6 июля 2020 года, с 7 по 13 июля 2020 года, с 14 по 20 июля 2020 года, с 21 по 27 июля 2020 года, с 28 июля по 3 августа 2020 года, с 4 по 10 августа 2020 года, с 11 по 17 августа 2020 года, с 18 по 24 августа 2020 года, с 25 по 31 августа 2020 года, с 1 по 7 сентября 2020 года, с 8 по 14 сентября 2020 года, с 15 по 21 сентября 2020 года, с 22 по 28 сентября 2020 года, с 29 сентября по 5 октября 2020 года, с 6 по 12 октября 2020 года, с 13 по 26 октября 2020 года, с 27 октября по 9 ноября 2020 года, с 10 по 23 ноября 2020 года, с 24 ноября по 7 декабря 2020 года, с 8 по 21 декабря 2020 года, с 22 декабря 2020 года по 4 января 2021 года, с 5 по 18 января 2021 года с 19 января по 1 февраля 2021 года самоизоляцию на дому, за исключением руководителей и сотрудников государственных органов Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, лиц, являющихся участниками уголовного либо административного судопроизводства, следующих к месту участия в производимых в установленном законом порядке процессуальных действиях (на основании удостоверения, повестки, вызова органа следствия, дознания либо суда), а также граждан, определенных решением оперативного штаба по предупреждению возникновения и распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Как видно из материалов дела, 23 января 2021 года в 15:00 Тихонова Н.А., будучи в возрасте более 65 лет, не обеспечила самоизоляцию на дому, находясь в составе группы участников несогласованного массового публичного мероприятия, проводимого в поддержку Навального А.А., проходившего по адресу г. Екатеринбург, площадь Октябрьская, д. 2, чем нарушила п. 10 Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», о чем сотрудниками полиции составлены рапорта (л.д. 6, 13).
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о назначении Тихоновой Н.А. по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного наказания в виде штрафа.
Вместе с тем имеются основания для отмены принятого по делу акта ввиду следующего.
Вмененные в протоколе об административном правонарушении от 17 февраля 2021 года Тихоновой Н.А. нарушения правил поведения, содержавшиеся в пункте 10 Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года №100-УГ, были обязательны для соблюдения на момент совершения административного правонарушения и на момент рассмотрения дела в суде.
В то же время, на момент рассмотрения жалобы в областном суде 25 марта 2021 года в Указ Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года №100-УГ были внесены изменения, согласно которым правила о самоизоляции лиц старше 65 лет стали носить рекомендательный характер.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 2017-О содержащиеся в бланкетных конструкциях законодательства об административной ответственности отсылочные положения могут быть направлены на обеспечение правовой охраны правил (норм), установленных законами и подзаконными актами, в том числе субъектов Российской Федерации.
Соответственно, изменение закрепленных законами и подзаконными актами, за нарушение которых бланкетными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, если такое изменение устраняет противоправность совершенного лицом деяния (действий или бездействия), подразумевает наступление последствий, установленных положениями ч. 2 ст. 1.7 данного Кодекса. Иное - вопреки конституционному требованию, императивно предполагающему придание обратной силы правовой норме, отменяющей (смягчающей) ответственность, - приводило бы к отступлению от конституционных принципов юридической справедливости и поддержания доверия к закону и действиям государства (преамбула; ст. 1, ч. 1; ст. 2; ст. 17, ч. 1; ст. 18; ст. 19, ч. 1 и 2; ст. 55, ч. 3, Конституции Российской Федерации), значение которых, по смыслу правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П, не ограничивается лишь сферой законодательного регулирования, но в полной мере относится и к действиям государства, связанным с заключением и исполнением международных договоров.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено. Соответствующий правовой подход отражен в вопросе 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года.
В настоящем случае правила поведения, касающиеся нарушения режима самоизоляции, нарушение запрета покидать места проживания (пребывания), нарушение которых вменено Тихоновой Н.А., в редакции от 25 марта 2021 года Указа Губернатора Свердловской области №100-УГ на момент рассмотрения жалобы судьей областного суда на постановление о назначении наказания стали носить рекомендательный, а не обязательный характер. Сведений об исполнении административного наказания материалы дела не содержат.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отмене закона, установившего административную ответственность.
При таких обстоятельствах постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 16 марта 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тихоновой Н.А. подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 16 марта 2021 года № 5-170/2021, вынесенное в отношении Тихоновой Надежды Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Ю.А. Филиппова