Дело № 2-222/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «06» апреля 2016 года
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Денисова С.А.,
при секретаре судебного заседания Беспаловой Н.В.,
с участием истца – помощника прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Болкуновой Е.Н.,
представителя ответчика – главы администрации Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Двужилова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоаннинского района Волгоградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение – плотину пруда № 150,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новоаннинского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с иском к администрации Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение – плотину пруда № 150.
В обоснование заявленных исковых требований указывает, что прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой было установлено, что согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.03.2016 года гидротехническое сооружение – плотина пруда № 150, расположенная на территории Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, кадастровый номер <данные изъяты>, протяженностью 85 м., зарегистрировано 30.10.2014 года как бесхозяйный объект недвижимого имущества, не имеющий собственника или собственник которого неизвестен. Администрация Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный объект не обращалась. Статус гидротехнического сооружения как бесхозяйного имущества, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения Деминского сельского поселения, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций в период пропуска паводковых вод в весенний период. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения Деминского сельского поселения, может способствовать совершению террористических актов и возникновению чрезвычайных ситуаций. Считает, что непринятие мер к обеспечению безопасности граждан нарушает права неопределенного круга лиц. Просит суд: признать бездействие администрации Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение – плотину пруда № 150, расположенную на территории Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, кадастровый номер <данные изъяты>, протяженностью 85 м., незаконным; признать право муниципальной собственности администрации Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области на гидротехническое сооружение – плотину пруда № 150, расположенную на территории Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, кадастровый номер <данные изъяты>, протяженностью 85 м.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Болкунова Е.Н. исковые требования поддержала, настаивает на их удовлетворении.
Представитель ответчика - глава администрации Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Двужилов В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Новоаннинского района Волгоградской области признал, не возражает в их удовлетворении.
Третье лицо – представитель Межмуниципального отдела по Новоаннинскому и Киквидзенскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, извещенный о судебном разбирательстве надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в объяснении (л.д. 63-64) просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее по тексту - Закон о безопасности гидротехнических сооружений) к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов в промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственником гидротехнического сооружения может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Под безопасностью гидротехнических сооружений подразумевается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Статьей 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации, в частности, систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследовании гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения и др. Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Положением статьи 49 указанного Закона предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов.
В статье 51 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В соответствии с Уставом Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района волгоградской области к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Деминского сельского поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах Деминского сельского поселения (л.д. 21-62).
По правилам части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В судебном заседании установлено, что объект недвижимого имущества гидротехническое сооружение – плотина пруда № 150, протяженностью 85 м., был принят на кадастровый учет как бесхозяйный 30 октября 2014 года, о чем внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 34-34-12/024/2014-15У. Кадастровый (или условный номер): <данные изъяты>. Адрес: Россия, Волгоградская область, Новоаннинский район, территория Деминского сельского поселения. Указанный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок от 18.03.2016 года (л.д. 10).
После постановки на учёт указанного объекта недвижимости, как бесхозяйного объекта недвижимости, прошло более одного года. Из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.03.2016 года следует, что с момента постановки на учет ответчиком заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, заявления от физических или юридических лиц о государственной регистрации права собственности на данный объект не поступали. Право собственности на указанный объект недвижимости не зарегистрировано (л.д. 9). Также отсутствие заявлений от физических и юридических лиц о государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости, что подтверждается объяснением представителя Межмуниципального отдела по Новоаннинскому и Киквидзенскому района Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (л.д.63-64).
Расположение объекта недвижимого имущества установлено из перечня гидротехнических сооружений, расположенных на территории Деминского сельского поселения (л.д. 17-20).
Согласно сообщения Отдела по мобилизационной работе, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 04.04.2016 г. гидротехническое сооружение инвентарный номер № 150 (пруд Безымянный № 118), расположенный на территории Деминского сельского поселения потенциальную угрозу населению и территории Деминского сельского поселения не представляет (л.д. 16).
Судом установлено, что указанный объект недвижимости расположен на территории Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, собственника не имеет, является бесхозяйным, принят на учёт как бесхозяйное имущество в регистрирующем органе 30.10.2014 года, с момента принятия на учёт в регистрирующем органе прошло более одного года. Однако по истечении одного года после постановки объекта недвижимости на учет как бесхозяйный, ответчик – администрация Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в суд с требованием о признании права муниципальной собственности не обращался.
Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Таким образом, ответчиком допущено бездействие в части непринятия мер по обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на вышеназванный объект недвижимости.
При этом, суд приходит к выводу о том, что указанное бездействие не соответствует положениям Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку непринятие мер по передаче в собственность гидротехнического сооружения влечет за собой нарушение его безопасной эксплуатации, в результате чего могут наступить негативные последствия, создающие повышенную опасность для населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.
Поскольку требования действующего законодательства ответчиком до настоящего времени не исполнены, что не отрицается представителем ответчика администрации Деминского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Двужиловым В.А. в судебном заседании, суд считает исковые требования прокурора Новоаннинского района Волгоградской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░ № 150 - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░ № 150, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ 85 ░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░ № 150, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ 85 ░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ _____________ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░