Дело №2а-89/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2018 года пгт. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Гомза А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филатова В. Н. к Администрации Чалнинского сельского поселения об оспаривании постановления о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
установил:
Филатов В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Чалнинского сельского поселения об оспаривании постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по тем основаниям, что он, являясь участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидом <данные изъяты>, вместе с супругой Филатовой Н.И. проживает в неблагоустроенном жилом помещение, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью 57,4кв.м., находящемся в деревянном одноэтажном доме 1981 года постройки, с печным отоплением. С 17.05.2011г. административный истец состоял в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановка на учет осуществлялась с целью участия в Федеральной целевой программе «Жилище», 21.03.2013г. он был проинформирован о том, что по решению Министерства строительства РК он включен в список участников Программы. 05.06.2013г. Министерство сообщило Администрации об отказе в выдаче Филатову В.Н. жилищного сертификата. Постановлением №88а от 23.09.2016г. Филатов В.Н. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Административный истец, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, указывая на отсутствие у него иной недвижимости, в том числе у супруги, на то, что в квартире, в которой он постоянно проживает, являясь инвалидом, отсутствует водопровод и канализация, полагает, что основания для снятия его с учета отсутствовали. Кроме того, указывает на нарушение требования о направлении решения о снятии с учета в установленный ч.2 ст. 56 ЖК РФ срок, Постановление было им получено 07.12.2017г. Филатов В.Н. считает, указанное Постановление незаконным, нарушающим его права, что препятствует его участию в Федеральной целевой программе «Жилище», просит признать постановление Администрации Чалнинского сельского поселения №88а от 23.09.2016г. о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным. С учетом изложенных в административном исковом заявлении обстоятельств, просит восстановить пропущенный срок для обращения с указанным административным иском.
Определениями Пряжинского районного суда РК от 07.02.2018г., 21.02.2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Филатова Н.И., Филатов А.В.
В судебное заседание административный истец Филатов В.Н. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин не явки суду не сообщил. Представитель административного истца Казаков С.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Чалнинского сельского поселения – Михайлова В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявления не возражала, пояснив, что в случае удовлетворения иска, истец будет восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий.
Заинтересованное лицо Филатов А.В. в судебном заседании полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Филатова Н.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, об уважительности причин не явки суду не сообщила, ходатайств не представлено
Заслушав явившиеся стороны, изучив письменные материалы дела, материалы учетного дела, суд приходит к следующим выводам.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 указанной статьи).
Как следует из материалов дела оспариваемое Филатовым В.Н. постановление Администрации Чалнинского сельского поселения № 88а от 23.09.2016 г. по адресу месту жительства истцу не направлялось, о принятом решении ответчик каким-либо иным способом после его принятия истца в известность не поставил, что не оспаривалось стороной ответчика. По утверждению истца, о принятом постановлении № 88а от 23.09.2016 г. ему стало известно 07.12.2017 г. от супруги.
С административным иском об оспаривании указанного постановления истец обратился в суд в пределах трехмесячного срока. При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать причины пропуска установленного истцом срока для обращения в суд уважительными, в связи с чем считает возможным восстановить его.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. (ч. 2. ст. 52 ЖК РФ).
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет согласно пункту 2 указанных Правил являются: проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ N 1244-1) предусмотрена система социальной защиты и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.
Положениями ст. 13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), 16 (часть 2), 17 (пункт 7), 22 (часть 1) Закона РФ № 1244-1 гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, и подтверждается письменными материалами дела, что Филатов В.Н. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, инвалидом <данные изъяты>.
Установлено, что истец своего жилья не имел и не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.
26.03.2010 г. Филатов В.Н. обратился в жилищную комиссию при Администрации Чалнинского сельского поселения с заявлением о постановке его на учет для улучшения жилищных условий в связи с тем, что он проживает в неблагоустроенной квартире, площадью 37,4 кв.м., без воды, отопления, канализации, является инвалидом <данные изъяты>. Просит предоставить ему благоустроенное жилье или выдать сертификат на приобретение жилья как участнику ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС. К заявлению истцом представлен пакет документов, подтверждающий наличие трех оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании Постановления Администрации Чалнинского сельского поселения № от 17.05.2011г. истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в список нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, поскольку обеспеченность площадью составляла 12,3 кв.м.
Таким образом, истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по основанию обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения №88а от 23.09.2016г. «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», Филатов В.Н. в составе семьи 3 человек был снят с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, поскольку обеспеченность площадью составила 19,1 кв.м.
Вместе с тем, судом установлено несоблюдение ответчиком процедуры оценки нуждаемости истца в улучшении жилищных условий по двум иным основаниям, заявленным истцом при его постановке на учет: как инвалида и участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, проживающего в жилом помещении, непригодном для проживания. В постановлении Администрации Чалнинского сельского поселения №88а от 23.09.2016г. «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» отсутствуют мотивы, выводы по которым жилищная комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для сохранения за Филатовым В.Н. права состоять на учете по иным основаниям.
Между тем, истец при обращении 26.03.2010 г. в жилищную комиссию при Администрации Чалнинского сельского поселения с заявлением о постановке его на учет для улучшения жилищных условий указывал, в том числе на такое основание как непригодность жилого помещения для проживания. Таким образом, в качестве доказательства утраты Филатовым В.Н. оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, Администрацией Чалнинского сельского поселения должны были быть предоставлены доказательства пригодности жилого помещения для проживания.
Как следует из материалов административного дела, непосредственно перед снятием истца с членами семьи с очереди нуждающихся в жилых помещениях техническое обследование жилого дома (помещения), в котором проживает истец, не производилось, акт межведомственной комиссии не составлялся.
Указанное обстоятельство не позволяет признать оспариваемое истцом постановление законным. В связи с этим, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем возложения на Администрацию Чалнинского сельского поселения обязанности отменить постановление № 88а от 23.09.2016 г. в части снятия Филатова В. Н. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации Чалнинского сельского поселения Пряжинского национального муниципального района № 88а от 23.09.2016 г. в части снятия Филатова В. Н. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию Чалнинского сельского поселения отменить постановление № 88а от 23.09.2016 г. в части снятия Филатова В. Н. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 12.03.2018 г.