Судебный акт #1 () по делу № 33а-128/2022 (33а-5135/2021;) от 24.11.2021

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0012-02-2021-000670-23

Судья Рыбаков И.А.                                                 Дело № 33а-128/2022 (33а-5135/2021)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           18 января 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Каминской Ю.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2021 года по делу № 2а-2-344/2021, по которому постановлено:

исковые требования Миронова Сергея Владимировича удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области № 101 от 1 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Миронов С.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области о признании постановления незаконным.

В обоснование административных исковых требований указал, что 5 марта 2021 года на сайте https://torgi.gov.m/index.html опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений № 050321/0124343/01 по лоту № 1 по продаже земельного участка с кадастровым номером *** (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: ***.

Согласно Постановлению администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области от 1 марта 2021 года № 101        МУ КУМИЗО «Новомалыклинский район» Ульяновской области было поручено проведение аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по первоначальной цене в размере кадастровой стоимости земельного участка - 42 644 рубля 00 копеек.

Земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 400 квадратных метров, расположенный по адресу: ***, относится к категории – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – аптеки.

Согласно протоколу от 12 апреля 2021 года № 2 заседания комиссии по проведению открытого аукциона по продаже данного земельного участка, всего участниками было совершено 22 шага. Последним шагом оказалось предложение Миронова С.В. в размере 70 789 рублей 12 копеек. По результатам аукциона комиссия решила заключить договор купли-продажи земельного участка с Мироновым С.В. по вышеуказанной цене.

В соответствии с выпиской из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Новочеремшанское сельское поселение»                       с. Новочеремшанск для данного земельного участка установлена общественно-деловая зона Ц-2, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров населенных пунктов с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения. Основным видом разрешенного использования земельного участка является перечень объектов делового, культурного, обслуживающего назначения, в том числе аптеки.

В соответствии с информационным извещением 050321/01244343/01 о проведении аукциона, размещенному на официальном сайте https://torgi.gov.ru/index.html, в качестве вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, указано «Предпринимательство».

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2010 года № П/0412, на земельных участках с видом разрешенного использования с кодом 4.0 «Предпринимательство» разрешается размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4,1-4.10, а именно: 4.1 - деловое управление; 4.2 - объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы); 4.3 - рынки; 4.4 - магазины;                4.5 - банковская и страховая деятельность; 4.6 - общественное питание;                      4.7 - гостиничное обслуживание; 4.8 - развлечение; 4.8.1 - развлекательные мероприятия; 4.8.2 - проведение азартных игр; 4.8.3 - проведение азартных игр в игорных зонах; 4.9 - служебные гаражи; 4.9.1 - объекты дорожного сервиса;          4.9.1.1 - заправка транспортных средств; 4.9.1.2 - обеспечение дорожного отдыха; 4.9.1.3 - автомобильные мойки; 4.9.1.4 — ремонт автомобилей; 4.10 - выставочно-ярмарочная деятельность.

В соответствии разделом 2 «Общественно-деловые зоны» Правил землепользования и застройки муниципального образования «Новочеремшанское сельское поселение» Ульяновской области, утвержденных решением Совета депутатов от 31 января 2014 года № 8/03, общественно-деловая зона Ц - 2 выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров населенных пунктов с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения.

Основные виды разрешенного использования недвижимости: здания многофункционального использования с квартирами на верхних этажах и размещением на первых этажах объектов делового, культурного, обслуживающего назначения; офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний; гостиницы, гостевые дома; рекламные агентства; отделения банков; танцзалы, дискотеки; бильярдные; видео салоны; залы аттракционов; компьютерные центры, интернет-кафе; учреждения народного образования; клубы, центры общения и досуговых занятий (для встреч, собраний, занятий детей и подростков, молодежи, взрослых) многоцелевого и специализированного назначения; спортивные клубы, спортивные залы и площадки, спортивные комплексы; магазины, торговые комплексы, открытые мини-рынки до 600 кв. м;  выставочные залы;. предприятия общественного питания рестораны, столовые, кафе, закусочные, бары); фирмы по предоставлению услуг сотовой и пейджинговой связи; отделения связи: почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, междугородние переговорные пункты; отделения, участковые пункты милиции; поликлиники, консультативные поликлиники; аптеки; пункты оказания первой медицинской помощи; центры медицинской консультации населения; юридические учреждения: нотариальные и адвокатские конторы, юридические консультации; транспортные агентства по продаже авиа- и железнодорожных билетов и предоставлению прочих сервисных услуг; центры по предоставлению полиграфических услуг (ксерокопии, размножение, ламинирование, брошюровка и пр.) фотосалоны; приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания; пошивочные ателье, мастерские по ремонту обуви, часов, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские, косметические салоны и другие объекты обслуживания.

При этом собственник земельного участка вправе будет изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***.

Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером *** в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство здания, сооружения.

Соответственно, в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий и сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона направо заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ (часть 7 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, продажа земельного участка с кадастровым номером *** (земли населенных         пунктов), расположенного по адресу: *** не относится к вышеназванным исключениям.

Соответственно, предоставление земельного участка с кадастровым номером *** (земли         населенных         пунктов), расположенного по адресу: *** должно осуществляться путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, проведение аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером *** (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: *** нарушает нормы земельного законодательства, что может привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции.

Просил признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области от 1 марта 2021 года № 101.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом нарушены основанные принципы правосудия - полное, всестороннее и объективное рассмотрение дела, поскольку в решении отсутствуют доводы администрации по делу, не дана оценка представленным административным ответчиком доказательствам.

При этом согласно приобщенным администрацией документам, земельный участок формировался для установки нестационарного торгового объекта, и возможность осуществить строительство аптеки либо другого объекта на данном участке отсутствует.

Отмечает, что решением УФАС по Ульяновской области от 5 июля 2021 года №073/01/17-253/2021 действия МУ КУМИЗО администрации                                      МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области, выразившиеся в неверном выборе права представления земельного участка (право собственности вместо права аренды) признаны нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». На основе данного решения УФАС по Ульяновской области в адрес администрации вынесено предписание № 7 от 14 июля 2021 года о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение УФАС по Ульяновской области обжаловано в Арбитражный суд Ульяновской области.

В судебное заседание лица участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 5 марта 2021 года на сайте https://torgi.gov.m/index.html опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона, открытого по продаже земельного участка с кадастровым номером *** (земли населенных пунктов), расположенного по адресу: ***.

Согласно Постановлению администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области от 1 марта 2021 года № 101, оспариваемому административным истцом, МУ КУМИЗО «Новомалыклинский район» Ульяновской области было поручено проведение аукциона по продаже земельного участка, общей площадью 400 квадратных метров, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование аптеки, по первоначальной цене в размере кадастровой стоимости земельного участка - 42 644 рубля 00 копеек.

По результатам проведенного аукциона принято решение о заключении договора купли-продажи земельного участка с Мироновым С.В., как победителем аукциона.

Удовлетворяя административный иск Миронова С.В. и признавая незаконным Постановление администрации от 1 марта 2021 г. № 101, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление земельного участка с кадастровым номером ***      должно осуществляться путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, а потому пришел к выводу, что проведение аукциона по продаже земельного участка нарушает нормы земельного законодательства.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Пунктом 2 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что, на аукцион был выставлен земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 400 квадратных метров, расположенный по адресу: ***, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - аптеки.

Таким образом, указанный земельный участок, являющийся предметом аукциона, не относится к земельным участкам, указанным в п.2 ст.39.3 ЗК РФ, продажа которых осуществляется в установленных законом случаях без проведения торгов, а также к земельным участкам, предназначенным для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставление которых осуществляется по правилам ст.39.18, также отнесенной Земельным кодексом к исключениям из общего правила.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В качестве вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** указано «Предпринимательство». По сведениям ЕГРН, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером *** - «аптеки».

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2010 года № П/0412, на земельных участках с видом разрешенного использования с кодом 4.0 «Предпринимательство» разрешается размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.

Спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ц2 – общественно деловая зона, к видам разрешенного использования земельного участка в соответствии с которой отнесено размещение зданий, офисов, гостиниц, рекламных агентств, отделений банков, спортивных клубов, магазинов и иных объектов капитального строительства, в том числе аптек.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика, данным в ходе рассмотрения дела районным судом, указанный земельный участок с кадастровым номером *** формировался органами местного самоуправления исключительно для размещения на нем нестационарного торгового объекта, с назначением – аптеки, в целях удовлетворения потребностей населения с.***.

Однако, согласно статьям 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Кроме того, представитель администрации в пояснениях ссылался на Правила землепользования и застройки муниципального образования «Новочеремшанское сельское поселение» Ульяновской области, утвержденных решением Совета депутатов от 31 января 2014 года № 8/03, приказ Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 13 декабря 2018 года № 59-од «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Новочеремшанское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области, а также решение Совета депутатов МО «Новомалыклинский район» № 6/9 от 29 января 2010 года «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных образований сельских поселений Новомалыклинского района Ульяновской области» устанавливающие требования к минимальной площади земельного участка для строительства аптеки в данном населенном пункте не менее 2000 кв.м.

Суд первой инстанции обоснованно не принял эти доводы во внимание, поскольку правовой режим использования земельного участка определяется не его площадью, а исходя из отнесения к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В рассматриваемом случае строительство общественно деловых зданий, строений, сооружений относится к основным видам разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***; как указано в ст.7 ЗК РФ, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Следовательно, собственник сможет выбрать в качестве разрешенного использования земельного участка строительство любого из предусмотренных зоной Ц2 видов объектов, требования к площади размещения которого будут соответствовать площади земельного участка.

Нормами статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок продажи земельных участков из государственной и муниципальной собственности на аукционах, не предусмотрена возможность оформления по результатам аукционов договоров купли-продажи участков, подлежащих застройке объектами капитального строительства. Такие земельные участки предоставляются только по результатам аукциона на право заключения договора аренды. Право собственности на такие земельные участки может быть оформлено только после завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, что в рассматриваемом случае органами местного самоуправления был неверно выбран способ проведения аукциона на право продажи земельного участка вместо права аренды. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел дело, дал оценку представленным в дело доказательствам.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права судом, рассмотревшим административное дело, судебная коллегия не установила оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 января 2022 года.

 

 

33а-128/2022 (33а-5135/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Миронов С.В.
Ответчики
Администрация МО Новомалыклинский район Ульяновской области
Другие
МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--uln.sudrf.ru
25.11.2021Передача дела судье
18.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее