66OS0000-01-2019-000652-58 Дело № 3а-214/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 25 мая 2020 года
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Икрянниковой М.О.,
с участием представителя административных истцов – Кузнецовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаевой Натальи Владимировны, Минулиной Елены Владимировны, Пестерева Евгения Игоревича об установлении кадастровых стоимостей земельных участков в размерах их рыночных стоимостей по состоянию на 15 ноября 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
в Свердловский областной суд 06 декабря 2019 года поступило названное административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Административные истцы полагают нарушенными свои права и законные интересы; ссылаются на приложенные отчёты об оценке земельных участков и утверждают, что кадастровые стоимости арендуемых земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, в связи с чем, просят установить кадастровые стоимости равными рыночным.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (административные ответчики), а также заинтересованные лица – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу и территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области возражений против установления кадастровых стоимостей земельных участков равными рыночным не сообщили.
В судебное заседание административные ответчики и заинтересованные лица своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были надлежаще извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся административных ответчиков и заинтересованных лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело с участием представителя административных истцов.
Заслушав представителя административных истцов, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Из положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года № 280-О-О, от 23 октября 2014 года № 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 2418 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 утверждены по состоянию на 15 ноября 2012 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена по состоянию на 15 ноября 2012 года названным приказом в размере 1337529 руб. 30 коп.; результаты очередной государственной оценки до настоящего времени не утверждались.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена по состоянию на 15 ноября 2012 года названным приказом в размере 1346753 руб. 64 коп.; результаты очередной государственной оценки до настоящего времени не утверждались.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № утверждена по состоянию на 15 ноября 2012 года названным приказом в размере 1332714 руб. 70 коп.; результаты очередной государственной оценки до настоящего времени не утверждались.
Названные земельные участки принадлежат на праве собственности Российской Федерации; предоставлены в аренду административным истцам, о чём в ЕГРН внесены и содержатся соответствующие записи. Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в аренду Пестереву Евгению Игоревичу. Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в аренду Минулиной Елене Владимировне. Земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в аренду Николаевой Наталье Владимировне.
Полагая, что такие кадастровые стоимости земельных участков не соответствуют их рыночным стоимостям, административные истцы ссылаются в обоснование своих требований на отчёты об определении рыночных стоимостей, в которых указано, что вероятные рыночные стоимости земельных участков, по мнению оценщика, по состоянию на дату оценки, составляли:
– с кадастровым номером № – 377700 руб.;
– с кадастровым номером № – 380300 руб.;
– с кадастровым номером № – 441900 руб.
Материалы дела не содержат, и в распоряжении суда не имеется никаких сведений о том, что в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области поступали заявления о пересмотре результатов определения кадастровых стоимостей данных земельных участков.
При подготовке к судебному заседанию от административных истцов поступило ходатайство о назначении по делу экспертизы для достоверного определения рыночных стоимостей; предложена кандидатура эксперта.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Определением суда от 03 апреля 2020 года по рассматриваемому делу с целью установления действительных рыночных стоимостей была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночных стоимостей.
По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы административного дела 13 мая 2020 года поступило заключение эксперта.
В соответствии с полученным заключением эксперта по состоянию на 15 ноября 2012 года рыночные стоимости рассматриваемых земельных участков составляли:
– с кадастровым номером № – 423690 руб.;
– с кадастровым номером № – 426610 руб.;
– с кадастровым номером № – 495770 руб.
У суда отсутствуют достаточные основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Итоговое суждение о рыночных стоимостях оцениваемых земельных участков не является произвольным, а содержит результаты исследования сегмента рынка, анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки. При этом, определение рыночных стоимостей с использованием сравнительного подхода является мотивированным и корректным; с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов-аналогов; и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Полученное заключение мотивировано, выводы ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, не содержит очевидных противоречий, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Принимая во внимание, что иных доказательств, которые опровергли бы эти рыночные стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд соглашается с результатами, изложенными в экспертном заключении.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлены и нашли своё подтверждение рыночные стоимости земельных участков; именно в таких размерах, которые установлены проведённой экспертизой, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровые стоимости.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Николаевой Натальи Владимировны, Минулиной Елены Владимировны, Пестерева Евгения Игоревича об установлении кадастровых стоимостей земельных участков в размерах их рыночных стоимостей по состоянию на 15 ноября 2012 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 423690 руб.;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 426610 руб.;
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 495770 руб.;
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровых стоимостей земельных участков, которые применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 06 декабря 2019 года.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 28 мая 2020 года.
Судья |
М.В. Старков |