Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 27 декабря 2018 года
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ермаковой О.А.,
с участием административного истца - Назарова Н.А.,
представителя административного ответчика - Департамента градостроительства г.о. Самара Мулловой А.А.,
при секретаре Самойленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2690/2018 по административному исковому заявлению Назарова Николая Александровича к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Назаров Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара, в котором просил признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> № «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения в законную силупринять решениепо его заявлению о предоставлении муниципальной услуги. Заявленные требования мотивировал тем, что он является собственником земельных участков с кадастровым номером № общей площадью 500,00 кв.м. и с кадастровым номером №, общей площадью 200,00 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Указанные земельные участки были объединены в единый земельный участок с присвоением кадастрового номера: №. 14.08.2018 года административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в порядке ч.3 п. 1.1.2 административного регламента «Предоставления муниципальной услуги «заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата> №. Однако, в предоставлении указанной муниципальной услуги Департаментом градостроительства г.о. Самары было отказано, вынесено Распоряжение от <дата> № № «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», согласно которого основанием для принятия такого решения явилось то, что согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории г.о. Самара, Схеме № 1 Основной чертеж, Проектного решения генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от <дата> №, перераспределяемый земельный участок площадью 243,00 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположен в границах существующей городской озелененной территории общего пользования и, следовательно, перераспределение приведет к нарушению требований ст. 11.9 ЗК РФ.Указанное распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> № административный истец считает незаконным и необоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок к территории рекреационного назначения не относится, так как не составляет зеленый фонд городского округа, на участке полностью отсутствуют какие-либо насаждения, земельный участок площадью 243,00 кв.м.всегда являлся пустырем. С 2011 года, административный истец ухаживает за испрашиваемым земельным участком, прилегающим к участку, находящемуся в его собственности, посадил вишни, в летний период выращивает цветы. Из проекта схемы расположения земельного участка, фотоснимков, а также из общедоступной кадастровой карты территории по адресу: <адрес> следует, что испрашиваемый земельный участок не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон, не занят городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, зоной особо охраняемых территорий не является. Кроме того, ранее административный истец неоднократно пытался оформить в собственность земельный участок площадью 243,00 кв.м, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером №, находящемуся в его собственности, для чего в 2011 году обращался в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, используемого под приусадебный участок, в 2015 году обращался в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако на все попытки оформить земельный участок в установленном законом порядке получал отказы по различным основаниям.Таким образом, считает, что отказ в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах существующей городской озелененной территории общего пользования не правомерен и нарушает его право на получение соответствующей муниципальной услуги.
В судебном заседании административный истец Назаров Н.А., заявленные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика -Департамента градостроительства г.о. Самара Муллова А.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных Назаровым Н.А. требований, ссылаясь на то, что основанием для принятия Департаментом градостроительства г.о. Самара Распоряжения от <дата> № «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» явилось то, что согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, схемы №1 Основной чертеж, Проектного решения Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539, перераспределяемый земельный участок площадью 243,00 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположен в границах существующей городской озелененной территории общего пользования и наличие установленного запрета на приватизацию земель общего пользования не позволяет осуществить уполномоченному органу его продажу, поскольку данный запрет направлен в первую очередь на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения. Территории населенных пунктов, занятые зелеными насаждениями, относятся к территории общего пользования, поскольку их существование значимо для сохранения безопасной для человека окружающей среды, то есть служит интересам неограниченного круга лиц. Следовательно, земли, занятые зелеными насаждениями, в границах населенных пунктов в силу прямого указания федерального закона отнесены к территориям зеленого фонда городских и сельских поселений, на использование которых для целей, не соотносящихся с осуществлением такими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, установлен запрет. Таким образом, образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, привело бы к нарушению требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, следовательно у Департамента градостроительства г.о. Самара имелись законные основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктом 11 пункта 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и проверив материалы дела, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, полагает, что требования Назарова Н.А. подлежат удовлетворению последующим основаниям.
В силу п.2 ч.1 ст. 20 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 90 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Назаров Н.А. является собственником земельных участковс кадастровым номером: №, общей площадью 500,00 кв.м. и с кадастровым номером: №, общей площадью 200,00 кв.м., расположенных по адресу:<адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии 63-АВ № и серии 63-АВ №, выданными <дата> Управлением Росреестра по Самарской области. Основанием возникновения права собственности на земельный участок площадью 500,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> является свидетельство на право собственности на землю серии РФ-ХХХ САМ 01-03-00 № от <дата>, регистрационная запись №. Основанием возникновения права собственности на земельный участок площадью 200,00 кв.м., расположенного по указанному адресу является свидетельство о праве собственности на землю № от <дата>.
Как следует из материалов дела, указанные земельные участки объединены в один участок площадью 700,00 кв.м., имеют единое ограждение, <дата> объединенный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера: №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>.
Как следует из материалов дела, 14.08.2018 года Назаров Н.А. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в порядке ч.3 п. 1.1.2 административного регламента «Предоставления муниципальной услуги «заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара от 13.04.2017 года № 268.
Однако, в предоставлении указанной муниципальной услуги Департаментом градостроительства г.о. Самары было отказано путем принятия Распоряжения <дата> № «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков». Основанием для принятия такого решения явилось то, что согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории г.о. Самара, Схемы № 1 Основного чертежа, Проектного решения генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 года № 539, перераспределяемый земельный участок площадью 243,00 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположен в границах существующей городской озелененной территории общего пользования, и, следовательно, перераспределение приведет к нарушению требований ст. 11.9 ЗК РФ.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями, в том числе, по:
-приему заявлений граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, о предоставлении земельного участка без проведения торгов, о проведении аукциона по продаже земельного участка или на право заключения договора аренды земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о заключении соглашений об установлении сервитута на земельный участок, о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков, заявлений о перераспределении земельных участков и иных заявлений, связанных с распоряжением земельными участками;
-принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ;
- по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Следовательно, ответчик Департамент градостроительства г.о. Самара был компетентен рассмотреть заявление истца о перераспределении земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка в следующих случаях:
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок обращения с заявлением о перераспределении таких земельных участков, перечень прилагаемых к заявлению документов, порядок и сроки рассмотрения указанного заявления, а также порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 12.10.2018 года № РД-1621 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» также мотивировано ссылкой на п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу положений статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Соответственно действующее законодательство устанавливает запрет на приватизацию земельных участков, расположенных на территории общего пользования. Кроме того, следует отметить, что в пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень предусматривающий запрет приватизации земельных участков общего пользования.
Аналогичная норма содержится в абзаце четвертом пункта 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому отчуждению в соответствии с указанным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образованные) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Согласно анализу правовых норм, границы территорий общего пользования могут быть подтверждены только путем указания красных линий в генеральном плане муниципального образования либо в градостроительной документации, разработанной на основе генерального плана муниципального образования – правилах землепользования и застройки, проектах планировки и (или) проектах межевания территории.
В судебном заседании достоверно установлено, что Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. № 539, не содержит положений, утверждающих красные линии на перераспределяемом земельном участке.
Действующие Правила землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. № 61, также не содержат сведений, утверждающих места общего пользования и красные линии на спорном земельном участке. Из служебной записки Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> № следует, что испрашиваемый земельный участок не принадлежит к территории общего пользования, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), ограничений в использовании не имеет.
Проект планировки и проект межевания территории на территорию, где расположен спорный земельный участок, не разрабатывались, разрешение на подготовку документации по планировке территории и проекта межевания территории не выдавалось, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заедании.
Следовательно, документы, подтверждающие размещение спорного земельного участка в границах территории общего пользования, отсутствуют.
По своему фактическому использованию испрашиваемый земельный участок к перечню земельных участков указанных в п.12 ст. 85 ЗК РФ также не относится, поскольку не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами.
Таким образом, административным ответчиком не представлено суду допустимых доказательств, подтверждающих тот факт, что испрашиваемый земельный участокплощадью 243,0 кв.м. находится в составе территории общего пользования.
Основанием для принятия Департаментом градостроительства г.о. Самара решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков явилось и то, что перераспределяемый земельный участок площадью 243,0 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположен в границах существующей городской озелененной территории.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Правила благоустройства территории городского округа Самара, утвержденные постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 г. № 404 определяют, что зеленый фонд городского округа составляет совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах городского округа.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Пунктом 10 главы 27 Правил установлен запрет уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны.
Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с Приказом Госстроя России от 15.12.1999 года № 153, которым утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ.
Согласно п.1.1.1 данных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Таким образом, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Однако, в материалах дела отсутствуют данные о том, что на испрашиваемом земельном участке имеются какие-либо зеленные насаждения отнесенные в установленном законом порядке к зеленому фонду г.о. Самара.
Напротив, в судебном заседании установлено, что перераспределяемый земельный участок никогда не был засажен зелеными насаждениями, деревьями, кустарниками,а использовался гражданами для свалки мусора, что подтверждается фотографиями, имеющимися в материалах дела.
В состав зон рекреационного использования могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территории, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, а также зоны особо охраняемых территорий.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что испрашиваемый земельный участок и прилегающие к нему участки, в том числе находящиеся в собственности граждан, расположены на территории, относящейся к ЖСК «Дружба» выделенной в 1992 году Администрацией г. Самары для индивидуального жилищного строительства, и фактическииспользуются в качестве жилой зоны.
Согласно сведениям из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от <дата> № и от <дата> №, испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда не относится, находится вне береговой полосы, вневодоохраной зоны водных объектов. В границах данного земельного участка отсутствуют участки недр местного значения, содержащие подземные воды, право использования, которыми предоставлено министерством, а также земельный участок расположен вне зон санитарной охраны водозаборов.
Данные обстоятельства также подтверждаются служебной запиской Департамента градостроительства г.о. Самары от <дата>, согласно которой испрашиваемый земельный участок в соответствии со сведениями ЕГРН от <дата> № не расположен в границах лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 г. № 462 и не расположен в границах противопожарной защиты зоны лесов.
В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствуют сведения об изъятии и резервировании земельных участков для государственных имуниципальныхнужд в отношении испрашиваемого земельного участка.Также установлено, что в границах спорного участка отсутствуютзоны с особыми условиями использования.
Таким образом, доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достаточности, подтверждающих, что спорный земельный участок находится на существующей озелененной территории,а также, что на указанном земельном участке находятся зеленные насаждения, учтенные в установленном законом порядке, суду не представлено.
Из пояснений административного ответчика следует, что в городском округе Самара вообще отсутствуют нормативно-правовые акты, по которым зеленые насаждения относились бы к зеленому фонду, также отсутствует Реестр озелененных территории городского округа.
В соответствии с ч.12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.
Расположение участка в функциональной зоне «существующей городской озелененной территории» согласно Генерального плана г.о. Самара само по себе не является основанием для отказа в перераспределении спорного участка, поскольку допустимость использования земельного участка в соответствии с его назначением определяется градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки, в соответствии с которыми участок расположен непосредственно в зоне Ж-1, при этом как установлено в судебном заседаниитерритории общего пользования в составе проекта планировки вышеуказанного жилого района не утверждены.
Ограничительные меры должны быть соразмерными преследуемой цели, то есть отвечать настоятельной общественной потребности и не превышать грань необходимого для достижения этой цели, должна существовать разумная пропорциональность между используемыми средствами и целью, которую государство стремиться реализовать посредством любой меры.
Исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что справедливый баланс между общественными интересами и правами частного лица,в данном случае,достигнут не был.
При таких обстоятельствах, распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от <дата> № «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» является незаконным, нарушающим права административного истца.
Поскольку, в данном случае оспариваемое Распоряжение признано незаконным, то одним из способов защиты нарушенного права Назарова Н.А. будет являться обязание административного ответчика повторно рассмотреть его заявление о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, с учетом тех обстоятельств, которые были установлены судом, и в установленные законом сроки дать ему ответ, а не способом обязания Департамента градостроительства г.о. Самара принять решение о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в собственности административного ответчика, так как в данном случае суд фактически предрешит существо решения, которое должно быть принято исполнительным органом власти, соответственно, в данной части требования не могут быть удовлетворены.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от <дата> № «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков»- незаконным.
Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения,повторно рассмотреть заявление Назарова Николая Александровича от <дата> о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в частной собственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, то есть с 09.01.2019 года.
Судья О.А. Ермакова