Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2016 года г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Долгополовой С.А.,
с участием представителя административного истца Свиридова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Николаевского сельсовета Зейского района к Отделу судебных приставов по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носковой ФИО6, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
<Дата обезличена> Зейским районным судом Амурской области принято решение по гражданскому делу по иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Николаевского сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которым требования прокурора Зейского района были удовлетворены, на администрацию Николаевского сельсовета Зейского района Амурской области возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности - обеспечить противопожарное расстояние от границ застройки села Березовка Зейского района Амурской области до лесных насаждений не менее 30 метров, также постановлено обратить указанное решение к немедленному исполнению.
<Дата обезличена> на основании исполнительного листа, выданного на основании указанного решения суда, ОСП по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление, которым должнику был установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - в течение суток с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
<Дата обезличена> заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области вынес постановление о взыскании с администрации Николаевского сельсовета Зейского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрация Николаевского сельсовета Зейского района Амурской области обратилась в суд с вышеназванным административным иском и просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области от <Дата обезличена>, в обоснование требований указав, что во исполнение решения Зейского районного суда от <Дата обезличена> между администрацией Николаевского сельсовета Зейского района и индивидуальным предпринимателем Тереховым ФИО7 был заключен договор возмездного оказания услуг по проведению выпилки леса с целью обеспечения противопожарного расстояния от границ застройки с. Березовка Зейского района до лесных насаждений - не менее 30 метров. Согласно раздела 4 договора срок его действия установлен с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Таким образом, администрация Николаевского сельсовета Зейского района не уклоняется от исполнения решения Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена>.
В судебном заседании представитель административного истца Свиридов В.Н. на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в административном иске. Также пояснил, что во исполнение постановленного судебного решения необходимо было провести большой объем работ, выполнение которых в течение суток физически невозможно. Кроме того, для выполнения необходимых работ необходимо было заключение соответствующего договора, в связи с чем административный истец обратился в ГАУ АО «Зейский лесхоз», однако после подсчета необходимых затрат, объема работ, указанное учреждение отклонило вопрос о заключении договора, после чего договор на проведение необходимых работ был заключен с ИП Тереховым, который специализируется на заготовке леса для населения. Работы по данному договору проводились в течение недели ввиду их большого объема, поскольку кроме очистки территории от лесных насаждений необходимо было также вывезти лес, убрать территорию от крон деревьев, ветвей. В настоящее время решение суда исполнено.
Представитель административного ответчика ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области, административный ответчик - заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава, исполняющая обязанности старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области Носкова О.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, вопрос о разрешении требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.
Заслушав представителя административного истца, изучив и оценив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствие со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:
1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
7. Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г №13-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведённых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение установленного срока, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что <Дата обезличена> Зейским районным судом принято решение по иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Николаевского сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которым требования прокурора Зейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворены, на администрацию Николаевского сельсовета Зейского района Амурской области возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности - обеспечить противопожарное расстояние от границ застройки села Березовка Зейского района Амурской области до лесных насаждений не менее 30 метров, указанное решение суда обращено к немедленному исполнению.
<Дата обезличена> на основании исполнительного листа, выданного на основании вышеназванного решения суда, ОСП по Зейскому району возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление, которым должнику был установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - в течение суток с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Указанное постановление получено представителем должника <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области вынес постановление о взыскании с администрации Николаевского сельсовета Зейского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершённого деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, с учётом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счёте, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В подтверждение заявленных требований административным истцом представлены следующие доказательства: договор о возмездном оказании работ (услуг) по проведению выпилки леса с целью обеспечения противопожарного расстояния от границ застройки с. Березовка до лесных насаждений – не менее 30 метров от <Дата обезличена>, акт приемки выполненных работ от <Дата обезличена>.
Исполнительский сбор согласно пункту 1 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в установленный срок.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Причем взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин, при наличии таковых должник не может быть привлечен к публично-правовой ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Федеральным законом "Об исполнительном производстве" должнику предоставлено право на обращение в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, а суд наделен полномочием с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Суд учитывает, что срок установленный постановлением ОСП по Зейскому району о возбуждении исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП от <Дата обезличена> - сутки с момента получения должником копии постановления явно не достаточен для исполнения решения суда, несмотря на то, что указанное решение было обращено к немедленному исполнению, поскольку исполнение решения суда администрацией муниципального образования исходя из существа возложенной на должника обязанности в данном случае возможно только путем выполнения комплекса работ в рамках соответствующего договора, либо муниципального контракта, что также требует временных затрат как на заключение таковых, так и на выполнение непосредственно подрядных работ.
Материалами дела подтверждается, что администрацией Николаевского сельсовета Зейского района Амурской области приняты меры по исполнению решения суда от <Дата обезличена>, а именно заключен договор с ИП Тереховым Г.И. на выполнение работ по проведению выпилки леса с целью обеспечения противопожарного расстояния от границ застройки с. Березовка до лесных насаждений от <Дата обезличена> со сроком его исполнения с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Согласно акту приемки выполненных работ от <Дата обезличена> работы по договору от <Дата обезличена> сданы ИП Тереховым Г.И. администрации Николаевского сельсовета Зейского района Амурской области.
Анализируя представленные доказательства, суд считает, что у администрации Николаевского сельсовета Зейского района отсутствовала объективная возможность исполнить решение Зейского районного суда от <Дата обезличена> в течение 1 суток со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, исполнение указанного судебного решения должником требовало определенных временных затрат, иное привело бы к нарушению требований закона и нецелевому использованию бюджетных средств.
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования администрации Николаевского сельсовета Зейского района Амурской области удовлетворить.
Освободить администрацию Николаевского сельсовета Зейского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП, возбужденному <Дата обезличена> заместителем начальника ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области на основании исполнительного листа серии ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Зейским районным судом Амурской области.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Клаус
Мотивированное решение составлено 28 ноября 2016 года.
Судья Н.В. Клаус