Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-45/2013 (2-4681/2012;) ~ М-4785/2012 от 19.09.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2013 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Лещенко Л.А.

при секретаре Лазареве Р.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-45/13 по заявлению Плятнер О.Д. об оспаривании законности действий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, Департамента управления имуществом г.о Самары, Министерства имущественных отношений Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Плятнер О.Д. обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары к Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту управления имущества городского округа Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара с требованиями о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, изложенный в письме от дата №...-с, о признании незаконным заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара от дата №... о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, о признании незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары выразившиеся в сообщении о нахождении земельного участка, расположенного по адресу: адрес площадью *** кв.м., в границах красных линий и относящегося к территории общего пользования, а так же требованиями об обязании устранить выявленные нарушения.

Заявительница указала, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата серии №....

Указанный жилой дом расположен на земельном участке по адресу: адрес площадью *** кв.м.

дата заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеназванного земельного участка.

Письмом от дата №...-с Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Основанием для отказа послужило то, что согласно ответа Департамента управления имуществом г.о. Самара от дата №... часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий и относится к территории общего пользования, в связи с чем, утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане (карте) территории не представляется возможным.

Ответ Департамента управления имуществом г.о. Самара выдан на основании ответа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от датаадрес-0-13 о нахождении части земельного участка в границах красных линий и принадлежности участка к территории общего пользования.

Плятнер О.Д. считает отказ Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженный в письме от дата №...-с, в предоставлении в собственность за плату земельного участка, не соответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает ее права и свободы.

Впоследствии Плятнер О.Д. уточнила заявленные ею требования, просила суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Плятнер О.Д. в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., изложенный в письме от дата №...-с, как несоответствующий пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области направить в Департамент управления имуществом г.о. Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, с координатами:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

в течение 14 рабочих дней с даты вынесения судом решения по делу;

признать незаконным заключение Департамента управления имуществом г.о. Самара от дата №... о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в месячный срок с момента поступления обращения Министерства имущественных отношений Самарской области утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., на кадастровом плане (карте) территории, с координатами:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

и направить утвержденную схему расположения земельного участка по адресу Заявителя;

признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары выразившиеся в сообщении о нахождении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., с координатами:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

в границах красных линий и относящегося к территории общего пользования. Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары в месячный срок с момента поступления обращения Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не находится в границах красных линий и не относится к территории общего пользования.

В судебном заседании представитель заявителя Челнаков С.С., действующий на основании доверенности, поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям, доводы заинтересованных лиц, просил отклонить по основаниям изложенным в возражениях.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении требований, заявленных к Министерству имущественных отношений Самарской области.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом городского округа Самара Симкина А.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных Плятнер О.Д. требований.

Представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара Хайруллова Л.А., действующая на основании доверенности, против заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву. Просила отказать в удовлетворении требований Плятнер О.Д.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и приходит к следующему.

Судом установлено, что Плятнер О.Д. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата серии №.... Указанный жилой дом расположен на земельном участке по адресу: адрес площадью *** кв.м.

Согласно Проекту установления границ на земельный участок по адресу: адрес изготовленному Муниципальным предприятием города Самара "Городской земельный центр" от 29.10.2009 г. Общая площадь земельного участка – *** кв.м., площадь земельного участка под домом (площадь застройки) *** кв.м., площадь земельного участка за красными линиями *** кв.м.

Согласно заключению ООО "Волгостромпроект" от 17.01.2013 г. №17/01-13 об определении местоположения границ земельного участка и его площади, местоположение границ земельного участка по адресу: адрес, определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а именно п. 7 ст. 36 ЗК РФ, с учетом фактического землепользования, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ и составляет - *** площадь за красными линиями, *** площадь за красными линиями без учета площади застройки. Площадь земельного участка по адресу: адрес, определена в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, а именно - Свода Правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП дата-89*) приложение Д «Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков» и составляет *** площадь за красными линиями, *** площадь за красными линиями без учета площади застройки, что соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства.

Заявитель 16.08.2010 г. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеназванного земельного участка. Письмом от 06.06.2012 г. № 12-1/2196/10-с Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность за плату. Основанием для отказа послужило то, что согласно ответа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 15.12.2011 г. № 15-07-10/64106 часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах красных линий и относится к территории общего пользования, в связи с чем, утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане (карте) территории не представляется возможным. Ответ Департамента управления имуществом г.о. Самара выдан на основании ответа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 30.11.2011 г. № Д05-01-01/9302-0-13 о нахождении части земельного участка в границах красных линий и принадлежности участка к территории общего пользования.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

На основании пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, а также объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 настоящего Кодекса.

Исходя из положений пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 2.4. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка Министерство имущественных отношений Самарской области в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара не позднее месячного срока с момента поступления обращения министерства об утверждении схемы расположения земельного участка направляет утвержденную схему расположения земельного участка в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка в случае необходимости определения рыночной стоимости земельного участка для последующего предоставления земельного участка министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.

После осуществления государственного кадастрового учета земельного участка заявитель подает в министерство уточненное заявление, в котором указывает кадастровый номер земельного участка.

В течение двух рабочих дней с момента подачи уточненного заявления министерство в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает кадастровый паспорт земельного участка. При этом заявитель вправе представить кадастровый паспорт земельного участка самостоятельно.

В двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка министерство принимает решение о предоставлении земельного участка.

Суд доводы Заинтересованных лиц о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, изложенные в отзывах и дополнениях к отзыву, отклоняет ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования являются:

схемы территориального планирования муниципальных районов;

генеральные планы поселений;

генеральные планы городских округов.

Согласно пункту 3 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа) генеральный план содержит:

1)    положение о территориальном планировании;

карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4)    карту функциональных зон поселения или городского округа.

Из содержания ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что Градостроительный план не содержит информации об установлении красных линии.

Кроме того, на картах (схемах), содержащиеся в Генеральном плане городского округа Самара, утвержденные решением Думы городского округа Самара от 20.03.2009 №539 (далее -Генеральный план) и официально опубликованные в издании "Самарская газета" от 03.04.2008 "Основной чертеж. Проектное решение" и "Схема современного использования территории городского округа" не установлены "Красные линии".

Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация о красных линиях содержится в "Проекте планировки территории", который состоит из основной части и включает в себя: - чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а)    красные линии;

б)    линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

в)    границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

г)    границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; (п.п. 1 п. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации)

Согласно пункту 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Указанное выше решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

После опубликования решения о подготовке документации по планировке территории Проекты планировки территорий подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. После проведения публичных слушаний и получении заключения о результатах публичных слушаний Глава администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Таким образом, ссылка Заинтересованных лиц на официальное опубликование Генерального плана, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2009 №539 (далее -Генеральный план) в издании "Самарская газета" от 03.04.2008 "Основной чертеж. Проектное решение" и "Схема современного использования территории городского округа" необоснованна и не относится к документации, устанавливающей "красные линии".

Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, говоря о законности установления красных линий, ссылается на Инструкцию о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятую Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30.

Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.5 указанной Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта; разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000. Красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000 после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа.

Заинтересованное лицо не предоставило проект, включающий план красных линий, и утвержденный разбивочный чертеж, на которых отражены красные линии, в границах которых, по указанию заинтересованного лица, находится часть испрашиваемого заявителями земельного участка.

Исходя из вышеизложенного, доводы об установлении красных линий не подтверждаются, имеющимися в материалах дела доказательствами и противоречит нормам материального права, а именно ст. 25, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении данного дела по существу, суду не предоставлено документальное подтверждение нахождения части спорного земельного участка в красных линиях, материальные носители, а именно планшет №2982 не содержит сведений о наличии красных линий, выкопировка с топографического материала Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не содержит точных координат нанесенных красных линий. Утвержденный проект планировки территорий, план красных линий, и утвержденный разбивочный чертеж, в границах, которых находится испрашиваемый земельный участок, в материалы дела не представлены, более того представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, в судебном заседании пояснил, что данные документы отсутствуют. Так же представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не мог предоставить сведения о точной площади наложения, испрашиваемого земельного участка, за границы красных линий.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу что, Заявителю Департаментом строительства и архитектуры созданы препятствия к осуществлению ее прав и свобод путем сообщения неподтвержденных сведений о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, изложенные в письме от 30.11.2011 г. №Д05-01-01/9302-0-13. Действия Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары, а именно указание на то, что "часть земельного участка находится в границах красных линий и относится к территории общего пользования" - противоречит фактическим обстоятельствам дела и незаконно, так же данное действие создало препятствия к осуществлению права на выкуп испрашиваемого земельного участка Плятнер О.Д., на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, что повлекло выдачу заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории со стороны Департамента управления имуществом г.о. Самара, а так же повлекло принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка со стороны Министерства имущественных отношений Самарской области.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нахождении испрашиваемого земельного в пределах красных линий и отнесении земельного участка к территориям общего пользования, ни Министерством имущественных отношений Самарской области, ни Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что право истца на предоставление земельного участка за плату не может быть ограничено на основании незаконных выводов Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, не может являться законным и обоснованным. Следовательно, указанный отказ так же не соответствует выше названным правовым нормам, нарушает права и интересы заявителя.

Таким образом, суд считает возможным удовлетворить заявление Плятнер О.Д.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 246 - 258 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Заявленные Плятнер О.Д. требования - удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары выразившиеся в предоставлении Департаменту управления имуществом г.о.Самары информации о нахождении земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес границах красных линий, относящегося к территории общего пользования и обязать с момента поступления обращения Департамента управления имуществом г.о.Самары предоставить надлежащую информацию.

Признать незаконным заключение Департамента управления имуществом г.о.Самары от 15.12.2011г. № 15-076-10/64106 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка находящегося в границах красных линий площадью *** кв.м. по адресу: гадрес и принять надлежащее решение с момента поступления обращения Министерства имущественных отношений Самарской области.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 06.06.2012г. №12-1/2196/10-с в предоставлении Плятнер О.Д. земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес, обязать принять к рассмотрению заявление в течение 14 рабочих дней с даты вынесения судебного решения и принять решение по указанному заявлению.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца, со дня изготовления мотивированной части решения суда, с 28.01. 2013года.

Судья:    подпись     Лещенко Л.А.

2-45/2013 (2-4681/2012;) ~ М-4785/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плятнер О.Д.
Другие
Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара
Министерство имущественных отношений Самарской области
Департамент управления имуществом г.о. Самары
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Лещенко Л. А.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
19.09.2012Передача материалов судье
19.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.09.2012Предварительное судебное заседание
16.10.2012Судебное заседание
25.10.2012Судебное заседание
08.11.2012Судебное заседание
21.11.2012Судебное заседание
11.12.2012Судебное заседание
09.01.2013Судебное заседание
23.01.2013Судебное заседание
21.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее