Дело № 2-492/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2017 года пгт. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи – Кулагиной И.В.,
при секретаре - Наймушиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации Серышевского района, Администрации пгт. Серышево о возложении обязанности по внесению в сводный план мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов; возложении обязанности по финансированию мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов; возложении обязанности по выполнению ремонтных работ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Серышевского района Амурской области обратился с иском в суд к Администрации Серышевского района и Администрации пгт. Серышево, и уточнив заявленные требования, в их обоснование указал, что Прокуратурой Серышевского района по обращению ФИО2, а также в целях обеспечения безопасного прохождения отопительного периода 2017-2018 годов, а также своевременной и качественной подготовки систем жизнеобеспечения объектов соцкультбыта, жилищного фонда и производственного назначения к функционированию в отопительный сезон 2017-2018 года, предупреждения возникновения аварийных ситуаций в течение отопительного сезона на объектах жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения, допущенные администрацией пгт Серышево. При проведении проверки установлено, что в собственности муниципального образования пгт Серышево Серышевского района Амурской области находится здание котельной №, инвентарный №, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией пгт Серышево на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ имущество, находящееся в муниципальной собственности и предназначенное для обеспечения теплоснабжения жилого фонда, передано в аренду МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» сроком на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанное имущество передано МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго». ДД.ММ.ГГГГ администрацией пгт Серышево и МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» заключено дополнительное соглашение к договору № аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному соглашению срок действия договора аренды установлен на период с ДД.ММ.ГГГГ до окончания конкурса на право заключения концессионного соглашения на передачу муниципального имущества, предназначенного для оказания коммунальных услуг. В настоящее время срок действия договора аренды не истек. Таким образом, МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» является ресурсоснабжающей организацией для потребителей коммунальных услуг пгт Серышево Серышевского района, в том числе социально-значимых объектов, а также ответственной организацией за подготовку котельной пгт Серышево к эксплуатации в отопительный период. На основании обращения и.о. начальника Серышевского участка ЖКХ МУП «Жилкомжнерго» ФИО2 в администрацию пгт Серышево в феврале 2017 года о совместном обследовании состояния кровли крыши на котельной № пгт Серышево ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: и.о. начальника Серышевского участка МУП «Жилкомэнерго» ФИО2, земестителя начальника ФИО4, специалиста администрации пгт Серышево ФИО3 проведен осмотр крыши здания котельной № пгт Серышево Серышевского района. В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено, что мягкая кровля крыши имеет многочисленные разрывы, которые невозможно исправить текущим ремонтом; рубероид сорван, стяжка разрушена; несущая колонна дала трещину; возможно обрушение плит перекрытия. Комиссия пришла к выводу о том, что необходимо произвести капитальный ремонт крыши котельной № пгт Серышево Серышевского района. ДД.ММ.ГГГГ в составе комиссии: и.о. начальника Серышевского участка МУП «Жилкомжнерго» ФИО2, специалист администрации пгт Серышево ФИО3, заместитель начальника МУП «Жилкомэнерго» ФИО4, начальник ПТО МУП Жилкомэнерго» ФИО5 провели оценку технического состояния инженерного оборудования здания и сооружения по установлению величины физического и морального износа, а также системы вентиляции и кондиционирования. Согласно проведенной оценки установлено, что физический износ мягкой кровли, повреждение примыкания кровли к зданию, повреждение изоляционных стыков между кровельным покрытием составляет 100 %, необходим капитальный ремонт; физический износ стен и фасада 80 %: разрушена герметизация стыков, сколы, трещины, выпадение кирпичей, отсутствие примыканий входных козырьков к зданию, отсутствие водостоков, евандов, выпадение кирпичей, необходим капитальный ремонт. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Серышевского района в составе комиссии: ведущий специалист отдела архитектуры и строительства администрации Серышевского района ФИО6, ведущий специалист администрации пгт Серышево ФИО3, старший мастер МУП «Жилкомэнерго» ФИО2, слесарь АВБ МУП «Жилкомэнерго» ФИО11., начальник Серышевского участка МУП «Жилкомэнерго» ФИО12. проведен осмотр крыши котельной № пгт Серышево. При проведении осмотра установлено, что мягкая кровля крыши имеет многочисленные разрывы, трещины в стяжке, рубероид сгнил, местами сорван; несущая колонна дала трещину, которая составляет примерно 50-60 мм; мягкая рулонная кровля протекает, в результате замокают плиты перекрытия, балки, несущие стены. Таким образом, проведенным обследованием установлена необходимость в проведении ремонтно-восстановительных работ на котельной №. Пунктом 11.2 приказа Минэнерго от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы. Между тем, при подготовке сводного плана мероприятий по подготовке объектов ЖКХ Серышевского района к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов главой администрации пгт Серышево не приняты меры по направлению предложений о внесении изменений в сводный план мероприятий по подготовке объектов ЖКХ Серышевского района к работе в осенне-зимний период путем включения работ по котельной: ремонт основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замена кровли на всем здании котельной; установка водостоков. В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение; горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; отопление (п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг). Таким образом, непринятие мер по ремонту основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замене кровли на всем здании котельной; установке водостоков приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, на безопасную систему теплоснабжения, не позволяет ресурсоснабжающей организации подавать потребителям тепловую энергию в необходимом количестве и качестве. В связи с изложенным, ссылаясь на нормы Конституции РФ, ст. ст. 1, 2 ЖК РФ, ч. 4 ст. 3 ЖК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 6 Федерального Закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 210 ГК РФ, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, ст. 4 Закона РФ от 07.02.1999 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, на основании пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит: Обязать администрацию пгт Серышево внести в План мероприятий по подготовке объектов ЖКХ пгт Серышево к работе осенне-зимний период 2017-2018 годов, мероприятия по ремонту котельной № пгт Серышево, а именно: произвести ремонт основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замена кровли на всем здании котельной; установка водостоков; Обязать администрацию Серышевского района внести в сводный План мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов, мероприятия по ремонту котельной № пгт Серышево, а именно: произвести ремонт основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замена кровли на всем здании котельной; установка водостоков; Обязать администрацию пгт Серышево профинансировать мероприятия согласно Плана мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов по ремонту основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замене кровли на всем здании котельной; установке водостоков; Обязать администрацию пгт Серышево в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие работы: ремонт основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замена кровли на всем здании котельной; установка водостоков.
В судебном заседании помощник прокурора Серышевского района ФИО7 поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации пгт. Серышево, ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме и суду показала, что требования прокурора являются обоснованными, администрации известно о том, что они должны выполнить указанные работы, однако в настоящее время они не имеют для этого, финансовой возможности, в том числе и из-за наличия большой задолженности ресурсоснабжающей организации МУП «Жилкомэнерго» перед Администрацией.
Представитель ответчика – Администрации Серышевского района, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Заявлений, ходатайств в суд не представлено.
Представитель третьего лица – МУП «Жилкомэнерго», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. От представителя по доверенности ФИО9 поступило письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме, настаивает на их удовлетворении.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности муниципального образования пгт Серышево Серышевского района Амурской области находится здание котельной №, инвентарный №, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности и предназначенное для обеспечения теплоснабжения жилого фонда, в числе которого находится и котельная №, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ передано Администрацией пгт Серышево в аренду МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» сроком на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключенным ДД.ММ.ГГГГ администрацией пгт Серышево и МУП Благовещенского района «Жилкомэнерго» дополнительным соглашением к договору № аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора аренды установлен на период с ДД.ММ.ГГГГ до окончания конкурса на право заключения концессионного соглашения на передачу муниципального имущества, предназначенного для оказания коммунальных услуг.В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан-потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 года № 413-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального Закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) реализация предусмотренных частями 5-7 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
4) выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
5) согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;
6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации;
7) согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Судом установлено, что Прокуратурой Серышевского района при проведении проверки на основании обращения ФИО2, а также в целях обеспечения безопасного прохождения отопительного периода 2017-2018 годов, своевременной и качественной подготовки систем жизнеобеспечения объектов соцкультбыта, жилищного фонда и производственного назначения к функционированию в отопительный сезон 2017-2018 года, предупреждения возникновения аварийных ситуаций в течение отопительного сезона на объектах жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой были установлены нарушения, допущенные администрацией пгт. Серышево по содержанию объектов ЖКХ, необходимость в проведении ремонтно-восстановительных работ котельной № пгт. Серышево, а именно: ремонта основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замены кровли на всем здании котельной; установки водостоков.
Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115).
Согласно п.п. 3.3.4, 3.3.6 приказа Минэнерго от 24.03.2003 № 115 обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, состав и сроки проведения обследования назначаются руководителем организации. Весенний осмотр производится в целях оценки технического состояния зданий и сооружений после таяния снега или дождей осенне-весеннего периода. При весеннем осмотре уточняются объемы работы по текущему ремонту зданий и сооружений, выполняемому в летний период, и выявляются объемы работ по капитальному ремонту для включения их в план следующего года и в перспективный план ремонтных работ (на 3-5 лет).
Согласно п. 11.1 приказа Минэнерго от 24.03.2003 № 115 при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:
испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность;
испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами.
Пунктом 2.6.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Пунктом 11.2 приказа Минэнерго от 24.03.2003 № 115 предусмотрено, что при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.
Администрацией пгт. Серышево при подготовке сводного плана мероприятий по подготовке объектов ЖКХ Серышевского района к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов не были приняты меры по направлению предложений о внесении изменений в сводный план мероприятий по подготовке объектов ЖКХ Серышевского района к работе в осенне-зимний период по включению ремонтных работ по котельной №.
Согласно ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда.
Статьей 4 Закона РФ от 07.02.1999 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять услугу, соответствующую по качеству требованиям, предусмотренным законами или в установленном ими порядке.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Непринятие мер по ремонту основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замене кровли на всем здании котельной; установке водостоков приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, на безопасную систему теплоснабжения, не позволяет ресурсоснабжающей организации подавать потребителям тепловую энергию в необходимом количестве и качестве.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что настоящие требования Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Рассматривая заявленные требования, учитывая их актуальность для начала отопительного сезона, суд полагает заявленный прокурором срок для устранения нарушений (ДД.ММ.ГГГГ) приемлемым и требования в данной части также подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из представленных доказательств следует, что заявленные прокурором требования обусловлены особым общественным значением поставленного вопроса, разрешение которого затрагивает значительное число граждан, привлечь которых к участию в деле в силу их многочисленности и неопределенности не представляется возможным. В связи с чем, защита прав граждан, в таких условиях приобретает публичный интерес, и обращение с настоящим исковым заявлением в суд прокурора Серышевского района является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Серышевского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации Серышевского района, Администрации пгт. Серышево о возложении обязанности по внесению в сводный план мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов; возложении обязанности по финансированию мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов; возложении обязанности по выполнению ремонтных работ, - удовлетворить.
Обязать администрацию пгт Серышево внести в План мероприятий по подготовке объектов ЖКХ пгт Серышево к работе осенне-зимний период 2017-2018 годов, мероприятия по ремонту котельной № пгт Серышево, а именно: произвести ремонт основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замену кровли на всем здании котельной; установку водостоков;
Обязать администрацию Серышевского района внести в сводный План мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов, мероприятия по ремонту котельной № пгт Серышево, а именно: произвести ремонт основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замену кровли на всем здании котельной; установку водостоков;
Обязать администрацию пгт Серышево профинансировать мероприятия согласно Плана мероприятий по подготовке объектов ЖКХ к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов по ремонту основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замене кровли на всем здании котельной; установке водостоков;
Обязать администрацию пгт Серышево в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить следующие работы: ремонт основных несущих стен в местах соединения стен с плитами перекрытия; замену кровли на всем здании котельной; установку водостоков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий ___________________________ (И.В. Кулагина)