Судья Касьянов В.Н. Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 марта 2018 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Королевского городского суда Московской области от 5 сентября 2017 года по делу по иску Сорокиной Ю.В. к Министерству социального развития Московской области об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Сорокина Ю.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, в котором просила установить факт постоянного проживания с ней ее несовершеннолетних детей Карповой И.А., <данные изъяты> г.р., Карпова В.А., <данные изъяты> года рождения, и Сорокиной П.А., <данные изъяты> года рождения, по адресу: <данные изъяты>ёв, <данные изъяты>; признать ее многодетной матерью; и обязать ответчика выдать ей Удостоверение многодетной семьи.
Свои требования мотивировала тем, что ее дочь Карпова И.А. и сын Карпов В.А., зарегистрированы вместе с ней по адресу: <данные изъяты>, Г.Королев, <данные изъяты>, а ее супруг Сорокин А.А. и дочь Сорокина П.А. зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>, хотя фактически вся их семья проживает по одному адресу: <данные изъяты>, г. Королев, <данные изъяты>. Решением Королевского управления социальной защиты населения <данные изъяты> <данные изъяты> ей было отказано во внесении данных о ее семье в социальный регистр населения <данные изъяты> по категории многодетной семьи поскольку условием назначения многодетной семьей мер социальной поддержки является наличие у всех членов многодетной семьи регистрации по месту жительства в Московской области.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области просила в иске отказать.
Решением Королевского городского суда Московской области от 5 сентября 2017 года исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда отменить, постановить по делу новое решение.
Истец Сорокина Ю.В. в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, извещена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается письменными материалами дела, Сорокина Ю.В. с 17.01.2015 года состоит в браке с Сорокиным А.А. <данные изъяты> в браке родилась дочь - Сорокина П.А. От первого брака с Карповым А.А. истец имеет двоих несовершеннолетних детей: дочь Карпова И.А., 2000 года рождения и сына Карпова В.А., 2008 года рождения.
Истец Сорокина Ю.В. и двое ее несовершеннолетних детей Карпова И.А. и Карпов В.А., зарегистрированы по месту жительства по адресу<данные изъяты>, супруг истца Сорокин А.А. и дочь Сорокина П.А. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты>.
Решением Королевского управления социальной защиты населения №947 10.03.2017г. ей было отказано во внесении данных о ее семье в социальный регистр населения Московской области по категории многодетной семьи по тем основаниям, что условием назначения многодетной семье мер социальной поддержки является наличие у всех членов многодетной семьи регистрации по месту жительства в Московской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что факт постоянного и совместного проживания истца, его супруга и несовершеннолетних детей на территории Московской области установлен представленными в материалы дела доказательствами, при этом, указанная семья отвечает установленным Законом Московской области требованиям для признания ее многодетной.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом, исходит из следующего.
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области регулируются Законом Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» от 12 января 2006 года N 1/2006-03 на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области.
Согласно п. 4 ст. 21 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области.
На основании ст. 2 Закона многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
С 11.03.2016 года Правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи установлены Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 года № 178/7 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи».
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, имеющим троих детей и более в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними.
Из представленной в материалы дела справки ГАПОУ МО «МЦК-Техникум им. С.П. Королева» усматривается, что несовершеннолетняя Карпова И.А. обучается по профессии «Парикмахер».
Согласно справке из Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы <данные изъяты>» г. Королева следует, что сын истца Карпов В.А. действительно обучается в данной школе во 2-м «А» классе.
Из справки, выданной Администрации городского округа Королев <данные изъяты> Комитета образования следует, что дочь истца Сорокина П.А. состоит на учете по вопросу устройства в Д. сады <данные изъяты>, <данные изъяты> (по адресу: г. Королев, <данные изъяты>, д.б-Б), <данные изъяты> <данные изъяты> год. Путевка в Д. сад не выдана по причине отсутствия свободных мест в желаемых Д. садах.
Согласно справкам из МБУЗ «ГБ <данные изъяты> г. Королева Д. П., несовершеннолетние Сорокина П.А., Карпов В.А. и Карпова И.А. состоят на учете в данной П..
Судом первой инстанции было установлено, что фактическим местом проживания семьи, включая супруга истца и несовершеннолетнюю Сорокину П.А. в спорный период и в настоящее время, является квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты> При этом, ответчиком не оспаривается сам факт проживания всей семьи по указанному адресу.
Кроме того, следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семьей.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», устанавливающий виды компенсаций фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Таким образом, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со ст. 3 настоящего Закона РФ граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, довод ответчика, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что отсутствие у супруга истца и несовершеннолетней Сорокиной П.А. регистрации в Московской области не дает оснований для предоставления мер социальной поддержки многодетной семье в Московской области нельзя признать обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Королевского городского суда Московской области от 5 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции: «Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Сорокиной Ю.В. удостоверение многодетной семьи в составе Сорокиной Ю.В., Сорокина А.А., Карповой И.А., <данные изъяты> года рождения, Карпова В.А., <данные изъяты> года рождения, Сорокиной П.А., <данные изъяты> рождении.
Председательствующий
Судьи