....
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской ФедерацииУхтинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Курлаповой Н.В.
при секретаре Ханмагомедовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 19 февраля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Убирия А.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании принять на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья»,
установил:
Убирия А.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального городского округа «Ухта» (далее по тексту – администрация МОГО «Ухта»), Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту - КУМИ МОГО «Ухта») о признании незаконным решения от 25 октября 2019 года № 08/12055 об отказе в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», возложении на администрацию МОГО «Ухта» обязанности принять ее и членов ее семьи : ФИО4, ФИО5, ФИО6 на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья».
Требования мотивированы тем, что оспариваем решением ей было отказано в постановке на учет по категории молодая семья на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в связи с тем, что ее супруг ФИО4. совершил действия по ухудшению жилищных условий с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истец полагает отказ Комитета незаконным, указывая на то, что ее супруг ФИО4 в период с <...> г. по <...> г. имел регистрацию по месту жительства по адресу: г..... В данное жилое помещение он фактически не вселялся, в нем не проживал, в связи с чем не имел право пользования данным жилым помещением. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с иском в суд.
Ответчики - администрация МОГО «Ухта», Комитет по управлению муниципальным имуществом извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании истец, представитель истца Лемиш С.В., допущенный к участию в дело на основании устного ходатайства истца, на заявленных требованиях настаивали. Истец пояснила, что ее супруг ФИО4 в период с <...> г. по <...> г. был зарегистрирован по адресу: ..... Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ее бабушке Свидетель №1, членом семьи которой ФИО4 не является. Регистрация супруга в данном жилом помещении носила формальный характер, фактически он в данное жилье не вселялся и там не проживал.
Свидетель Свидетель №1 суду пояснила, что является собственником жилого помещения по адресу: ..... В период с <...> г. по <...> г. в данном жилом помещении был зарегистрирован муж ее внучки ФИО4, который фактически в квартиру не вселялся и в ней никогда не проживал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
В статье 1 Закона Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, к числу которых, в том числе, относятся молодые семьи; одним из условий для отнесения лиц к данным категориям является регистрация в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми.
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.
Имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека -11 кв.м.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона РК № 30-РЗ.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона РК № 30-РЗ.
Судом установлено, что 08 октября 2019 года Убирия А.В. обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии ее и членов ее семьи: супруга ФИО4, сына ФИО6, сына ФИО5, на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 года.
Уведомлением КУМИ МОГО «Ухта» от 25.10.2019 года № 08/12055 Убирия А.В. отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья». Отказ Комитетом мотивирован тем, что из представленных документов следует, что супруг заявителя ФИО4 в период с <...> г. по <...> г. был зарегистрирован по адресу: .... общей площадью 62,7 кв.м. С <...> г. ФИО4 зарегистрирован по адресу: .... Перерегистрация ФИО4 по данному адресу расценена Комитетом как ухудшение жилищных условий, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ препятствует постановке на жилищный учет в течении пяти лет со дня совершения умышленных действий, влекущих ухудшение жилищных условий.
Суд считает отказ КУМИ администрации МОГО «Ухта» незаконным по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, супруги ФИО4 и Убирия А.В. (до брака ФИО18) состоят в зарегистрированном браке с <...> г. (свидетельство о заключении брака .... выдано отделом ЗАГС .... управления ЗАГС ...., запись акта о заключении брака ....).
ФИО4 и Убирия А.В. имеют несовершеннолетних детей – сына ФИО6, <...> г. г.р., ФИО5, <...> г. г.р.
Супруги Убирия совместно с несовершеннолетними детьми зарегистрированы по адресу: ....: Убирия А.В. с <...> г., ФИО4 с <...> г., ФИО5 и ФИО6 с <...> г. Общая площадь жилого помещения составляет 40,1 кв.м. Собственниками жилого помещения являются Убирия А.В. (..), ФИО4 (...).
В период с <...> г. по <...> г. ФИО4 был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ..... Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Свидетель №1 (бабушка ФИО1).
Уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с <...> г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РК, содержащими сведения до <...> г., подтверждается, что иных жилых помещений (или долей в них) в собственности ФИО4, Убирия А.В., ФИО5, ФИО6 не имеется, нанимателями (членами семьи нанимателя) каких-либо иных жилых помещений данные лица не являются.
Таким образом, семья истца обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (40,1 : 4 = 10,025).
Позицию Комитета о необходимости учета при определении обеспеченности семьи Убирия А.В. общей площади жилого помещения по адресу: .... признание действий ФИО4 по снятию с регистрационного учета по данному жилому помещению как ухудшение жилищных условий семьи, суд считает ошибочной.
Согласно п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Жилое помещение по адресу: .... собственности членов молодой семьи Убирия А.В. не находилось и не находится, в связи с чем площадь данного жилого помещения не должна учитываться при определении уровня обеспеченности семьи истца жилыми помещениями и как следствие снятие супруга истца с регистрационного учета по данному жилому помещению не имеет правового значения при рассмотрении вопроса о постановке семьи на учет для получения социальных выплат.
На основании изложенного и с учетом вышеприведенных положений подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», суд полагает, что доводы заявителя по делу являются обоснованными, а позиция Комитета и администрации МОГО «Ухта» – ошибочной.
Судом установлено, что обращение Убирия А.В. в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с целью постановки на учет на получение вышеуказанных социальных выплат отвечало установленным законом требованиям. Семья Убирия А.В. подпадает под категорию «молодая семья» и может являться участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
На основании изложенного отказ Комитета (исх. № 08/12055 от 25.10.2019 года) нельзя признать законным. Суд полагает необходимым обязать Комитет принять Убирия А.В. вместе с членами семьи в установленном порядке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» с 08 октября 2019 года, исходя из положений пп.1 п. 11 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
Руководствуясь ст. 194, 195 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» принять Убирию А.В., <...> г. года рождения, и членов ее семьи : супруга : ФИО4, <...> г. года рождения, сына ФИО5, <...> г. года рождения, сына ФИО6, <...> г. года рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» с 08 октября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с 27 февраля 2020 года.
Судья Н.В. Курлапова