Решение по делу № 2-1180/2015 ~ М-6520/2014 от 25.12.2014

Дело № 2-1180/2015

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

27 марта 2015 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Задворной К.С.,

с участием прокурора Соболевского М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В.В. и Т.М.Г. об оспаривании Правил землепользования и застройки <адрес> в части, действий и решений мэрии <адрес> и департамента архитектуры и развития территорий города мэрии <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

    К.В.В. и Т.М.Г. обратились в суд с заявлением, в котором просили обязать департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля (далее -ДАРТ мэрии города Ярославля) исключить земельные участка с кадастровыми номерами и из площади застройки школы и детского сада.

    Заявление мотивировано следующим. Заявители являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <адрес>; К.В.В. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление мэра <адрес> о проведении публичных слушаний по прилагаемому проекту решения муниципалитета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города». Замечания и предложения должны были быть направлены в срок до ДД.ММ.ГГГГ в ДАРТ мэрии г.Ярославля. В заявлении заявителей от ДД.ММ.ГГГГ были мотивированно изложены возражения и просьбы по исключению земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами из зоны застройки школы, тем более, что на публичной карте данные земельные участки не входили в зону застройки детских учреждений. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ на заявление, не содержащий информации по обращению. ДД.ММ.ГГГГ ими вновь было направлено обращение в ДАРТ мэрии <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, содержащий отказ в согласовании строительства многоквартирного дома с этажностью 9 и более этажей на земельных участках, находящихся у заявителей в собственности. Считают такие действия незаконными. В ООО «<данные изъяты> им сообщили, что площадь земельных участков позволяет строительство многоквартирных домов с этажностью 9 и более этажей. Ранее их земельные участки входили в зону Ж1, но ввиду разработки проекта застройки микрорайона , ограниченного <адрес>, с инженерными коммуникациями, их планы по строительству многоквартирного дома реализовать не удастся. Так, в ООО <данные изъяты> и в ЗАО <данные изъяты> им сообщили о невозможности изготовления проекта строительства. Заявители считают, что их права собственников земельных участков нарушены созданием препятствий к строительству многоквартирных жилых домов. При планировании зоны застройки мэрия <адрес> обязана учитывать интересы собственников земельных участков. Оспариваемые действия противоречат ч.2 ст.40, ст.85 ЗК РФ, п.2 ст.209 ГК РФ.

    В процессе рассмотрения дела заявители уточнили и дополнили свои требования. В окончательной форме требования заявителей сводятся к следующему. Заявители просят:

1. признать незаконным постановление мэра г.Ярославля от 25.07.2014 №1846 «О проведении публичных слушаний по проекту решения муниципалитета города Ярославля «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Ярославля», поскольку в постановлении отсутствуют сведения об инициаторе проведения публичных слушаний, объекте строительства или перевода из одной зоны Ж1 в зону ДУ и в каких площадях, с формированием кадастрового земельного участка для строительства планируемых объектов, тема публичных слушаний, сведения о вносимых изменениях относительно земельных участков, уже поставленных на кадастровый учет, извещение о вносимых изменениях правообладателей земельных участков и собственников объектов капитального строительства, имеющих общую границу с земельным участком, где планируется строительство, а также проведение публичных слушаний по адресу <адрес> в здании мэрии;

2. Признать незаконными действия Комиссии по вопросам землепользования и застройки по неизвещению собственников земельных участков и объектов капитального строительства в <адрес>;

3. Признать незаконными действия зампредседателя комиссии директора ДАРТ мэрии г.Ярославля ФИО1 по непредоставлению заявления К.В.В. и Т.М.Г. с возражениями, поступившего в его адрес, на рассмотрение заседания комиссии по вопросу об исключении земельных участков заявителей из зоны Ж1 и включении данных земельных участков в зону ДУ;

4. признать незаконным проект застройки микрорайона , ограниченного <адрес>, так как по нему не проводились публичные слушания, не пройдена необходимая процедура по получению заключений и согласований;

5. Признать незаконным проведение публичных слушаний по вопросу исключения земельных участков заявителей из зоны Ж1 и включения в зону ДУ, поскольку были допущены грубые нарушения, заключающиеся в неуведомлении всех заинтересованных лиц, собственников земельных участков, включенных в зону застройки и граничащих с ней;

6. Признать незаконным решение муниципалитета в части изменения зонирования территории земельных участков, с кадастровыми номерами и ;

7. Признать незаконными действия ДАРТ мэрии города Ярославля по согласованию и размещению на вышеуказанных земельных участках школы и детского сада;

8. Признать незаконным протокол от ДД.ММ.ГГГГ ввиду проведения заседания при отсутствии кворума;

9. Признать незаконным протокол от ДД.ММ.ГГГГ , ввиду отсутствия в нем даты и проведения заседания при отсутствии кворума;

10. Признать незаконным проект, подписанный в ДД.ММ.ГГГГ года, застройки микрорайона , ограниченного <адрес>», по включению земельных участков заявителей в зону ДУ;

11. Установить, что публичные слушания по вопросу исключения земельных участков заявителей из зоны Ж1 в зону ДУ, не проводились.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципалитет города Ярославля, ЗАО «Фирма «ЯРСТРОЙ».

ДАРТ мэрии города Ярославля представлены письменные отзывы на заявление, согласно которым ДАРТ мэрии города Ярославля и мэрия города Ярославля возражают против удовлетворения заявления. Оспариваемые нормативно-правовые акты приняты муниципалитетом города Ярославля, в соответствии с п.п.1,3 ч.3 ст.8 ч.1 ст.24 и ч. 1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ, ст.55,51,51,69 Устава города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 № 42, в пределах его компетенции. В Правилах землепользования и застройки города Ярославля (в редакции решения муниципалитета г.Ярославля от 11.10.2012 № 737) рассматриваемые земельные участки расположены в территориальной зоне застройки многоэтажными домами (Ж.1). 01.01.2015 г. вступили в силу внесенные изменения в Правила, утвержденные решением муниципалитета от 15.12.2014 № 463. В соответствии с действующей редакцией Правил земельные участки во <адрес> на Карте градостроительного зонирования отображены в территориальной зоне образовательных учреждений для детей (ДУ). В данной части Правила не противоречат Генеральному плану города Ярославля, утвержденному решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226. В карте функциональных зон действующей редакции Генерального плана города Ярославля рассматриваемые земельные участки расположены в жилой функциональной зоне. Согласно п.5.2 Генерального плана г.Ярославля жилые территории входят в состав жилой функциональной зоны генерального плана города Ярославля. В данной зоне допускается размещение таких объектов местного значения как образовательные учреждения и учреждения общего и дополнительного образования детей. Карта планируемого размещения объектов местного значения-Объекты дошкольного, общего (начального, полного, среднего) и дополнительного образования детей утверждена решением муниципалитета г.Ярославля от 04.02.2011 № 418, в соответствии с которой рассматриваемые земельные участки расположены в границах зоны планируемого размещения общеобразовательных учреждений, с возможностью размещения учреждений дополнительного образования детей. Данные учреждения отображены в указанной карте на основании утвержденного (на момент разработки карты) проекта застройки территории. К.В.В. дважды обращался в ДАРТ мэрии г.Ярославля с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Департаментом рассмотрены оба обращения, даны ответы с разъяснениями законодательств –внесение изменений в ГПЗУ и ранее утвержденную градостроительную документацию на основании одного заявления заинтересованного лица не предусмотрено законно; согласование строительства каких-либо объектов капитального строительства на земельных участках департамент в силу Положения о департаменте не производит. Предложений и возражений по поводу принимаемых изменений в Правила, заявителями подано не было. Права заявителей принятыми изменениями в Правила не нарушаются. Внесение изменений в Правила решением муниципалитета г.Ярославля от 15.12.2014 № 463 на основании документов территориального планирования г.Ярославля, не соответствующих фактическому использованию территорий, не противоречит действующему градостроительному законодательству. Кроме того, отмечает, что проект застройки микрорайона прошел публичные слушания, получил положительные заключения и согласования, утвержден заказчиком и не нарушает прав заявителей. По своей правовой природе проект застройки не является нормативным правовым актом. О существовании оспариваемого проекта застройки, которым, по мнению заявителей, нарушаются их права на использование земельных участков, заявителям стало известно еще в ДД.ММ.ГГГГ году. То есть, заявителями пропущен установленный ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок на обжалование данного документа. Оспариваемое заявителями постановление мэрии г.Ярославля от 25.07.2014 № 1846 «О проведении публичных слушаний по проекту решения муниципалитета города Ярославля» является законным и не нарушает права собственников земельных участков. В целях информирования граждан решение о назначении публичных слушаний по проекту постановления мэрии г.Ярославля «О внесении изменений в правила землепользования и застройки» было опубликовано в газете «<данные изъяты>» и размещено на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложений и замечаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки собственниками рассматриваемых земельных участков подано не было. Согласно ч.2 ст.33 ГрК РФ одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, возникшее в результате внесения в генеральный план изменений. В целях приведения в соответствие Правил землепользования и застройки г.Ярославля с Генеральным планом г.Ярославля было принято решение об изменении зонирования территории рассматриваемых земельных участков из территориальной зоны Ж.1 в территориальную зону ДУ. Исходя из норм Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на развитие, т.е. изменение в будущем территорий, а не на фиксацию сложившейся планировки и существующего землепользования. Градостроительный кодекс РФ не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления осуществлять планирование территории с учетом сложившейся планировки и существующего землепользования. Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.1 Правил землепользования и застройки города Ярославля, принятой в соответствии с ч.ч.8,9 ст.36 ГрК РФ и ч.4 ст.85 ЗК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, в том числе, с правом проведения ремонтных работ, не требующих получения разрешения на строительство. В департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка заявители не обращались, отказ в выдаче разрешения на строительство не выдавался.

В судебном заседании заявитель Т.М.Г., представители заявителей по доверенности С.М.В. и С.М.М. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель муниципалитета города Ярославля Б.И.О.., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения требований заявителей.

Представители ДАРТ мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля по доверенности С.И.В., Ч.Е.Д., А.Д.Д. с требованиями заявителей не согласились, подтвердили доводы письменного отзыва на заявление.

Представитель ЗАО «Ярстрой» О.И.В. просила отказать в удовлетворении заявления.

Заинтересованные лица Б.И.В., В.Е.С. и заявитель К.В.В. в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав стороны, заключение прокурора, нашедшего требования заявителей не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявления следует отказать.

Судом установлено, что в собственности К.В.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ находятся жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, и земельный участок по указанному адресу площадью 1 543 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации индивидуального жилого дома.

Кроме того, в общей долевой собственности К.В.В., Т.М.Г., В.Е.С., Б.И.В. находятся жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, и земельный участок по указанному адресу площадью 1 347 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации индивидуального жилого дома.

На указанные земельные участки оформлены и утверждены градостроительные планы земельного участка (далее- ГПЗУ) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Согласно ГПЗУ земельные участки расположены в территориальной зоне застройки многоэтажными домами (Ж.1).

Кроме того, в ГПЗУ (п.3) имеются указания на то, что на данную территорию разработаны проект застройки микрорайона , ограниченного <адрес>, проект детальной планировки жилого района «<адрес> утвержденный Решением Исполнительного комитета Ярославского городского Совета народных депутатов от 26.03.1980 № 214, схема планировки <адрес>, утвержденная Решением Исполнительного комитета Ярославского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ .

    ДД.ММ.ГГГГ К.В.В. обратился в ДАРТ мэрии города Ярославля с заявлением (копия л.д. 36), в котором указал на пункты 3 в обоих ГПЗУ, содержащих сведения о наличии проекта застройки территории микрорайона . К.В.В. просил внести изменения в ГПЗУ, исключить земельные участки с кадастровыми номерами , из зоны застройки школы и детского сада.

    ДД.ММ.ГГГГ К.В.В. дан ответ (копия на л.д. 81), в соответствии с которым ГПЗУ подготовлены в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ярославля, в них содержится информация о разрешенном использовании земельных участков и о разработанной документации на данную территорию. Внесение изменений в ГПЗУ законодательством не предусмотрено.

    ДД.ММ.ГГГГ К.В.В. обратился с заявлением в ДАРТ мэрии города Ярославля (копия на л.д. 33-34), в котором просил внести изменения в сведения о земельных участках с кадастровыми номерами , в проект застройки микрорайона , ограниченного <адрес>; в проект детальной планировки жилого района <адрес>, схему планировки <адрес>. Кроме того, заявитель просил согласовать строительство на указанных земельных участках многоквартирных жилых домов (9 этажей и более).

    ДД.ММ.ГГГГ ДАРТ мэрии г.Ярославля К.В.В. дан ответ, согласно которому заявление К.В.В. расценено как обращение об изменении перспективы развития территории микрорайона , в удовлетворении заявления отказано (копия ответа на л.д. 83).

    К.В.В. с указанным ответом не согласен, считает его незаконным.

    Оценка доводам заявителей о незаконности отказа в исключении принадлежащих им земельных участков из зоны строительства детских учреждений в составе проекта застройки судом будет дана ниже. О незаконности отказа в согласовании строительства многоквартирных жилых домов с 9 и более надземными этажами суд отмечает, что градостроительное законодательство не предусматривает процедуры согласования строительства. При этом с заявлением о выдаче разрешения на строительство заявители в ДАРТ мэрии города Ярославля не обращались.

    Одним из требований заявителей является признание незаконным решения муниципалитета города Ярославля в части изменения зонирования территории земельных участков с кадастровыми номерами , .

Суд считает данное требование не подлежащим удовлетворению в связи с нижеследующим.

Решением муниципалитета города Ярославля от 15.12.2014 г. № 463 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля» внесены изменения в «Правила землепользования и застройки города Ярославля», утвержденные Решением муниципалитета г.Ярославля от 17.09.2009 № 201, в том числе, в Карту градостроительного зонирования. Согласно новой редакции Карты градостроительного зонирования, начавшей действовать с ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки по адресу <адрес>, располагаются в территориальной зоне образовательных учреждений для детей (ДУ).

Решение муниципалитета города Ярославля № 463 опубликовано в газете «<данные изъяты>» (747) от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Задачей суда по такой категории дел, согласно данным Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.11.2007 № 48 разъяснениям, является проверка следующих обстоятельств: принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом в пределах их полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введения в действие, соответствие содержания акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Указанное решение является муниципальным нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые норм, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих правоотношений в сфере землепользования в г.Ярославле.

Согласно п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

На основании ч.1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Согласно Уставу города Ярославля, утвержденному Решением муниципалитета г.Ярославля от 16.10.1995 г. № 42, муниципалитет города Ярославля - представительный орган городского самоуправления, в чьи полномочия, в том числе, входит утверждение правил землепользования и застройки (ст.55, п.52 ст.69 Устава г.Ярославля).

Таким образом, решение № 463 от 15.12.2012 г., которым утвержден муниципальный нормативный правовой акт, вносящий изменения в Правила землепользования и застройки города Ярославля, принято надлежащим органом.

Оспаривая законность данного нормативного акта в части изменения зонирования, фактически заявители ссылаются на нарушение процедуры его принятия, несоответствие содержания нормативным актам, имеющим большую юридическую силу (ч.2 ст.40, ст.85 ЗК РФ, п.2 ст.209 ГК РФ).

Статьей 33 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, который соответствует порядку, установленному статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ для подготовки и утверждения проекта правил землепользования и застройки. В силу ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса РФ основаниями к внесению изменений в правила землепользования и застройки могут явиться: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки рассматриваются комиссией, которая в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации – ч.4 ст.33 Градостроительного кодекса РФ.

В силу положений п.5 ст.33 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Согласно ч.1 ст.31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

В рассматриваемой ситуации проект решения муниципалитета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля относился ко всей территории города.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц - ч.3 ст.31 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч.5 ст.31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

На основании ч.6 ст.31 Градостроительного кодекса РФ одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

Согласно ч.ч.7,8 ст.31 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению. В этом сообщении указываются:

1) состав и порядок деятельности комиссии;

2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);

3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

5) иные вопросы организации работ.

В соответствии с ч. 9 ст.31 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Согласно ч.10 ст.31 Градостроительного кодекса РФ по результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

В соответствии с ч.ч.11-14 ст.31 Градостроительного кодекса РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

На основании ч.ч. 15,16 ст.31 Градостроительного кодекса РФ после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации, который в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

В силу ст.32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. После утверждения правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети «Интернет».

По мнению заявителей, нарушение процедуры принятия нормативного акта выразилось в следующем. Постановление мэра города Ярославля от 25.07.2014 г. № 1846 «О проведении публичных слушаний по проекту решения муниципалитета города Ярославля «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля» не соответствует обязательным требованиям к таким актам (в тексте постановления отсутствует ряд обязательных сведений); собственники земельных участков и объектов капитального строительства не были персонально извещены о публичных слушаниях; письмо К.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ не было доведено до сведения комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля; при принятии соответствующих решений комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал кворум; протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не содержит даты.

Суд считает, что доводы заявителей в этой части являются необоснованными.

Из обстоятельств дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля (копия протокола на л.д. 108), повестка дня включала в себя обсуждение вопросов о подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля и внесения в них изменений. Согласно протоколу заседания комиссии ДАРТ мэрии города Ярославля было предложено внести изменения в графическую часть Правил землепользования и застройки города Ярославля, в части корректировки границ территориальной зоны образовательных учреждений для детей (ДУ) в соответствии с утвержденными проектами планировки территорий и предложениями департамента образования мэрии города Ярославля. Принято решение отобразить территориальной зоной ДУ в соответствии с утвержденными проектами планировки, в том числе, в <адрес>.

Согласно протоколу на заседании комиссии присутствовало 15 из 23 членов комиссии. Для принятия решения необходим кворум 2/3. В данном случае мнение заявителей, что для кворума необходимо участие 16 человек является неверным. 2/3 от 23 составляет 15,34, соответственно, достаточно участия 15 членов комиссии для признания заседания комиссии состоявшимся, а решений -принятыми.

ДД.ММ.ГГГГ мэром города Ярославля издано постановление № 1846 «О проведении публичных слушаний по проекту решения муниципалитета города Ярославля «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля», которым назначены публичные слушания по прилагаемому к постановлению проекту решения, дано указание Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Ярославля провести публичные слушания по проекту ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 час. в здании мэрии города Ярославля по адресу <адрес>; установлено, что предложения и замечания по проекту муниципального правового акта могут быть направлены в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.

    Названное постановление и прилагаемый к нему проект решения муниципалитета опубликованы в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что по опубликованному проекту решения муниципалитета земельные участки с кадастровыми номерами , <адрес> располагаются в территориальной зоне ДУ – зоне образовательных учреждений для детей.

    Суд отмечает, что содержание постановления мэрии г.Ярославля не противоречит требованиям градостроительного законодательства. Приложением к постановлению является проект решения муниципалитета, который содержал в себе всю необходимую информацию, в том числе, о теме публичных слушаний, об отображении земельных участков заявителей в зоне ДУ и другую информацию. Содержание текста постановления мэра города Ярославля, допущенные в нем формулировки сами по себе не могут влиять на возможность признания незаконным нормативного акта, принятого на основе опубликованного проекта.

    Из текста проекта, из принятого муниципалитетом города Ярославля 15.12.2014 г. Решения следует, что изменения в Правила землепользования и застройки носили масштабный характер и внесены по всей территории городского округа. В таких случаях, согласно ч.11 ст.31 Градостроительного кодекса РФ, персональное извещение о публичных слушаниях правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах части территории поселения или городского округа, по которой приняты изменения в нормативный акт, не требуется.

    ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» опубликовано Заключение о результатах публичных слушаний по проекту решения муниципалитета города Ярославля «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля» от 15.10.2014 г.

То есть, материалами дела подтверждено проведение публичных слушаний. Мнение заявителей о том, что следует установить факт непроведения публичных слушаний, не основано на законе.

    Далее, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля

В дело представлена копия протокола, датированная ДД.ММ.ГГГГ, без указания года. В судебном заседании судом обозревался оригинал протокола, содержащий в себе указание на дату- ДД.ММ.ГГГГ Суду представляется очевидным, что ранее ДД.ММ.ГГГГ такое заседание состояться не могло.

Согласно протоколу заседания одним из вопросов повестки дня являлся вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля. На заседании присутствовали 16 членов комиссии. Заявители полагали, что голоса двух членов комиссии учтены быть не могли. Оформление решений комиссии произведено с грубыми процессуальными нарушениями.

Однако суд учитывает, что единственным обсуждаемым вопросом, касающимся изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля, был вопрос об изменении зонирования территории земельного участка с кадастровым номером . Указанный вопрос никак не затрагивал права и законные интересы заявителей, в связи с чем, суд не усматривает оснований для оценки доводов заявителей об отсутствии кворума для принятия решений, допущении процедурных нарушений при разрешении данного вопроса.

Подписание протокола заседании Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля всеми членами комиссии, участвовавшими в заседании, нормативно не предусмотрено.

Относительно доводов заявителей, что нарушение процедуры принятия оспариваемого Решения муниципалитета заключалось в не рассмотрении Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля предложения К.В.В., содержащегося в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, суд отмечает, что письмо К.В.В. было адресовано ДАРТ мэрии города Ярославля, а не Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ярославля. Данное обращение К.В.В. не содержало в себе предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля или критики предлагаемого проекта Решения муниципалитета города Ярославля.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена новая редакция Карты градостроительного зонирования города Ярославля, меняющая территориальное зонирование в границах двух земельных участков по адресу <адрес> принято с соблюдением установленного порядка принятия муниципального нормативного правового акта.

Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Заявители полагают, что Решение в части, касающейся изменения зонирования принадлежащих им земельных участков, противоречит положениям ч.2 ст.40, ст.85 ЗК РФ, п.2 ст.209 ГК РФ.

В соответствии с п.2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На основании п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка среди прочего имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статьей 85 ЗК РФ установлены состав земель населенных пунктов и их зонирование.

Заявители полагают, что внесение изменений в Карту градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля нарушает их права собственников земельных участков на осуществление строительства многоквартирных домов на этих земельных участках. Кроме того, заявители опасаются изъятия принадлежащих им земельных участков для муниципальных нужд -строительства детских образовательных учреждений.

Основания для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд перечислены в ст.49 ЗК РФ. Кроме того, заинтересованное лицо мэрия города Ярославля к заявителям с предложением о выкупе земельных участков до настоящего времени не обращалась, а потому основания для опасений изъятия земельных участков у заявителей отсутствуют.

Суд учитывает, что в подтверждение намерений осуществить строительство жилого дома заявители представили суду лишь письма ООО «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>» о невозможности осуществить проектирование многоэтажного жилого дома (копии на л.д.7,8).

То есть, по материалам дела, у заявителей отсутствует проект строительства многоэтажного жилого дома; с заявлением о выдаче разрешения на строительство в ДАРТ мэрии г.Ярославля заявители не обращались, соответственно, отказ в выдаче разрешения на строительство места не имел.

Таким образом, доказательства нарушения права К.В.В. и Т.М.Г. на осуществление строительства в деле отсутствуют.

Кроме того, суд отмечает, что право заявителей на использование земельных участков в соответствии с разрешенным использованием оспариваемым нормативным актом также не нарушается.

Согласно ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Аналогичные положения содержатся и в п.3 ст.1 Правил землепользования и застройки города Ярославля.

Что касается требования заявителей о признании незаконным проекта застройки микрорайона , ограниченного <адрес>, суд отмечает, что законность проекта оспаривается заявителями только в связи с неполучением соответствующих заключений и согласований, непрохождением публичных слушаний по его принятию.

Доводы заявителей опровергаются письменными материалами гражданского дела. В дело представлен протокол расширенного заседания комитета общественного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (копия на л.д. 112), свидетельствующий об обсуждении проектов застройки <адрес>, о доведении до сведения общественности значимых вопросов, в том числе, вопросов размещения зданий соцкультбыта, школьных и дошкольных учреждений.

Получение необходимых согласований, прохождение проектом необходимых экспертиз подтверждается письменными документами (копии на л.д. 114-132).

То обстоятельство, что проект застройки предусматривает размещение на земельных участках заявителей детского образовательного учреждения, само по себе не влечет изъятие земельных участков и не нарушает право заявителей на использование земельных участков в соответствии с разрешенным использованием. То есть, проект застройки на правах и законных интересах заявителей негативно не отражается.

При таких обстоятельствах основания для признания проекта застройки незаконным у суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    

В удовлетворении требований К.В.В. и Т.М.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья

И.Н.Бабикова

2-1180/2015 ~ М-6520/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Курочкин Владимир Вячеславович
Титунин Михаил Григорьевич
Другие
Басков Игорь Вячеславович
Департамент арх-ры и развития территор. города мэрии г. Ярославля
Виноградов Евгений Сергеевич
ЗАО Ярстрой
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Бабикова Ирина Николаевна
Дело на странице суда
kirovsky--jrs.sudrf.ru
25.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2014Передача материалов судье
29.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2015Судебное заседание
06.02.2015Судебное заседание
26.02.2015Судебное заседание
26.02.2015Судебное заседание
27.03.2015Судебное заседание
15.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2015Дело оформлено
06.11.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее