Дело 2-247/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 05 ноября 2020 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в лице представителя ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Кивач» к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного лесному хозяйству, понуждении к действиям,
встречному иску ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в лице представителя ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением.
Иск предъявлен по тем основаниям, что на основании письма Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № «О направлении информации» и в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №-П была проведена проверка территории лесного фонда ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество».
Лесничим Куркиекского участкового лесничества ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» ФИО4 в присутствии государственного инспектора по охране леса ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр лесного фонда в квартале № выдел № № участкового лесничества. По факту проверки обнаружено незаконное использование земель лесного фонда в целях рекреации на площади №, а именно строительство избушки (сруб из круглых бревен ветровала) размером № метра.
По факту выявленного лесонарушения был составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в отделение МВД России по <адрес> по факту выявленного самовольного использования земель лесного фонда.
Из письма ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) следует, что гражданин ФИО1 возвел самовольное строение на землях лесного фонда без разрешительных на то документов, чем причинил ущерб лесному хозяйству в размере № рублей.
В адрес ФИО1 были направлены претензия с требованием добровольно оплатить ущерб, причиненный лесному хозяйству, а также требование о приведении земель лесного фонда в квартале 56 выдел 26 Куркиекского участкового лесничества в пригодное для ведения лесного хозяйства состояние путем сноса за свой счет самовольно возведенных построек. До настоящего времени данные требования не исполнены.
На основании вышеизложенного, ссылаясь на статьи 15, 222, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 62, 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 8, 83, 94, 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), истец просил возложить на ответчика обязанность по приведению земельного участка государственного лесного фонда в квартале № выдел № № участкового лесничества на площади 0,0018 га в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, путем сноса за свой счет самовольно возведенной постройки (бани); обязать ответчика вывезти с лесного участка все имеющиеся отделимые объекты недвижимости (№.), а также взыскать № рублей причиненного ущерба.
В ходе судебного разбирательства представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК, в лице представителя ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», ФИО6 (далее Министерство РК), исковые требования изменила, а именно просила взыскать с ФИО1 ущерб, причиненный лесному хозяйству в размере № рублей в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Кивач» (далее – ФГБУ «Кивач»), а также обязать ФИО1 привести земельный участок государственного лесного фонда в квартале № выдел № участкового лесничества, на площади 0,0018 га, в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства, путем сноса и (или) переноса самовольно возведенной постройки (избушки) и находящихся в ней объектов (скамейки и т.п.) за его счет.
ФГБУ «Кивач» направили заявление, согласно которому просили требования к ФИО1 удовлетворить, взыскать с ФИО1 ущерб, причиненный лесному хозяйству в размере № рублей в пользу ФГБУ « «Кивач»», а также обязать ФИО1 привести земельный участок государственного лесного фонда в квартале № выдел № участкового лесничества, на площади № га, в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства, путем сноса и (или) переноса самовольно возведенной постройки (избушки) и находящихся в ней объектов (скамейки и т.п.) за его счет. Указали, что земельный участок, на котором ФИО1 возведено незаконное строение, расположен на территории национального парка «Ладожские шхеры», управление которым осуществляется ФГБУ «Кивач». На основании изложенного, просили привлечь ФГБУ «Кивач» к участию в деле в качестве соистца, требования удовлетворить в полном объеме.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соистца привлечено ФГБУ «Кивач».
ФИО1 обратился в суд со встречным иском к Министерству РК о понуждении к действиям. Согласно иску просит обязать ответчика не чинить ему препятствия в осуществлении его общественно образовательного (просветительского) проекта на территории выдела № в квартале №, и оплатить работы по предупреждению распространения вредных организмов на территории выдела № в квартале №, которые им проведены, в размере № рубля.
В судебном заседании истец (ответчик по встречному иску) – представитель Министерства РК, по доверенности ФИО6 отсутствовал. Ранее в судебном заседании представитель поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом изменений. Указал, что истец не возражает, против освобождения земельного участка от незаконного строения со стороны ответчика любым способом: снести, перенести, главное, чтобы данная избушка не находилась на территории указанного в иске земельного участка. Неизвестно, находился ли сруб, из которого ответчик построил избушку, на участке или нет. В случае, если ответчик просто разберет избушку, этого будет достаточно.
В направленных возражениях по встречному иску, полагали доводы ФИО1 не имеющими отношения к делу, объективно ничем не подтвержденными. Препятствий со стороны Министерства РК в свободном нахождении в лесу ФИО1 не чинится. До начала судебного разбирательства Министерство РК не знало ни о какой образовательной программе, данную программу, если она есть, с Министерством РК никто не согласовывал, разрешений на строительство избушки ФИО1 не выдавалось. Считает, что ФИО1 не представлены никакие доказательства в обоснование встречных исковых требований.
Истец (ответчик по встречному иску) – представитель ФГБУ «Кивач», в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, а именно: взыскать с ФИО1 ущерб., причиненный лесному хозяйству в размере № рублей в пользу ФГБУ «Кивач», а также обязать ФИО1 привести земельный участок государственного лесного фонда в квартале 56 выдел 26 Куркиекского участкового лесничества на площади № в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства путем сноса и (или) переноса самовольно возведенной постройки (избушки) и находящихся в ней объектов (скамейки и т.п.) за его счет. Указали, что поступившее от ФИО1 мировое соглашение не может быть заключено, поскольку не соответствует действующему законодательству. Полагали встречный иск не подлежащим удовлетворению, как не основанный на требованиях действующего законодательства и не вытекающий из каких-либо договорных отношений.
Ответчик ФИО1 (истец по встречному иску) в судебном заседании возражал против удовлетворения иска к нему. Указал, что избушка – это его образовательный проект. Своими действиями он произвел деятельность по санитарной безопасности в лесах, тем самым предупредил распространение вредных для леса насекомых, за что Министерство РК должны заплатить ему 1 рубль. Не отрицал факт возведения спорной избушки, считает данное строение своим образовательным проектом, является шалашом или палаткой. Готов перенести избушку в пределах 50 метров. Вместе с тем считает, что требование истцов о сносе избушки противоречит лесному законодательству. Указал на пропуск срока исковой давности со стороны истца. Просил отказать в удовлетворении исковых требований по первому иску, по встречному исковому заявлению требования поддержал в полном объеме. Указал, что он ведет свой образовательный проект, однако Министерство РК препятствует ему в осуществлении образовательной деятельности, любым способом хочет разрушить его строение. Вместе с тем, на лесном участке он осуществил уборку ветровала, все расчистил, построил избушку, стол скамейки, улучшил лесной участок, который по факту был захламлен и загрязнен.
Третье лицо – представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) в судебном заседании отсутствовал, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав ответчика (истца по встречному иску), исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьями 12,56 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон; каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Частью 1 ст. 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Частью 2 ст. 36 Конституции РФ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Согласно п. 2 ст. 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
В соответствии с ч. 2 ст. 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 1684 создан национальный парк «Ладожские шхеры» общей площадью 122 №.
Как установлено в ходе судебного разбирательства основанием для обращения истцов в суд послужил факт самовольного использования ФИО1 земельного участка государственного лесного фонда, который в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации включен в границы созданного национального парка «Ладожские шхеры».
Факт того, что земельный участок государственного лесного фонда, расположенный в квартале 56 выдел 26 Куркиекского участкового лесничества на площади 0,0018 га, включен в границы национального парка «Ладожские шхеры» подтвержден в судебном заседании и никем не оспаривается.Вместе с тем, в соответствии с пп. 7 п. 9 Положения о Министерстве РК, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, Министерство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно п.п. 36 и 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Согласно п.п. 5.2.69 и 5.2.70 Положения о Минприроде России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения; порядок утверждения и использования символики федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками. В соответствии с п. 5 Положения о национальных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, управление национальными природными парками осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, определяемыми Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Национальные природные парки возглавляются директорами, назначаемыми государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки. Директор национального природного парка в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными актами руководит деятельностью парка и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 1684 «О создании национального парка «Ладожские шхеры» национальный парк «Ладожские шхеры» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Приказом Минприроды России от 13.01.2020 № 1 (ред. от 20.04.2020) «Об утверждении Положения о национальном парке «Ладожские шхеры» управление национальным парком осуществляется ФГБУ «Кивач». Таким образом, судом установлено, что все полномочия относительно использования земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, в данном случае земель национального парка «Ладожские шхеры», отнесены к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в свою очередь наделило указанными полномочиями ФГБУ «Кивач». В соответствии со ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов. В судебном заседании установлено, что при осуществлении государственного лесного надзора в квартале № выдел № участкового лесничества обнаружено незаконное использование земель лесного фонда в целях рекреации на площади №, а именно строительство избушки (сруб из круглых бревен ветровала) размером № метра. Органами МВД России по <адрес> установлено, что указанное самовольное строение на землях лесного фонда возвел ФИО1 без разрешительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу положений ст. 304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные ст.ст. 301 – 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника. В соответствии с пп. 2 п. 1 и пп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств). Согласно п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Факт возведения ФИО1 строения из сруба круглых бревен ветровала, размером № метра, на земельном участке в квартале № выдел № участкового лесничества лесного фонда, не оспаривается самим ФИО1, подтверждается показаниями свидетеля ФИО7, материалами дела: актом осмотра, фототаблицей, ответом ОМВД по <адрес>. Также судом достоверно установлено, что земельный участок в квартале № выдел № участкового лесничества лесного фонда для строительства и размещения спорного строения ФИО1 не предоставлялся. Доказательств обратного суду не представлено. При указанных обстоятельствах, с учетом имеющихся доказательств, суд приходит к выводу, что строительство постройки осуществлено именно ФИО1 и в нарушение установленного запрета на возведение постройки на вышеуказанном лесном участке, расположенном на территории национального парка. Сохранение вышеуказанного строения нарушает права и интересы как Российской Федерации, так и неопределенного круга лиц, поскольку возведя и используя избушку на земельном участке особо - охраняемой территории, ФИО1 фактически распорядился земельным участком, принадлежащим Российской Федерации на праве собственности и находящегося в ведении ФГБУ «Кивач», по своему усмотрению, без законных оснований. Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 самовольно использовал не принадлежащий ему лесной участок, на котором возвел постройку в запрет закона, в связи с чем, требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Истец полагает, что нарушенное право будет восстановлено путем сноса либо переноса незаконно возведенной ФИО1 постройки. Учитывая, что требования истца подлежат удовлетворению, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда - в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу. По мнению суда, в указанный срок ответчик имеет возможность исполнить решение суда.
С учетом положений Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся на них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» ФИО1 причинен ущерб лесному хозяйству в размере № рублей, который подлежит взысканию с последнего.
Довод истца о пропуске срока исковой давности не основан на законе, поскольку в силу ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Встречные исковые требования ФИО1 об обязании Министерство РК не чинить ему препятствия в осуществлении его общественно образовательного (просветительского) проекта на территории выдела № в квартале №, и оплатить работы по предупреждению распространения вредных организмов на территории выдела № в квартале № в размере № рубля, удовлетворению не подлежат, поскольку у ФИО1 отсутствуют какие-либо права на земельный участок, расположенный на вышеуказанной территории, доказательств обратного не представлено. Также ФИО1 не представлено каких либо доказательств по проведению работ по предупреждению распространения вредных организмов на территории выдела № в квартале №, оцененных последним в № рубль, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения указанного требования.
Учитывая, что Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, какими либо полномочиями относительно использования земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, в данном случае земель национального парка «Ладожские шхеры», не наделено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, поскольку судом не установлено, что действиями ответчика по использованию лесного участка, расположенного в национальном парке «Ладожские шхеры» нарушены или затронуты какие – либо права Министерства РК.
С ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 700 рублей (1 требование имущественного характера – 400 рублей и 1 требование неимущественного характера – 300 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Кивач» удовлетворить.
Обязать ФИО1 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок государственного лесного фонда в квартале № выдел № участкового лесничества Республики Карелия, ориентировочной площадью №, путем сноса и (или) переноса самовольной постройки и находящихся в ней объектов.
Взыскать с ФИО1 в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Кивач» в счет возмещения ущерба, причиненного лесному хозяйству, №.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Лахденпохского муниципального района № рублей государственной пошлины.
В удовлетворении требований Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия отказать.
В удовлетворении встречного иска ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Решение в окончательной форме принято 12.11.2020.