Дело №12-5/2018
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 26 февраля 2018 года
Судья Ленинского районного суда г. Красноярска Шевцова О.В., рассмотрев жалобу директора КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Ибрагимова Р.С. на постановление № Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае Кабаева Д.С. от 24 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Краевого государственного казенного учреждения «Противопожарная охрана Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции туда в Красноярском крае Кабаевым Д.С. № от 24 августа 2017 года Краевое государственное казенное учреждение «Противопожарная охрана Красноярского края» (далее по тексту КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за совершение которого назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 135 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с данным постановлением, директор КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Ибрагимов Р.С. обратился суд с жалобой, в которой просит постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции туда в Красноярском крае Кабаева Д.С. № от 24 августа 2017 года отменить, производство по административному делу прекратить, указывая, что оспариваемое постановление вынесено в нарушение требований ст. ст. 10, 14, 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае Кабаевым Д.С. до начала проведения проверки истребованы у КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» документы, приступив тем самым фактически к проверке 30 июня 2017 года, что является грубым нарушением закона и влечет недействительность результатов проверки в соответствии ч. 1 ст. 20 Федерального от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Представитель лица, привлеченного к административной ответственности, КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, с ходатайством о рассмотрении жалобы в отсутствие в адрес суда не обращался. Ранее в судебном заседании защитник лица, привлеченного к административной ответственности, КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Слизунов А.П., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просил постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае Кабаева Д.С. от 24 августа 2017 отменить, производство по делу прекратить.
Главный государственный инспектор труда Кабаев Д.С., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Ибрагимова Р.С., в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, с ходатайством о рассмотрении жалобы в отсутствие в адрес суда не обращался, направил письменные возражения на данную жалобу, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав, проверив и оценив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд не находит правовых оснований для отмены обжалуемого постановления инспектора труда Государственной инспекции туда в Красноярском крае Кабаева Д.С.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно положениям ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечении исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, соответствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, … иными документами…
Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Согласно 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором и также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 209 этого же Кодекса определено, что охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим (ст. 225 ТК РФ ).
Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года №1/29 (ред. от 30 ноября 2016 года) утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, согласно пункту 2.1.2 которого все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
Как следует из пунктов 2.1.3 Порядка, кроме вводного инструктажа по охране труда, проводится первичный инструктаж на рабочем месте, который проводится до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми в организацию работниками.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Частью 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований.
Статья 213 ТК РФ предусматривает необходимость проведения медицинских осмотров (обследований) и психиатрических освидетельствований некоторых категорий работников, которые осуществляются за счет работодателя.
Так, согласно ч. 6 и 7 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Таким образом, в силу указанных норм трудового права, работодатель обязан за счет собственных средств организовывать проведение обязательных психиатрических освидетельствований работников, которые связаны с источниками повышенной опасности.
Обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом положений Закона РФ от 02 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Соответственно, если работник отказывается пройти обязательное психиатрическое освидетельствование, работодатель не вправе принудить его к этому.
Вместе с тем, в силу абз. 13 ч. 2 ст. 212 и абз. 4 ч. 1 ст. 76 ТК РФ в указанном случае работодатель обязан не допустить работника к исполнению трудовых обязанностей (отстранить от работы) до прохождения им такого освидетельствования.
Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение и своевременную бесплатную выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее по тексту СИЗ), смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст.212, 221 ТК РФ).
Пунктом 5 части 1 статьи 219 ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
В соответствии с пунктом 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года №290н (ред. от 12 января 2015 года) (далее Правила), работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Предоставление работникам средств индивидуальной защиты, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда (п.5 Правил).
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам (п.13).
Согласно пункту 14 Правил, при выдаче работникам средств индивидуальной защиты работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам средства индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
Пунктом 34 указанных выше Межотраслевых правил установлено, что ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ, возлагается на работодателя (его представителя) (п.34 Правил).
В соответствии с пунктом 5.5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 878, при выборе форм подтверждения соответствия, средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
- первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
- второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Согласно пункту 5.6 указанного выше Технического регламента средства индивидуальной защиты в зависимости от степени риска причинения вреда пользователю (класса) подлежат подтверждению соответствия согласно формам, приведенным в приложении № 4 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 сентября 2010 года №777н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу, рабочим и служащим органов управления и подразделений пожарной охраны, подразделений и организаций, участвующих в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также иным работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».
Положением №1 предусмотрено, что работникам по должности «пожарный» выдаются: костюм летний из смешанных тканей – 1, костюм зимний на утепляющей прокладке – 1 на три года, боевая одежда пожарного – 1 комплект на два года, теплоотражательный костюм – дежурный, термоагресивостойкий костюм – дежурный, костюм радиационно-защитный – дежурный, костюм водонепроницаемый – 1 на три года, подшлемник летний – 1 на два года, подшлемник зимний – 1 на два года, белье термостойкое летнее – 1 комплект на два года, белье термостойкое зимнее – 1 комплект на два года, средства индивидуальной защиты рук пожарного – 1 пара на два года, защитная обувь пожарного – 1 пара на два года, сапоги или ботинки с высокими берцами – 1 пара на три года, головной убор летний – 1, головной убор зимний – 1 на три года, футболка хлопчатобумажная – 2, перчатки полушерстяные – 1 пара на 2 года.
Как верно установлено главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае Кабаевым Д.С. в ходе проведения плановой документарной проверки, проведенной в период с 24 июля 2017 года по 14 августа 2017 года, в отношении КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» по адресу: <адрес>, 14 августа 2017 года выявлено, что в нарушение ст. 212, 213 ТК РФ, 16 мая 2017 года пожарный пожарной части № 423 с. Казанцево, отряда противопожарной № 42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петров Р.П. допущен к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований; в нарушение ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, п.8 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», п.1 приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 сентября 2010 г. №777н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» на момент несчастного случая произошедшего 16 мая 2017 года, пожарный пожарной части № 423 с. Казанцево, отряда противопожарной № 42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петров Р.П. не обеспечен прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой, специальной обувью: боевая одежда пожарного – 1 комплект на два года, подшлемник летний – 1 на два года, подшлемник зимний – 1 на два года, белье термостойкое летнее – 1 комплект на два года, средства индивидуальной защиты рук пожарного – 1 пара на два года, защитная обувь пожарного – 1 пара на два года, сапоги или ботинки с высокими берцами – 1 пара на три года, головной убор летний – 1, футболка хлопчатобумажная – 2, перчатки полушерстяные – 1 пара на 2 года; в нарушение ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, п. 13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; при фактической численности 795 человек не создана служба охраны труда или не введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, чем нарушена ст.217 ТК РФ в КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты в установленные сроки, отсутствует личные карточки учета выдачи средствами индивидуальной защиты в установленные сроки пожарному пожарной части № 423 с. Казанцево, отряда противопожарной № 42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петрову Р.П.
Таким образом, в действиях КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» допущены административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1, 3, 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вина КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № от 17 августа 2017 года, согласно которому главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае Кабаевым Д.С. в ходе проведения плановой документарной проверки, проведенной в период с 24 июля 2017 года по 14 августа 2017 года, в отношении КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» по адресу: г. Красноярск, ул. Тамбовская, д. 11, 14 августа 2017 года выявлено, что в нарушение ст. 212, 213 ТК РФ, 16 мая 2017 года пожарный пожарной части № 423 с. Казанцево, отряда противопожарной № 42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петров Р.П. допущен к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований; в нарушение ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, п.8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года №290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», п.1 приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 сентября 2010 года №777н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» на момент несчастного случая произошедшего 16 мая 2017 года, пожарный пожарной части № 423 с. Казанцево, отряда противопожарной № 42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петров Р.П. не обеспечен прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой, специальной обувью: боевая одежда пожарного – 1 комплект на два года, подшлемник летний – 1 на два года, подшлемник зимний – 1 на два года, белье термостойкое летнее – 1 комплект на два года, средства индивидуальной защиты рук пожарного – 1 пара на два года, защитная обувь пожарного – 1 пара на два года, сапоги или ботинки с высокими берцами – 1 пара на три года, головной убор летний – 1, футболка хлопчатобумажная – 2, перчатки полушерстяные – 1 пара на 2 года; в нарушение ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, п. 13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; при фактической численности 795 человек не создана служба охраны труда или не введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, чем нарушена ст.217 ТК РФ в КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты в установленные сроки, отсутствует личные карточки учета выдачи средствами индивидуальной защиты в установленные сроки пожарному пожарной части № 423 с. Казанцево, отряда противопожарной № 42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петрову Р.П.;
- служебной запиской от 26 июня 2017 года об организации документарной проверки КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» в связи с несчастным случаем со смертельным исходом, произошедшим 16 мая 2017 года с пожарным пожарной части №423 с. Казанцево, отряда противопожарной № 42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петровым Р.П.;
- распоряжением (приказом) Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 29 июня 2017 года № о проведении проверки в отношении КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» в период с 24 июля 2017 года по 18 августа 2017 года в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права с целью защиты прав и интересов работников (в связи с рассмотрением служебной записки от 27 июня 2017 года № с указанием в нем перечня документов, представление которых юридическом лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, полученным КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» до начала проведения проверки;
- актом проверки Государственной инспекции труда в Красноярском крае юридического лица КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» № от 14 августа 2017 года, согласно которым Главным государственным инспектором труда Кабаевым Д.С. во исполнение распоряжения (приказом) Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 29 июня 2017 года № проведена проверка в период с 24 июля 2017 года по 14 августа 2017 года, в ходе которой было выявлено, что 16 мая 2017 года пожарный пожарной части № 423 с. Казанцево, отряда противопожарной № 42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петров Р.П. в нарушение ст. 212, 213 ТК РФ допущен к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований; в нарушение ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, п. 8 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», п.1 приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 сентября 2010 года № 777н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» на момент несчастного случая произошедшего 16 мая 2017 года, пожарный пожарной части № 423 с. Казанцево, отряда противопожарной № 42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петров Р.П. не обеспечен прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой, специальной обувью: боевая одежда пожарного – 1 комплект на два года, подшлемник летний – 1 на два года, подшлемник зимний – 1 на два года, белье термостойкое летнее – 1 комплект на два года, средства индивидуальной защиты рук пожарного – 1 пара на два года, защитная обувь пожарного – 1 пара на два года, сапоги или ботинки с высокими берцами – 1 пара на три года, головной убор летний – 1, футболка хлопчатобумажная – 2, перчатки полушерстяные – 1 пара на 2 года; в КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты в установленные сроки, отсутствует личные карточки учета выдачи средствами индивидуальной защиты в установленные сроки пожарному пожарной части № 423 с. Казанцево, отряда противопожарной № 42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петрову Р.П., нарушены ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, п. 13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; при фактической численности 795 человек не создана служба охраны труда или не введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, чем нарушена ст.217 ТК РФ;
- актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, согласно которому 16 мая 2017 года пожарный пожарной части №423 с. Казанцево, отряда противопожарной охраны №42 Шушенского района КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Петров Р.П. погиб при исполнении своих служебных обязанностей;
- предписанием Государственной инспекции труда № от 14 августа 2017 года, выданным КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» об устранении нарушений трудового законодательства, согласно которому в срок до 16 октября 2017 года КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных освидетельствований работников; обеспечить работников участка Боголюбовский ООО «Боголюбовское», на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам прошедшими в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средствами индивидуальной защиты в установленные сроки; обеспечить учет выдачи средствами индивидуальной защиты в установленные сроки работникам КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края»; обеспечить в учреждении организацию службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области;
- Положением по организации работы службы охраны труда в КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края», утвержденного директором КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» Ибрагимовым Р.С. 14 января 2016 года;
- штатным расписанием на период с 01 июля 2017 года, утвержденным приказом КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» № 125-к от 30 июня 2017 года;
- трудовым договором от 29 декабря 2007 года заключенного между КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» и Петровым Р.П.;
- протоколом оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте № от 20 сентября 2012 года;
-коллективным договором № от 17 декабря 2014 года;
- арматурной карточкой на имя Петрова Р.П.;
- протоколом оценки травмоопасности рабочего места № от 20 сентября 2012 года;
- списком работников, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» в 2017 году;
- направлением на предварительный (периодический) медицинский осмотр (обследование) на имя Петрова Р.П.;
- паспортом здоровья работника Петрова Р.П.;
- заключением по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) Петрова Р.П. от 05 сентября 2012 года;
- положением по организации работы службы охраны труда в КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края»;
- программой проведения первичного инструктажа по охране труда с пожарными подразделениями КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края»;
- журналом регистрации вводного инструктажа от 01 февраля 2006 года;
- журналом регистрации инструктажа на рабочем месте от 13 февраля 2013 года;
- журналом учета инструкций по охране труда для работников;
- журналом регистрации несчастных случаев на производстве.
Вышеприведенные доказательства по данному делу об административном правонарушении, отвечают требованиям допустимости, относимости и достоверности, их совокупность является достаточной для объективного вывода о наличии в действиях КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» составов административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о нарушении периода (срока) проведения поверки суд считает несостоятельными, поскольку инспектором по труду запрашивались документы, относящиеся к предмету проверки, указанные в распоряжении (приказе), с предоставлением таковых к началу проведения проверки 24 июля 2017 года. Каких - либо иных документов должностным лицом до начала проведения проверки не запрашивалось. Более того, анализ документов, указанных в распоряжении и представленных КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края», должностным лицом проводился в период, определенный распоряжением заместителя руководителя государственной инспекции труда Красноярского края (по охране труда) Худякова Е.И., что подтверждается вышеуказанным актом проверки Государственной инспекции труда в Красноярском крае юридического лица КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» № от 14 августа 2017 года.
Постановление о привлечении КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок привлечения КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» к административной ответственности не нарушен.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и освобождение лица от административной ответственности не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Учитывая, что по результатам проверки в действиях КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» выявлены административные правонарушения, предусмотренные частями 1, 3, 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностным лицом в соответствии с правилами ч. 2 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях правомерно назначено более строгое административное наказание, предусмотренное ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, административное наказание назначено КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» с соблюдением требований, предусмотренных статьями 3.1, 4.1, 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований для изменения КГКУ «Противопожарная охрана Красноярского края» наказания судом апелляционной инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае Кабаева Д.С. № от 24 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях сомнений в своей законности не вызывает, является правильными и оснований для отмены или изменения данного постановления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае Кабаева Д.С. № от 24 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Краевого государственного казенного учреждения «Противопожарная охрана Красноярского края» оставить без изменения, а жалобу директора Краевого государственного казенного учреждения «Противопожарная охрана Красноярского края» Ибрагимова Р.С. - без удовлетворения.
Судья О.В. Шевцова