Дело №2-567/2019 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2019 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при секретаре Голубенковой Л.Л.,
с участием истца Молькова <...>,
представителя ответчика ГУ УПФ в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Молевой А.М., действующей по доверенности от 14.01.2019 г. сроком на 1 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молькова <...> к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) о признании решения об отказе в перерасчете пенсии по старости незаконным, об обязании зачесть в страховой стаж периоды работы, об обязании произвести перерасчет пенсии с момента возникновения права,
У С Т А Н О В И Л:
Мольков <...>обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) о признании решения от 04 февраля 2019 года № <...>об отказе в перерасчете пенсии по старости в соответствии с ч.14 статьи 17 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» о зачета в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости период с 01.01.2003 года по 19.01.2004 г. работы в должности водителя автотранспортного цеха на ООО «<...>» незаконным, об обязании зачесть в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости период с 01.01.2003 года по 19.01.2004 г. работы в должности водителя автотранспортного цеха на ООО «<...>», об обязании произвести перерасчет пенсии с момента возникновения права. Заявленные исковые требования обоснованы тем, что ответчик вынес решение от 4 февраля 2019 года № <...>об отказе в перерасчете пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального Закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В сельский стаж не включен период с 01.01.2003 г. по 19.01.2004 г. в должности водителя автотранспортного цеха на ООО «<...>». Отказ аргументирован тем, что в соответствии с п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Поэтому данный период не может быть засчитан в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, т.к. отсутствуют сведения об уплаченных взносах предприятием за этот период. С решением органа Пенсионного фонда истец не согласен, по следующим причинам. Право на увеличение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставляется лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность. Вопрос о перерасчете пенсии рассматривается с учетом списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированное выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «о страховых пенсиях», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018г. №480. Периоды работы после регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Отсутствие таких сведений не должно являться поводом для отказа в зачете в страховой стаж и в стаж дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определенных периодов работы, поскольку правильность, полнота и своевременность отражения сведений за работников в системе персонифицированного учета является совместной задачей страховщика (пенсионного органа) и страхователя (работодателя), а не работника. Так, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 14) и Федеральным законом от -1.-4.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ст.11) работодатель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы Пенсионного фонда документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты пенсии. Органы Пенсионного фонда в свою очередь наделены полномочиями проводить у работодателей проверки документов, связанных с назначением и выплатой пенсии, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за работающих у него лиц; требовать и получать у работодателей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений; корректировать (исправлять) сведения переучета по результатам проверки. В данный период времени истец работал в должности водителя автотранспортного цеха на ООО «<...>», факт официального трудоустройства подтверждается записью в трудовой книжке, которая в силу статьи 66 Трудового кодекса РФ и пункта 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555, является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и трудового стажа работника. То обстоятельство, что организация не подтвердила, или не верно указала сведения или не производила отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, в соответствии с которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, не являлось основанием к отказу в иске. Полагает, что несообщение работодателем каких либо сведений в Пенсионный фонд РФ не может являться основанием для отказа в перерасчете пенсии по старости. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания, детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
В судебном заседании истец Мольков <...> заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Просил суд заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) Молева А.М. по доверенности возражала против заявленных исковых требований, суду пояснила, что Мольков <...>25.01.2019 обратился в Управление с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный Закон №400-ФЗ). Согласно ч.14 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 названного Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности. Вопрос о перерасчете пенсии рассматривается с учетом списка работ производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее Список №1440), и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Правила №1440), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 №1440. Согласно Решению Управления № <...>от 04.02.2019 истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В сельский стаж не включен период с 01.01.2003 по 19.01.2004 в должности водителя автотранспортного цеха ООО «<...>». В соответствии с п. 3 Правил №1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются, в том числе, периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком №1440, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с п. 6 Правил №1440 данные периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно п. 5 Правил №1440 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 названных Правил. В соответствии с пп. «б» п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015, периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица засчитываются в страховой стаж на основании сведений персонифицированного учета. Истец зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета 22.12.1998 года. На основании вышеизложенного, период работы истца после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета с 01.01.2003г. по 19.01.2004г. не может быть засчитан в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ, так как отсутствуют сведения о начисленных (уплаченных) за этот период страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о недействующем юридическом лице ООО «<...>» исключены из реестра 05.04.2011 года. Управление также полагает необоснованной ссылку истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 г. №9-П, поскольку данное Постановление применимо в той ситуации, когда работодателем (страхователем) страховые взносы не уплачиваются либо уплачиваются не в полном размере, в рассматриваемом случае страховые взносы не начислены и сведения персонифицированного учета от работодателя на работника не были представлены. Пункт 1 статьи 23 Федерального закона №400-ФЗ устанавливает, что перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. При изложенных обстоятельствах требование истца произвести перерасчет с момента возникновения права необоснованно. На основании вышеизложенного, УПФР в городском округе Шуе Ивановской области (межрайонное) просит отказать в удовлетворении исковых требований Молькова Германа Витальевича.
Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст.39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.ст.1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом РФ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее Закон N 400-ФЗ).
С 01.01.2019 осуществляется перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или по инвалидности гражданам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающим в сельской местности. При наличии в выплатном деле необходимой информации пенсионеру не нужно подавать заявление о таком перерасчете (ч.14, 15 ст.17 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).
При этом следует иметь ввиду, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (за исключением перерасчета в связи с инвалидностью или достижением пенсионером возраста 80 лет) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете. Следовательно, если документы представлены, например, 25 января 2019 г., то увеличение размера пенсии произойдет только с 01 февраля 2019 г. (п.2 ч.1 ст.23 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).
Перерасчет размера фиксированной выплаты гражданам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и проживающим в сельской местности, производится ПФР не позднее 01.09.2019, если пенсионер не подал заявление о перерасчете. Однако, если пенсионер обратится за перерасчетом в течение 2019 г., перерасчет осуществляется с 01.01.2019. Если он обратится с заявлением после 31.12.2019, перерасчет осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ПФР принято заявление (ч.14 ст.17 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).
Судом установлено и из обстоятельств дела следует, что Мольков <...>25.01.2019 обратился в Управление ПФР в г.о.Шуе Ивановской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный Закон №400-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 названного Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Вопрос о перерасчете пенсии рассматривается с учетом списка работ производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее Список №1440), и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее - Правила №1440), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 N 1440.
Согласно Решению Управления №<...>от 04.02.2019 истцу отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В сельский стаж не включен период работы с 01.01.2003 по 19.01.2004 в должности водителя автотранспортного цеха ООО «<...>».
В соответствии с п. 3 Правил №1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются, в том числе, периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком №1440, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил №1440 при подсчета стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанный в п.п. «а» п.3 названных Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений части 14 и 15 ст.17 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в п.3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета) и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил №1440 исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
В соответствии с п,п. «б» п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015, периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица засчитываются в страховой стаж на основании сведений персонифицированного учета.
Истец зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета 22.12.1998 года.
По мнению ответчика, период работы истца после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета с 01.01.2003 г. по 19.01.2004 г. не может быть засчитан в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ, так как отсутствуют сведения о начисленных (уплаченных) за этот период страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С указанной позицией ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о недействующем юридическом лице ООО «<...>» исключены из реестра 05.04.2011 года.
В период работы Молькова <...> с 01.01.2003 г. по 19.01.2004 г. начислялась и выплачивалась в ООО «<...>» заработная плата, что подтверждается копиями представленных расчетных листов.
Из Устава ООО «<...>» следует, что указанная организация относится к производствам сельского хозяйства.
Согласно Спискам работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 г. №1440, птицефабрика относится к наименованию работ, производств сельского хозяйства, должность водитель автомобиля (шофер) относится к наименованию профессий, должностей, специальностей.
В соответствии с ч.1 ст.11 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, имеющейся в материалах дела, Мольков <...> зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 22.12.1998 г.
Учитывая, что спорный период истца с 01.01.2003 г. по 19.01.2004 г. приходится на периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то в силу ч.2 ст.14 ФЗ РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» он подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьями 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в налоговые органы, осуществляется налоговыми органами (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
На застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения представляются органами службы занятости населения. (абзац введен Федеральным законом от 25.10.2001 N 138-ФЗ).
В силу ст.8.1 названного федерального закона, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ).
Из копии исполнительного листа №022993 по делу №А-17-4943/5-2004 по делу по иску Государственного учреждения Управление ПФ РФ в Лежневском районе Ивановской области к ООО «<...>» о взыскании 44110 руб. штрафа за непредоставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в систем обязательного пенсионного страхования» следует, что Решением Арбитражного суда Ивановской области от 22.11.2004 г. с ООО «<...>» взыскан указанный штраф в размере 44110 руб.
Таким образом, со стороны ответчика осуществлялся надлежащий контроль за предоставлением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в систем обязательного пенсионного страхования». Однако, необходимые сведения не были представлены по вине работодателя.
В силу ст.14 ФЗ РФ от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. №9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Как указал Конституционный Суд РФ в названном постановлении, впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования – исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между Государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами – право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение страховой пенсии, с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионы фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается страховая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, неуплата Страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата должна быть обеспечена, в том числе путем принудительного взыскания в судебном порядке.
Доказательствами, подтверждающими трудовой стаж в производстве сельского хозяйства в оспариваемый период работника Молькова <...> являются: трудовая книжка, расчетные листы о начислении заработной платы за 2003 и 2002 г.г., Устав ООО «<...>», согласно которому указанная организация относится к производству сельского хозяйства, представленные архивные справки указанной организации.
При таких обстоятельствах доводы ответчика об отказе во включении в стаж (страховой и общий трудовой) оспариваемые период работы истца является необоснованным.
При изложенных обстоятельствах период работы истца с 01.01.2003 г. по 19.01.2004 г. в должности водителя автотранспортного цеха на ООО «<...>» подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве, то есть может быть засчитан в страховой стаж, и в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Учитывая, что с учетом включения оспариваемого периода, страховой стаж Молькова <...> составит 30 лет, ему следует произвести перерасчет пенсии с момента возникновения права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Молькова <...>к ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) о признании решения об отказе в перерасчете пенсии по старости незаконным, об обязании зачесть в страховой стаж периоды работы, об обязании произвести перерасчет пенсии с момента возникновения права, удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) №<...>от 04.02.2019 г. в части не включения в сельский стаж Молькова <...> периода работы с 01.01.2003 г. по 19.01.2004 г. в должности водителя автотранспортного цеха на ООО «<...>».
Обязать ГУ УПФ РФ в г.о.Шуе Ивановской области (Межрайонное) зачесть в страховой стаж и в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Молькова <...>период работы с 01.01.2013 г. по 19.01.2014 г. в должности водителя автотранспортного цеха на ООО «<...>» и произвести перерасчет пенсии с момента возникновения права.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Козлова.
В окончательной форме решение суда изготовлено 10 июня 2019 года.
Судья Л.В. Козлова.
Согласовано Л.В. Козлова