Решение по делу № 2-1035/2016 ~ М-1254/2016 от 26.05.2016

Дело № 2-1035/16                     изготовлено 18.07.2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2016 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Яковлевой Л.В., при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты>, МОУ <данные изъяты> средняя школа об обязании обеспечить финансирование мероприятий, оборудовать дошкольное образовательное учреждение системой видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

В результате проведенной <данные изъяты> межрайонной прокуратурой <данные изъяты> проверки антитеррористической защищенности образовательных учреждений <данные изъяты>, было установлено, что в МОУ <данные изъяты> средняя школа не оборудовано системой наружного видеонаблюдения.

Ростовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты>, МОУ <данные изъяты> средней школе просил обязать обеспечить финансирование мероприятий по установке в МОУ <данные изъяты> средней школе видеонаблюдения за счет казны <данные изъяты> муниципального района и обязать МОУ <данные изъяты> средняя школа оборудовать образовательное учреждение видеонаблюдением.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 заявленные требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что прокуратурой района была проведена проверка по вопросу антитеррористической защищенности образовательных учреждений <данные изъяты>, установлено, что в МОУ <данные изъяты> средней школе отсутствуют система видеонаблюдения. Таким образом, в результате проверки выявлены нарушения Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Представитель ответчиков Администрации <данные изъяты> и МОУ <данные изъяты> средняя щкола по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что в бюджете района на 2016 год средств на требуемые мероприятия не предусмотрено. Законом обязанность по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения не предусмотрена, нормы права носят рекомендательный характер. Школа размещается в здании, построенном в 1965 году и до его реконструкции и проведения капитального ремонта, требования п.6.48 СНиП 31-06-2009» Общественные здания и сооружения», утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 года № 635/10 и ФЗ « от 30.12.2009 года № 384-ФЗ « Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» о его оснащенности системами видеонаблюдения не распространяются. Пояснила, что с учетом конкретных обстоятельств и отдельных мероприятий, которые необходимо выполнить, денежные средства могут быть выделены не ранее, чем через 3 месяца после вступления решения суда в законную силу, а сами работы выполнены в течение трех месяцев после выделения денежных средств.

Представитель третьего лица Управления образования администрации <данные изъяты> муниципального района, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

В соответствии с п. 6 и п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей( законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 7).

Согласно п.8 ч.1 ст. 41 вышеуказанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании п.2 и 15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Согласно ч. 13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Приказом N 2013 от 11 ноября 2009 года "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29 декабря 2011 г. № 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».Из приложения «В » к Своду правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» следует, что требования об установке систем видеонаблюдения и канала передачи тревожных сообщений распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ростовской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в результате которой установлено, что в нарушение названных требований законов, а также в нарушение пунктов 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», предусматривающих приоритет мер, направленных на предупреждение терроризма в МОУ <данные изъяты> средней школе система видеонаблюдения отсутствует.

<данные изъяты> средняя школа - объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности детских учреждений при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. К числу мер по противодействию терроризму относится, в силу закона, создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Установка систем видеонаблюдения не связана с реконструкцией или капитальным ремонтом здания, следовательно, доводы ответчиков о неприменении ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" не обоснованны.

В соответствии с Уставом МОУ <данные изъяты> средняя школа данное учреждение является бюджетным. Учредителем является муниципальное образование <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты>. Имущество учреждения является муниципальной собственностью, функции и полномочия собственника в отношении закрепленного за учреждением муниципального имущества, исполняет администрация Ростовского муниципального района.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий ( п.3 ст. 5 Федерального Закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ « О противодействии терроризму».

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу п.3 ч.1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.

Пунктом "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

При рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые отражены выше, и которые содержат императивные предписания как в отношении образовательных учреждений, так и в отношении органов местного самоуправления.

Из приведенных норм права и положений Устава МОУ <данные изъяты> средняя школа следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях.

При таких обстоятельствах, установив факт отсутствия системы видеонаблюдения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме и возложении обязанности по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения, как на муниципальную образовательную организацию, так и на учредителя - администрацию Ростовского муниципального района, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения, выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Доводы ответчиков о том, что в целях минимизации совершения террористических актов уже предпринят ряд мер, направленных на защиту от преступных посягательств, а именно оборудован канал передачи тревожных сообщений, организована охрана путем дежурства сторожей, установлено ограждение по всему периметру здания МОУ Белогостицкой средней школы не исключает удовлетворение иска, поскольку отсутствие постоянного видеонаблюдения не обеспечивает контроль и предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Исходя из позиции сторон в судебном заседании, суд считает возможным установить сроки для выделения денежных средств до ДД.ММ.ГГГГ, а для выполнения работ – в течение 3-х месяцев после выделения денежных средств, поскольку в настоящее время отсутствует финансирование на данные цели, а выполнение работ требует определенного времени. Данные сроки являются разумными.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме.

Обязать Администрацию <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> обеспечить финансирование мероприятий в МОУ <данные изъяты> средней школе по установке системы видеонаблюдения до 01 февраля 2017 года.

Обязать МОУ <данные изъяты> средняя школа оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения в течение трех месяцев со дня выделения денежных средств.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                     Л.В. Яковлева

Копия верна:

С П Р А В К А: Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ярославского областного суда от 16 сентября 2016 года, решение Ростовского районного суда Ярославской области от 12 июля 2016 года изменить в части срока исполнения администрацией <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> обязанности по обеспечению финансирования мероприятий в МОУ <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа по установке системы наружного видеонаблюдения, установив его до 01.03.2017 года.

В остальной части решение Ростовского районного суда Ярославской области от 12 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 16 сентября 2016 года.

Подлинник за надлежащими подписями подшит в деле № 2-1035/16 Ростовского районного суда Ярославской области.

Судья Ростовского районного суда:         Л.В.Яковлева

2-1035/2016 ~ М-1254/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ростовский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Ростовского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение Хмельниковская средняя общеобразовательная щкола
Другие
Управление образования Администрации РМР
Суд
Ростовский районный суд Ярославской области
Судья
Яковлева Людмила Владимировна
Дело на странице суда
rostovsky--jrs.sudrf.ru
26.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2016Передача материалов судье
27.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2016Подготовка дела (собеседование)
04.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2016Судебное заседание
18.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2016Дело оформлено
12.05.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее